Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЗАКОНЫ ПРЕДРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ





Обо­со­блен­ный ана­лиз ис­то­ри­че­ски ис­ход­ных форм ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний недо­ста­то­чен для адек­ват­но­го их по­ни­ма­ния. Его не­об­хо­ди­мо до­пол­нить син­те­ти­че­ски­ми рас­су­жде­ни­ями о тен­ден­ци­ях и за­ко­нах раз­ви­тия предрыночного природопользования. В не­ко­то­рой ме­ре мож­но ви­деть раз­ли­чия пред­шес­тву­юще­го и по­сле­ду­юще­го объ­яс­не­ния до­ры­ноч­но­го при­ро­до­по­ль­зо­ва­ния на осно­ве ан­то­ни­мов: фе­но­ме­нов и но­уме­нов.

До­ры­ноч­ное при­ро­до­по­ль­зо­ва­ние, в т.ч. экономика, - ис­то­ри­че­ски ис­ход­ное. Для его познания важно ознакомиться с работами о возникновении людей, общества [см.: в частности,157]. Оно и се­го­дня яв­ля­ет­ся ба­зо­вым во всех странах мира. Не­со­мнен­но, оно бу­дет таким и в перспективе. Как бы не уме­нь­ша­лась его роль в жиз­ни об­щес­тва, тем не менее, без него об­щес­тво немыс­ли­мо и в бу­дущем. Дорыночное природопользование называют самообеспечением (самозанятостью).

Основой самообеспечения является единство трех социальных регулятивов (норм): нравы ® права ® законы [см.139]. Нравы («естественное право») возникают на основе самовоспитания, “ изнутри” духовного мира людей. Чувства совести, справедливости, порядочности и т.п. - неотъемлемый фундамент общественной жизни. Отказ от них - способ убийства общества. Нравы - основа легитимности общества. У развитых животных существуют их предшественники. На основе нравов субъектов появились “извне” собственно общественные регулятивные нормы - право, возникшее из “горизонтальных” или договорных отношений людей, сделок. «Гражданский кодекс России» гласит: граждане “свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора”. 5000 лет назад (в Древнем Египте) началось становление государства, которое породило специфический метод регуляции - законы, вытекающие из “вертикальных ” отношений, политической субординации людей в условиях государства. Эту специфику законов отражал уже Ксенофонт.

Проблемой трак­тов­ки пред­ры­ноч­ной экономики сле­ду­ет счи­тать опре­де­ле­ние основ­ных её форм и последовательности их воз­ни­кно­ве­ния.

Средства обеспечения потребностей многообразны. Они эволюционировали при сохранении исходных их форм. Сегодня имеются все главные их типы. Все люди пользуются свободными благами, которые потребляют без присвоения. Главные же блага - результат их труда. Труд воз­никает в при­сва­ива­ющем при­ро­до­по­ль­зо­ва­нии, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся собственными фак­то­ра­ми и со­труд­ни­че­ством. Имеются люди, которые обеспечивают блага своим трудом (своеобразные Робинзоны). Чаще же всего, люди объединяются, и возникает у них хо­зя­ин, развиваются хо­зяйс­тво­ва­ние, хо­зяйс­твен­ные от­но­ше­ния. Ли­де­ры бы­ли и у го­ми­ни­дов, за­тем они ста­ли во­жа­ка­ми, во­ждя­ми пле­мен, пат­ри­ар­ха­ми. В по­сле­ду­ющем про­ис­хо­дит их спе­ци­али­за­ция, диф­фе­рен­ци­ация, ска­жем, у сла­вянс­ких пле­мен воз­ни­кли вой­ты (во­ен­ные ли­де­ры) и ко­мис­са­ры (хо­зяйс­твен­ные ли­де­ры). Хо­зя­ева - рас­по­ря­ди­те­ли ресурсов, т.е. достояния, имущества и тру­да. Услож­не­ние хо­зяйс­твен­ных ком­пле­ксов при­ве­ло к воз­ни­кно­ве­нию осо­бых имущественных, рас­пре­де­ли­те­ль­ных от­но­ше­ний по поводу ресурсов, что положило начало ста­но­вле­нию эко­но­ми­ки. В по­сле­ду­ющем огра­ни­чен­но­сти при­сва­ива­юще­го при­ро­до­по­ль­зо­ва­ния по­ро­ди­ли про­из­водс­тво. Ста­но­вле­ние про­из­во­дя­ще­го при­ро­до­по­ль­зо­ва­ния про­изошло посредством тру­да и со­впа­ло с воз­ни­кно­ве­ни­ем зем­ле­делия. В последующем возник рынок. Все эти типы природопользования сохраняются.

Ас­си­ми­ля­ция ® труд ® хо­зяйс­тво ® эко­но­ми­ка ® про­из­водс­тво® мена® бартер

(потребление) (присвоение) (распоря - (распре - (технология) (рынок)
жение) деление)

└──┬───┘

на­ту­ра­ль­ный труд

└──────┬──────┘

на­ту­ра­ль­ное хо­зяйство

└─────────┬──────────┘

на­ту­ра­ль­ная эко­но­мика

└─────────────────┬─────────────┘

на­ту­ра­ль­ное про­из­водство

└──────────────────┬───────────────────────────┘

предры­ноч­ное при­ро­до­по­ль­зо­вание

Труд - высшая форма взаимодействия человека с природой. Труд - целесообразная деятельность человека для создания благ [79, Т.23,с188]. Он начинается с изготовления орудий или простейших средств труда [79, Т.20, с.491] и существует и сам по себе (в чис­той фор­ме), и как важ­ней­ший фак­тор хо­зяйс­тва, эко­но­ми­ки и про­из­водс­тва. Он яв­ля­ет­ся опре­де­ля­ющим эле­мен­том жиз­ни людей. Об этом превосходно написал Ф. Энгельс [см.: там же, с. 486].

