Институты происхождения государства
Генезис государства кроется в целевых функциях индивидов, составляющих основу государственной власти. В истории экономики есть примеры длительного существования различных сообществ без центральной власти, то есть обществ анархических. Существует масса исследований, объясняющих причины устойчивого существования анархических сообществ (совместное возмещение нанесенного ущерба и взаимное страхование от природных катаклизмов и т.д.). Возникникновениe таких институтов анархизма обусловлено наличием факторов риска жизнедеятельности людей (например, в первобытном обществе). К таким факторам относятся: отсутствие развитой технологии общественного производства, низкий уровень развития научно-технических знаний, ограниченный ассортимент производимой в таких сообществах продукции, отсутствие внешней торговли, и т.д. Важнейшим экономическим мотивом индивидов в таком сообществе была не максимизация индивидуального дохода, а выживание, которое легче обеспечить группой. Поэтому в таких группах и возникают институты взаимного страхования, включающие в себя распределение внутри группы излишков урожая, приношение даров, брачные и родственные правила и другие институты, способствовавшие относительному выравниванию богатства у всех членов сообщества.
Одним из условий существования анархического общества (без государства) было относительно равномерное распределение потенциала насилия. Индивид, обладающий сравнительными преимуществами в осуществлении насилия, обладал максимальным «авторитетом» и сосредотачивал в своих руках максимум материальных благ (фараон). Если снять предпосылку об относительно равномерном распределении потенциала насилия, увеличивается вероятность появления такого индивида или группы, который найдет для себя выгодным захватить все материальные ресурсы, имеющиеся в данном обществе в условиях так называемого «спонтанного порядка».
В настоящее время «спонтанный экономический порядок», отвечающей идее анархического общества, сохранился только в наименее развитых обществах. Для существования анархического общества необходимо, чтобы решительность одного из индивидов была выше оборонительных усилий остальных индивидов группы, его доходы были не меньше принятого в группе минимального значения, а рост числа индивидов или групп в структуре сообщества способствовал сокращению среднего дохода рядовых членов группы.
Общество социального контракта предполагает, что естественные человеческие законы (например справедливость и милосердие), не могут поддерживаться сами по себе, так как они противоречат «естественным страстям» каждого человека. Именно для защиты этих естественных законов и необходима сила государства. Для установления власти необходимо, чтобы люди (собрание, сход и т.д.) назначили одного или несколько исполнителей закона, которые явились бы их представителями. Каждый человек, в данном случае, становится доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или принуждать других. Власть государства или суверена (избранного людьми) над обществом практически абсолютна, так как государство (суверен) правит согласно законам, провозглашенным народом и известным народу, а не путем импровизированных указов. Править с помощью справедливых судей, которые должны разрешать споры посредством этих законов, и применять силу сообщества в стране только при выполнении таких законов.
Иными словами, даже после образования государства сувереном остается народ. Более того, народ имеет право лишить правителя его власти и заменить его другим в том случае, если правитель не выполняет своих обязанностей, связанных с производством общественных благ. Конституционный договор становится основой относительно нового государства, «государства защищающего», определяющего все права свободы, включая права собственности индивидов и права государства, функцией которого является защита этих прав.
Далее - постконституционный договор, или договор о «государстве производящем», устанавливающем правила, по которым государство должно действовать, занимаясь производством общественных благ.
Общественный договор, не является установленной, жесткой схемой. Он может и должен быть пересмотрен на конституционной стадии. Государство пытается установить правила против конституционных. Общественный договор может и должен быть пересмотрен также и на постконституционной стадии, если государство поддерживает неэффективный для целей общественного благосостояния способ производства общественных благ.
Такая модель общественного договора отражает процесс социальной контрактации, характерный, в основных своих чертах, для современных развитых демократий.
|