Глав­ное зна­че­ние име­ют за­ко­ны тру­да. «Имен­но ор­га­ни­за­ция тру­да... яв­ля­ет­ся са­мым глав­ным, ко­рен­ным и зло­бо­днев­ным во­про­сом всей об­щес­твен­ной жиз­ни» [68,Т.36, с.177]. Труд превращает предметы природы в блага - полезности, которые принимают разные формы, в т.ч. имущества, богатства, капитала.

Труд воз­ни­ка­ет в при­сва­ива­ющем при­ро­до­по­ль­зо­ва­нии. Пер­во­на­ча­ль­но труд су­ще­ству­ет в чис­той фор­ме, а за­тем при­ни­ма­ет фор­му про­из­водс­тва. Труд су­ще­ству­ет и вне про­из­водс­тва, например, при сбо­ре гри­бов. За­тем он пре­вра­ща­ет­ся в эко­но­ми­ку и в про­из­водство:

труд® обязанность ® ответственность (забота).

«Ис­то­рия раз­ви­тия тру­да да­ет «ключ» к по­ни­ма­нию всей ис­то­рии об­щес­тва» [79,Т.21,с.317]. Труд со­здал са­мо­го че­ло­ве­ка. Труд на­чи­на­ет­ся с из­го­то­вле­ния средств тру­да. Труд есть ес­те­ствен­ное усло­вие всех укла­дов че­ло­ве­че­ской жиз­ни. Труд ока­зы­ва­ет­ся “солн­цем”, во­круг ко­то­ро­го кру­тит­ся вся об­щес­твен­ная жизнь лю­дей. Вто­рая и тре­тья гла­вы труда Д.С. Мил­ля рас­кры­ва­ют труд как осно­ву эко­но­ми­ки. По край­ней мере, так сле­ду­ет объ­яс­нять труд.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ «СОТРУДНИЧЕСТВО «ТРУД

При­сва­ива­ющее при­ро­до­по­ль­зо­ва­ние осно­вы­ва­ет­ся не про­сто на тру­де, а на сотрудничестве мно­гих лю­дей, ко­то­рое не­воз­мож­но без осо­бых от­но­ше­ний лю­дей в этом про­цес­се по по­во­ду ре­сур­сов.

Пер­во­на­ча­ль­но обы­чаи, тра­ди­ции, ри­ту­алы и т.п. опре­де­ля­ли труд, со­труд­ни­че­ство, вза­имо­от­но­ше­ния лю­дей. Это легче осмыс­лить на тра­ди­ци­он­ном об­ра­зе жиз­ни лю­дей - в об­щи­нах, со­хра­ня­ющих­ся по на­сто­ящее вре­мя. П. Кемп и К. Армс по­ка­зы­ва­ют за­ви­си­мость чис­лен­но­сти на­се­ле­ния от аре­ала оби­та­ния, а так­же раз­лич­ные спо­со­бы ре­гу­ля­ции чис­лен­но­сти на­се­ле­ния. При «сбо­ях» об­щес­твен­ных усто­ев про­ис­хо­дит бы­стрый рост чис­лен­но­сти на­се­ле­ния, что во мно­гих слу­ча­ях ве­дет к го­ло­ду, мо­ру. При от­сутс­твии ин­ду­стрии и традиционном при­ро­до­по­ль­зо­ва­нии плот­ность на­се­ле­ния мо­жет быть то­ль­ко не­зна­чи­те­ль­ной. Со­вре­мен­ные пле­ме­на в не­де­лю тра­тят по 15 ча­сов на про­пи­та­ние [см.: 59]. «Ис­то­рия ку­ль­ту­ры есть ис­то­рия то­го тру­да, бла­го­да­ря ко­то­ро­му че­ло­ве­че­ство из низ­ко­го и бедс­твен­но­го со­сто­яния под­ня­лось на ту вы­со­ту, на ка­кой оно на­хо­дит­ся в на­сто­ящее вре­мя» [70,с.3]. Ю. Лип­перт так­же ис­по­ль­зу­ет сло­во «про­мы­сел» для на­зва­ния ис­ход­ной фор­мы тру­да [см.: там же, с.227].

Слово “сотрудничество” - омоним. Им обозначают три типа материальных отношений людей:

а) использование продуктов труда других людей,

б) совместное изготовление продуктов, в т.ч. незнакомыми людьми при рыночных отношениях (конкуренции),

в) совместное хозяйствование (солидарность, партнерство как противоположность конкуренции).

Первое возникает и посредством криминальной экономики, второе при рабовладении и рынке, третье - и в монастырях, коммунарских образах жизни и т.п.

Термином «сотрудничество» обозначают много близких явлений экономической жизни людей. Здесь отметим только простейшие, начальные их формы, возникающие между посторонними людьми (не родственниками). Выделим три формы сотрудничества:







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 340. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия