Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР ЭКОНОМИКИ





(Человеческий фактор)

Эко­но­ми­ка пред­став­ля­ет собой сис­те­му мно­гих укла­дов. По­знав их в це­лом, сле­ду­ет по­пы­та­ть­ся вы­явить об­щее у них. Та­ко­вым сле­ду­ет считать, пре­жде всего, са­мих лю­дей или субъ­ек­тив­ный (личный) фак­тор производства. Эко­но­ми­ка - де­яте­ль­ность лю­дей, на­прав­лен­ная на удовлетворение их по­треб­но­стей.

Человек ┌─────────┼──────────┐ «экономический» ® рациональный®реальный

Эко­но­ми­че­ская на­ука дав­но осмыс­ливает субъ­ек­тив­ный фак­тор, трак­туя раз­лич­но природу че­ло­века. Клас­си­че­ская по­ли­тэ­ко­но­мия рас­сма­три­ва­ла «го­мо эко­но­ми­кус», нео­клас­си­че­ская - ра­цио­на­ль­но­го че­ло­ве­ка, а теоретическая - реального человека как представителя социальных слоев, классов.

Человек ® люди ® народ

Эко­но­ми­ку можно характеризировать и как со­во­куп­ность всех лю­дей, занятых тем или иным образом в общественном производстве. В. Па­ре­то рас­сма­три­вал на­ро­до­на­се­ле­ние как субъ­ек­тив­ный фак­тор эко­но­ми­ки. Люди как участники экономических отношений одновременно и производители, и потребители. В то же вре­мя их жизнь не огра­ни­чи­ва­ет­ся то­ль­ко экономическими интересами. Са­мость, са­моцен­ность лю­дей озна­ча­ет, что их смысл жиз­ни не сво­дит­ся лишь к удовлетворению материальных потребностей. Эко­но­ми­ка для них - все­го лишь средс­тво, ко­то­рое обес­пе­чи­ва­ет жизнь в полном ее многообразии. Че­ло­век не про­сто «пеш­ка» сре­ди всех сил об­щес­твен­но­го раз­ви­тия, хо­тя его лич­ные уси­лия, ча­ще все­го, ми­зер­ны. Он и не про­сто «вин­тик», ко­то­рый од­но­знач­но кру­тит­ся в за­дан­ном кем-либо на­прав­ле­нии и с за­дан­ной ско­ро­стью. В то ­же вре­мя каж­дый нор­ма­ль­ный че­ло­век од­но­вре­мен­но яв­ля­ет­ся и тем, и дру­гим. И его учас­тие в эко­но­ми­ке име­ет опре­де­ля­ющее зна­че­ние в его жизни.

С древ­но­сти мыс­ли­те­лей ин­те­ре­со­вал че­ло­век. Мно­гое по это­му во­про­су мож­но най­ти у Пла­то­на и, особенно у Арис­то­те­ля. Пла­тон в диа­ло­ге «Фи­леб» упо­ми­на­ет раз­лич­ные ас­пек­ты бла­го­со­сто­яния че­ло­ве­ка - не­об­хо­ди­мые ему бла­га, его бо­гатс­тво, обес­пе­чен­ность, ра­до­сти, удо­во­льс­твия, на­слаж­де­ния, по­треб­но­сти, на­ту­ру, при­выч­ки, страс­ти и т.п. Все это трак­то­ва­лось в опре­де­лен­ной ме­ре как основа движения от муд­ро­сти к счас­тью:

МУДРОСТЬ® БЛАГОСОСТОЯНИЕ® СЧАСТЬЕ.

Пла­тон вы­де­лял основ­ные по­треб­но­сти лю­дей: в пи­ще, жи­лье, оде­жде. В его ра­бо­тах на­шли от­ра­же­ние и дру­гие фак­то­ры эко­но­ми­ки - иму­ще­ство, ли­дерство. Более поздние исследователи анализировали многие другие стороны жизни человека, причем делая это более глубоко и полно. Это – функция психологии. Ка­са­лись этих во­про­сов и тео­ло­ги. «Биб­лия» утвер­жда­ет тот факт, что «тру­дя­щий­ся до­сто­ин про­пи­та­ния». В ней от­ста­ива­ет­ся не­об­хо­ди­мость спра­ве­дли­во­сти в об­щес­твен­ной жиз­ни.

Люди уникальны. Различаются они физиологически, что важно знать с точки зрения портных, сапожников и т.п. Еще более они различаются духовно. Этот факт стал известным с древности. Так Феофраст написал книгу «Характеры», в которой показал основные типы людей [см.:138, с. 194]. Но и современная наука не решила этой проблемы и не дает теоретического объяснения характеров всех людей. Соционика пытается решить эту проблему.

Мно­гое по это­му во­про­су со­де­ржат мис­ти­че­ские про­из­ве­де­ния. Как ни па­ра­до­кса­ль­ны и не ир­ра­ци­она­ль­ны они, тем не менее, правомерно счи­тать фак­том со­впа­де­ние мно­гих мис­ти­че­ских оце­нок ти­пов лю­дей.

Тип нервной системы ┌───┴────┐ слабый ® сильный (меланхолик) ┌───┴────┐ неуравновешенный ® уравновешенный (холерик) ┌───┴────┐ подвижный ® инертный (сангвиник) (флегматик)

Со­вре­мен­ная эко­но­ми­ка тре­бу­ет зна­ний о субъ­ек­ти­вном фак­то­ре производства для обес­пе­че­ния счас­тья лю­дей. Спе­ци­алист с выс­шим об­ра­зо­ва­ни­ем дол­жен знать о су­ще­ство­ва­нии раз­лич­ных ти­пов лю­дей, глав­ные фор­мы умс­твен­ных от­кло­не­ний, патологии и т.п., что да­ют на­уки по дан­но­му во­про­су. Ска­жем, для уста­но­вле­ния адек­ват­ных от­но­ше­ний с лю­дь­ми ли­дер дол­жен опре­де­лить по ма­лей­шим при­зна­кам про­яв­ле­ние тем­пе­ра­мен­та, ха­рак­тер кон­крет­но­го че­ло­ве­ка и со­от­ветс­твен­но вес­ти с ним диа­лог, об­ще­ние. Аналогично надо знать деление людей на экстравертов и интровертов. Для этого надо воспользоваться выводами и положениями многих наук и, прежде всего, психологии. Особенно важно знать темперамент людей, соответствующий типу их нервной системы.

┌─“Стань личностью” ┌┴─“Сделай себя” ─┴──“Познай себя”

Воз­рас­та­ющее зна­че­ние гу­ма­ни­тар­ных на­ук важ­но для фор­ми­ро­ва­ния лю­дей в ка­че­стве важ­ней­ше­го фак­то­ра эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия. Они долж­ны обес­пе­чить осу­ще­ствле­ние из­ве­ст­но­го с древ­но­сти ло­зун­га «По­знай се­бя» для то­го, что­бы пе­рей­ти к ре­ше­нию про­бле­мы, по­став­лен­ной принципом И. Кан­та - «Сде­лай се­бя». Ис­ход­ным для до­сти­же­ния это­го мо­жет быть то­ль­ко ло­зунг «Стань ин­тел­лек­ту­алом» или «Стань личностью» для то­го, что­бы пре­вра­ти­ть­ся в про­фес­си­она­ла, эру­ди­та, ин­тел­ли­ген­та. То­ль­ко в та­ком слу­чае мож­но счи­тать че­ло­ве­ка до­ста­точ­но об­ра­зо­ван­ным пред­ста­ви­те­лем эли­ты об­щес­тва, обес­пе­чи­ва­ющей на­уч­ное управ­ле­ние об­щес­твом.

Что есть че­ло­век? В древ­нем ми­ре за­да­ли этот во­прос и до на­сто­яще­го вре­ме­ни на не­го долж­ным об­ра­зом не от­ве­ти­ли. Огра­ни­чен­ность лю­бо­го от­ве­та про­де­мон­стри­ро­ва­на древ­ним фи­ло­со­фом, ко­то­рый осме­ял од­но из та­ких од­но­бо­ких опре­де­ле­ний че­ло­ве­ка как «дву­но­го­го жи­вот­но­го без пе­рь­ев» тем, что при­нес ощи­пан­но­го цып­лен­ка.

Многие исследователи писали про «... людей, которые проходят, хотя и каждый по-своему, но фактически одни и те же этапы своего становления: человек, индивид, личность» [см., например, 147, с.22].

Люди ┌─────┼───────┐ че­ло­век® ин­ди­вид ® лич­ность

Че­ло­век - био­со­ци­аль­ное су­ще­ство. Лю­ди - и жи­вот­ные и не жи­вот­ные. Они - со­ци­аль­ные яв­ле­ния, про­дукт об­щес­тва. Каж­дый че­ло­век ста­но­вит­ся са­мим со­бой, т.е. индивидом, в ме­ру его оче­ло­ве­чи­ва­ния об­щес­твом. Оче­ло­ве­чи­ва­ние не от­ри­ца­ет свойств лю­дей, доставшихся им в наследство от животных, а до­пол­ня­ет их спе­ци­фи­че­ски че­ло­ве­че­ски­ми при­зна­ка­ми, прежде всего духовностью, сознанием [см. 181]. В свя­зи с этим че­ло­ве­ка объ­яс­ня­ют прак­ти­че­ски все на­уки: и био­ло­ги­че­ские, и со­ци­аль­ные, и гу­ма­ни­тар­ные, и эко­но­ми­че­ские. И то­ль­ко на их осно­ве воз­мож­но бо­лее или ме­нее пред­ста­вить глав­ные чер­ты лю­дей, обес­пе­чить их са­мо­по­знание.

Духовность ® просвещенность ® интеллигентность.

(разумность) (эрудированность) (интеллектуальность)

Че­ло­век - са­мость, субъ­ект. Из не­го вы­те­ка­ет об­щес­тво, как и то, что он яв­ля­ет­ся од­но­вре­мен­но ре­зу­ль­та­том об­щес­тва. «Сущ­ность че­ло­ве­ка... есть со­во­куп­ность всех об­щес­твен­ных от­но­ше­ний» [79,Т.3,с.3]. Эти от­но­ше­ния де­тер­ми­ни­ру­ют че­ло­ве­ка, он их вос­при­ни­ма­ет в про­цес­се оче­ло­ве­чи­ва­ния, и они ста­но­вят­ся его при­зна­ка­ми. Со­ци­али­за­ция лю­дей на­чи­на­ет­ся с детства, и дли­т­ся всю их жизнь. В ме­ру усвоения конс­ти­ту­иру­ющих при­зна­ков субъект ста­но­вит­ся че­ло­ве­ком. В свя­зи с этим об­щес­тво пред­став­ля­ет единс­тво лю­дей раз­но­го ка­че­ства, что хо­ро­шо описал Дж. Локк. В це­лом, сле­ду­ет выделять, пре­жде всего, та­кие группы (смотри схему на следующей странице).

 

 

┌─ Ко­ри­феи

┌┴─ Ге­нии

┌─ Идей­ные (лич­но­сти) ┴── Та­лан­ты

┌┴─ Ода­рен­ные

┌─ Нор­ма­ль­ные ┴── «Обы­ден­ные» лю­ди

┌─ Де­би­лы

┌─┴─ Кре­ти­ны (им­би­ци­лы)

Патология ┴─── Иди­оты

«Не­люди»

Слепоглухонемые от рождения не социализируются и не становятся людьми. Патология составляет 1-3 % лю­дей у каж­до­го на­ро­да, а по­ряд­ка 10 % - в по­гра­нич­ных фор­мах. У иди­отов во­об­ще не воз­ни­ка­ет спо­соб­но­сти мыш­ле­ния. Они не вла­де­ют ре­чью и не по­ни­ма­ют речь дру­гих. Для кре­ти­нов ха­рак­тер­но сла­бо­умие, де­би­лы под­вер­же­ны обу­че­нию про­стым про­фес­си­ям. По­след­ние учас­тву­ют в эко­но­ми­че­ской жиз­ни об­щес­тва, от­но­сят­ся к ак­ти­вно­му эко­но­ми­че­ско­му на­се­ле­нию. Эко­но­ми­че­ские на­уки име­ют де­ло, в це­лом, с нор­ма­ль­ны­ми лю­дь­ми.

Дейс­твия нор­ма­ль­ных людей ┌────┴─────┐ под­со­зна­те­ль­ные®со­зна­те­льные ┌─────┴─────┐ инс­тинк­тив­ные® ин­ту­итивные

Нор­ма­ль­ные лю­ди дейс­тву­ют тре­мя основ­ны­ми спо­со­бами. Про­стей­ши­ми из них яв­ля­ют­ся де­яния на осно­ве врож­ден­ных ре­флек­сов, инс­тинк­тов. Дру­гие акты про­ис­хо­дят под­со­зна­те­ль­но на осно­ве ин­ту­иции. Глав­ной фор­мой про­яв­ле­ния жиз­ни лю­дей яв­ля­ет­ся их сознательная де­яте­ль­ность. Имен­но она ин­те­ре­су­ет эко­но­ми­че­ские науки. И для ее понимания следует выявить единство таких феноменов:

 


идеология ® стимулирование ® мотивация.

МОТИВАЦИЯ. Обстоятельства жизни воспитывают мотивы людей. Мо­тив - устой­чи­вая пси­хи­че­ская при­чи­на по­ве­де­ния, по­ступ­ков, проступков, преступлений че­ло­ве­ка. Со­зна­те­ль­ная де­яте­ль­ность лю­дей ха­рак­те­ри­зу­ет­ся де­тер­ми­ни­ро­ван­ными мо­ти­ва­ми. Это про­яв­ля­ет­ся в логике поведения нормальных людей, которые сна­ча­ла ду­ма­ют, за­тем со­гла­су­ют свои дейс­твия с дру­ги­ми лю­дь­ми и то­ль­ко за­тем дейс­твуют.

ПОДУМАЛ® СОГЛАСОВАЛ ® СДЕЛАЛ.

└──────────┬──────────┘

мо­ти­вация

«Все, что при­во­дит лю­дей в дви­же­ние, долж­но прой­ти че­рез их го­ло­ву» [79,Т.21,с.308]. Умс­твен­ная де­яте­ль­ность яв­ля­ет­ся ис­ход­ной для ра­цио­на­ль­ной жиз­ни лю­дей, что из­ве­ст­но с древ­но­сти: «Семь раз от­мерь, один раз от­режь». Нор­ма­ль­ные лю­ди су­ще­ствен­но раз­ли­ча­ют­ся в том, как они мо­ти­ви­ру­ют свои дейс­твия. В це­лом люди действуют различными способами:

Де­яте­ль­ность (деяние) ┌────┴────┐ не­мо­ти­ви­ро­ван­ная ® мо­ти­ви­ро­ванная ┌────┴────┐ эмо­ци­ями ® ра­цио­на­льно ┌───┴───┐ ин­те­ре­са­ми ® идеями

Су­ще­ству­ет или не существует не­мо­ти­ви­ро­ван­ная де­яте­ль­ность нор­ма­ль­ных лю­дей? По опре­де­ле­нию сущ­но­сти де­яте­ль­но­сти - нет, а по юри­ди­че­ским ка­но­нам - да. В опре­де­лен­ных усло­ви­ях че­ло­век мо­жет по­сту­пить немотивированно (аф­фек­ты). Си­ль­ное воз­буж­де­ние ве­дёт к от­ка­зу от рас­суд­ка, и че­ло­век те­ря­ет кон­троль над со­бой. Это, ско­рее, ис­клю­че­ния из правил в жиз­ни лю­дей. Основ­ная их жизнь обя­за­те­ль­но мо­ти­ви­ру­ет­ся. В про­стей­шем слу­чае мо­ти­ва­ция про­ис­хо­дит на уров­не эмо­ций, чувств, вну­ше­ний ти­па фа­на­ти­зма или фан­та­зии. Ра­цио­на­ль­ная мо­ти­ва­ция ба­зи­ру­ет­ся на обо­сно­ва­нии жиз­ненных ин­те­ре­сов. И это глав­ный спо­соб мо­ти­ва­ции со­вре­мен­ных лю­дей. Как в прошлом, так и се­го­дня не­ко­то­рые лю­ди мо­ти­ви­ру­ют свои по­ступ­ки не ин­те­ре­са­ми, а бескорыстными иде­ями. При­зна­вая та­кой об­раз со­зна­те­ль­ной жиз­ни в ка­че­стве выс­ше­го, конс­та­ти­ру­ем тот факт, что он час­то ве­дет к дис­кре­ди­та­ции идей - «благими намерениями вы­ло­же­на до­ро­га в ад». И при­чи­ной это­му ока­зы­ва­ет­ся де­мо­ни­чес­кая си­ла не­ве­же­ства, ба­зи­ру­юща­яся на по­срам­ле­нии идеи из-за ее от­ры­ва от ин­те­ре­сов. По­это­му идей­ность не мо­жет про­ти­во­ре­чить ин­те­ре­сам, ко­то­рые являются главной формой мо­ти­ва­ции жиз­ни со­вре­мен­ных людей.

Фанаты ® энтузиасты ® идейные.

Раз­лич­ные спо­со­бы мо­ти­ва­ции дейс­твий со­су­ще­ству­ют в жиз­ни каж­до­го че­ло­ве­ка. У каж­до­го из них раз­лич­на их струк­ту­ра: у ко­го-то пре­ва­ли­ру­ют ин­те­ре­сы, у ко­го-то эмо­ции и т.п. На­при­мер, фа­на­т мо­жет быть не­об­ра­зо­ван­ным че­ло­ве­ком, ко­му вну­ши­ли опре­де­лен­ные сте­рео­ти­пы по­ве­де­ния. Он мо­жет дейс­тво­вать в ущерб сво­им ин­те­ре­сам. И та­кой об­раз его жиз­ни не бу­дет про­дол­жа­ть­ся дли­те­ль­ное вре­мя, по­ско­ль­ку он при­ве­дет его к ги­бе­ли. И он вы­нуж­ден под­чи­ня­ть­ся глав­но­му прин­ци­пу со­вре­мен­ной жиз­ни об­щес­тва: «ин­те­ре­сы дви­га­ют жиз­нью на­ро­дов» [68,Т.29,с.82]. В свя­зи с этим и не­об­хо­ди­мо ра­зо­бра­ть­ся с тем, что та­кое ин­те­ре­сы и ка­кую роль они вы­пол­ня­ют в эко­но­ми­ке. Или, иначе, как осуществляются мотивы людей. В на­уке име­ет­ся мно­го ра­бот по это­му во­про­су, но это не сня­ло полностью про­бле­мы теоретического их по­ни­ма­ния. Главная проблема - анализ осуществления мотивов.

По­треб­но­сти ® ин­те­ре­сы ® це­ли ® пла­ны ® труд ® про­дукт тру­да (бла­га)

ПОТРЕБНОСТИ - ат­ри­бут жиз­ни, в том чис­ле лю­дей. По­треб­но­стя­ми яв­ля­ет­ся все то, без че­го не­воз­мож­на жизнь лю­дей. Они ве­сь­ма мно­го­об­ра­зны и яв­ля­ют­ся ко­неч­ной осно­вой мо­ти­вов лю­дей. От них за­ви­сят ин­те­ре­сы и де­яте­ль­ность лю­дей во­обще.

«Лю­ди при­вы­кли объ­яс­нять свои дейс­твия из свое­го мыш­ле­ния, вмес­то то­го что­бы объ­яс­нять их из сво­их по­треб­но­стей...» [79,Т.20,с.493]. Потребность есть «побудительная сила этих побудительных сил» [79.Т.21, с.307].

┌ по­зи­ция ли­дерс­тва ┌┴ са­мо­вы­ра­же­ния ┌┴─ в при­зна­нии ┌┴── со­ци­аль­ные по­треб­но­сти ┌┴─── обес­пе­че­ния ду­хов­ны­ми цен­но­стя­ми ┌┴──── су­ще­ство­ва­ния ┴───── фи­зио­ло­ги­че­ский ми­ни­мум вы­жи­ва­ния

Пирамида побудительных мотивов (по Маслоу) может быть показана и следующим образом:

ИНТЕРЕСЫ - осо­знан­ные по­треб­но­сти [см.: 79, Т.46, Ч.1, с.192]. Это хотения, желания людей. Пред­ло­жен­ное опре­де­ле­ние ис­хо­дит из то­го, что лю­ди не зна­ют сво­их по­треб­но­стей. Осо­зна­ние по­треб­но­стей де­ла­ет их ин­те­ре­са­ми и ста­но­вит­ся отправным пунктом их со­зна­те­ль­ной жиз­ни. Осо­зна­ние по­треб­но­стей в качестве ин­те­ре­сов де­тер­ми­ни­ро­ва­но усло­ви­ями жиз­ни людей, их функ­циями в об­щес­тве. Это осо­зна­ние мо­жет быть и оши­боч­ным. Дур­ные усло­вия жиз­ни ве­дут к по­яв­ле­нию дур­ных при­вы­чек, ко­то­рые ста­но­вят­ся ир­ра­ци­она­ль­ны­ми ин­те­ре­са­ми, то есть та­ки­ми ин­те­ре­са­ми, ко­то­рые не вы­ра­жа­ют по­треб­но­стей. У нор­ма­ль­ных лю­дей нет по­треб­но­сти ку­рить, пить го­ря­чи­те­ль­ные на­пит­ки, упо­треб­лять нар­ко­ти­ки. Тем не менее, па­губ­ные усло­вия жиз­ни приво­дят к развитию этих потребностей. Воз­ни­кнув, они ста­но­вят­ся де­спо­та­ми жиз­ни тех, кто при­час­тен к ним. «... На­си­лие на­до мной со­вер­ша­ет... мой ин­те­рес...» [79,Т.46,Ч.1,с.192].

От­но­ше­ния лю­дей де­тер­ми­ни­ру­ются их ин­те­ре­сами. Это мож­но ви­деть из ста­рых анек­до­тов о крес­ть­я­нах. Спра­ши­ва­ют крес­ть­я­ни­на: «Что­бы ты сде­лал, ес­ли бы стал ца­рем?» Он от­ве­ча­ет: «Украл бы сто руб­лей и убе­жал» или «Ел бы са­ло с са­лом и са­лом за­пи­вал». Раз­ве не по­ка­зы­ва­ют эти меч­ты крес­ть­я­ни­на усло­вия его су­ще­ство­ва­ния, от ко­то­рых он не мо­жет от­ре­ши­ть­ся да­же при та­ком кар­ди­на­ль­ном их из­ме­не­нии? Изу­чая ин­те­ре­сы кон­крет­но­го че­ло­ве­ка, впол­не мож­но вы­явить усло­вия его жизни.

В раз­ных эко­но­ми­че­ских шко­лах ис­по­ль­зу­ют раз­ные тер­ми­ны для на­зва­ния дан­ной по­бу­ди­те­ль­ной си­лы лю­дей. В част­но­сти, это на­зы­ва­ют «нуж­дой», опре­де­ляя ее как чувс­тво не­хват­ки че­го-ли­бо. В этом же смыс­ле ис­по­ль­зу­ют и сло­во «по­треб­но­сти», ког­да опре­де­ля­ют их как нуж­ду, при­няв­шую спе­ци­фи­че­скую фор­му в со­от­ветс­твии с ку­ль­тур­ным уров­нем и лич­но­стью ин­ди­ви­да. Не от­ри­цая пра­во­мер­но­сти та­ко­го под­хо­да, сле­ду­ет осо­знать то, что раз­ли­чия в трак­тов­ке этих эко­но­ми­че­ских яв­ле­ний име­ют тер­ми­но­ло­ги­че­ский ха­рак­тер - раз­ное на­зва­ние од­но­го и то­го же. О тер­ми­нах, как из­ве­ст­но, не спо­рят. В то же вре­мя, сло­во «нуж­да» ка­те­го­ри­зу­ет­ся в эко­но­ми­че­ской тео­рии для ото­бра­же­ния низ­ко­го уров­ня бла­го­со­сто­яния, а по­это­му его не сле­ду­ет ис­по­ль­зо­вать в дан­ном зна­че­нии. Од­но­вре­мен­но, та­кая трак­тов­ка по­ня­тия «по­треб­но­сти» ис­клю­ча­ет по­ня­тие «ин­те­рес», что ве­дет к не­обо­сно­ван­но­му разрыву тра­ди­ций со­ци­аль­ных на­ук. Ино­гда для это­го ис­по­ль­зу­ют сло­во «на­доб­ность» (как и понятие «нужда»), ко­то­рое име­ет физиологический смысл.

Со­де­ржа­те­ль­ная трак­тов­ка сис­те­мы форм по­треб­но­стей ле­жит в осно­ва­нии ана­ло­гич­ной сис­те­мы ин­те­ре­сов: ма­те­ри­аль­ных, мо­ра­ль­ных, ду­хов­ных. Для по­ни­ма­ния ин­те­ре­сов важ­но вы­де­лить сле­ду­ющие груп­пы ин­те­ре­сов ин­ди­ви­да в со­ста­ве раз­ных со­об­ществ:

┌─ Кол­лек­тив: лич­ные + кол­лек­тив­ные + об­щие

┌──┴─ Груп­па: лич­ные + груп­по­вые

──┴──── Тол­па: личные

Раз­лич­ной об­щнос­ти лю­дей со­от­ветс­тву­ют и раз­ные типы со­став­ля­ющих ин­те­ре­сов их чле­нов. В тол­пе лю­ди ру­ко­водс­тву­ют­ся то­ль­ко лич­ны­ми ин­те­ре­са­ми. В груп­пе они ру­ко­водс­тву­ют­ся не то­ль­ко лич­ны­ми, но и груп­по­вы­ми ин­те­ре­са­ми. В та­ком слу­чае воз­ни­ка­ет груп­пов­щи­на (мафиозность), для ко­то­рой ха­рак­тер­но пре­ва­ли­ро­ва­ние общегрупповых ин­те­ре­сов, про­ти­во­по­став­ля­емых ин­те­ре­сам дру­гих. Выс­шая фор­ма со­вмест­ной жиз­ни лю­дей воз­ни­ка­ет тог­да, ког­да про­ис­хо­дит ста­но­вле­ние кол­лек­ти­вов, чле­ны ко­то­рых ру­ко­водс­тву­ют­ся не то­ль­ко лич­ны­ми и груп­по­вы­ми, но и ин­те­ре­са­ми бо­лее об­щих со­ци­аль­ных, в том чис­ле эко­но­ми­че­ских об­ра­зо­ва­ний, например, ин­те­ре­са­ми кор­по­ра­ции. При­мат всеоб­щих ин­те­ре­сов объ­еди­ня­ет со­от­ветс­тву­ющие об­щес­твен­ные об­ра­зо­ва­ния. «... Об­щий ин­те­рес су­ще­ству­ет не то­ль­ко в пред­став­ле­нии, как «все­об­щее», но и, пре­жде всего, он су­ще­ству­ет в дейс­тви­те­ль­но­сти в ка­че­стве вза­им­ной за­ви­си­мо­сти ин­ди­ви­дов, меж­ду ко­то­ры­ми раз­де­лен труд» [79,Т.3,с.31]. Идея об­ще­го ин­те­ре­са воз­ни­кла в древ­но­сти и се­го­дня яв­ля­ет­ся кар­ди­на­ль­ной для са­мых со­вре­мен­ных форм ры­ноч­ной эко­но­ми­ки, раз­лич­ных форм кор­по­раций и стран.

Меж­ду лич­ны­ми, кол­лек­тив­ны­ми и об­щи­ми ин­те­ре­са­ми мо­гут быть про­ти­во­ре­чия. Не­до­ста­ток вос­пи­та­ния ве­дет к то­му, что ин­ди­вид не по­ни­ма­ет не­об­хо­ди­мо­сти ува­же­ния чу­жих ин­те­ре­сов, со­блю­де­ния об­щих ин­те­ре­сов сво­их пред­при­ятий, кор­по­ра­ций. В сфе­ре эко­но­ми­ки это име­ет важ­ней­шее зна­че­ние се­го­дня. Ска­жем, про­бле­ма «не­су­нов», ко­то­рые во­ру­ют у сво­их пред­при­ятий и т.п. Ко­неч­но, та­кие яв­ле­ния от­ра­жа­ют и то, что не учи­ты­ва­ют в долж­ной ме­ре ин­те­ре­сы са­мих ра­бот­ни­ков, не опла­чи­ва­ют им дол­жную за­ра­бот­ную плату.

ЦЕЛИ - бо­лее раз­ви­тая фор­ма ин­те­ре­сов. У каж­до­го че­ло­ве­ка обыч­но мно­го ин­те­ре­сов и они про­ти­во­ре­чи­вы. Они яв­но пре­вы­ша­ют воз­мож­но­сти лю­дей. В свя­зи с этим че­ло­век про­ду­мы­ва­ет свои ин­те­ре­сы и в опре­де­лен­ной ме­ре ран­жи­ру­ет их по важ­но­сти, до­сти­жи­мо­сти. Тем са­мым про­ис­хо­дит про­цесс пре­вра­ще­ния ин­те­ре­сов в це­ли. Пре­вра­ще­ние ин­те­ре­сов в це­ли во мно­гом за­ви­сит от на­хож­де­ния средств до­сти­же­ния ин­те­ре­сов. Средс­тва до­сти­же­ния ин­те­ре­сов при­об­ре­та­ют пре­иму­ще­ствен­ное зна­че­ние, име­ет мес­то при­мат средств над тем, что хо­те­лось бы до­стиг­нуть. Пре­вра­ще­ние ин­те­ре­сов в цель пред­став­ля­ет про­цесс, ста­ди­ями ко­то­ро­го мо­гут быть раз­ные яв­ле­ния: на­ме­ре­ния, за­дум­ки и т.п. «... Со­зна­те­ль­ная цель, ко­то­рая как за­кон опре­де­ля­ет спо­соб и ха­рак­тер его дейс­твия и ко­то­рой он дол­жен под­чи­нить свою во­лю...» [79,Т.23,с.189].

Осо­зна­ние ин­те­ре­сов и фор­ми­ро­ва­ние це­лей лю­дей яв­ля­ет­ся опре­де­ля­ющим фак­то­ром их жиз­ни. Это истолковано дав­но и мно­го­сторонне. Бо­ль­шой ма­те­ри­ал по это­му во­про­су со­бран в про­из­ве­де­ни­ях, по­свя­щен­ных «смыс­лу жиз­ни». Име­ет­ся мно­го спе­ци­аль­ных ра­бот. Нет воз­мож­но­сти и не­об­хо­ди­мо­сти их здесь пе­ре­ска­зы­вать.

Це­ли че­ло­ве­ка не воз­ни­ка­ют не­из­ве­ст­но от­ку­да, а раз­ви­ва­ют­ся, об­ла­го­ра­жи­ва­ют­ся по ме­ре ста­но­вле­ния че­ло­ве­ка - в процессе роста его об­щес­твен­ной де­яте­ль­но­сти. Со­дейс­тву­ет это­му вос­пи­та­ние, об­ра­зо­ва­ние и обу­че­ние. Це­ле­со­об­ра­зное по­ве­де­ние не обя­за­те­ль­но рас­тет, но и па­да­ет при опре­де­лен­ных усло­ви­ях в жиз­ни ин­ди­ви­да и об­щес­тва. В то же вре­мя у нор­ма­ль­но­го че­ло­ве­ка су­ще­ству­ет сис­те­ма це­лей, ко­то­рая охва­ты­ва­ет все сто­ро­ны его жиз­ни. Она иерар­хич­на, име­ет опре­де­лен­ную ран­жи­ро­вку. Каж­дая из них со­сто­ит из дру­гих, бо­лее кон­крет­ных це­лей. Их раз­ра­ба­ты­ва­ют се­го­дня в фор­ме «дре­ва це­лей», ко­то­рое по­ка­зы­ва­ет их со­от­но­си­те­ль­ность - приоритеты, су­бо­рди­на­цию и ко­ор­ди­на­цию, по­сле­до­ва­те­ль­ность.

По­учи­те­ль­ны и на­зи­да­те­ль­ны вы­ска­зы­ва­ния ве­ли­ких лю­дей о зна­че­нии це­ли в их жиз­ни. На­при­мер, Вик­тор Гю­го пи­сал: «Цель ут­ра­че­на, и сил как не бы­ва­ло...». Л. Толс­той ука­зы­вал на то, что слу­же­ние на­ро­ду пред­став­ля­ет цель су­ще­ство­ва­ния ду­хов­ных, идей­ных лю­дей или со­став­ля­ет их смысл жиз­ни. «Де­яте­ль­ность че­ло­ве­ка, - пи­сал Н. Чер­ны­шевс­кий, - бес­плод­на и ни­чтож­на без счас­тья дру­гих». В свя­зи с этим ве­ли­кие лю­ди обыч­но ука­зы­ва­ют на иде­алы сво­ей жиз­ни, на не­об­хо­ди­мость бо­рь­бы за их до­сти­же­ние. Это ле­жит в осно­ве ре­ли­гии и на­уки, как выс­шей фор­мы иде­оло­гии. По­всед­нев­ная жизнь по­ка­зы­ва­ет: от­сутс­твие иде­алов ве­дет к ду­ше­вной пус­то­те, что от­кры­ва­ет пря­мую до­ро­гу злу во всех его фор­мах. По­это­му са­мо­вос­пи­та­ние, са­мо­обуз­да­ние - пер­вая обя­зан­ность каж­до­го нор­ма­ль­но­го че­ло­ве­ка, у ко­то­ро­го име­ет­ся лич­ный ин­те­рес, не от­ри­ца­емый обыч­но кол­лек­тив­ным и об­щим ин­те­ресом.

ПЛАНЫ - бо­лее слож­ная фор­ма це­лей. В от­но­ше­нии про­стых дел до­ста­точ­но це­лей. Пла­ны воз­ни­ка­ют в от­но­ше­нии слож­ных дел. Слож­ные де­ла пред­по­ла­га­ют та­кие про­цес­сы умс­тво­ва­ния, ко­то­рые обыч­но не по си­лам здра­во­му рас­суд­ку, а по­это­му не­об­хо­ди­мо при­бе­гать к на­уч­ным средс­твам - мо­де­ли­ро­ва­нию це­лей на но­си­те­лях ин­фор­ма­ции для вы­яс­не­ния всех их ас­пек­тов, со­гла­со­ва­ния. С древ­но­сти воз­ни­кли раз­лич­ные фор­мы пла­нов, пре­жде всего, со­ору­же­ний, зда­ний. На этой осно­ве ба­зи­ру­ет­ся про­из­водс­тво тех­ники.

Пре­вра­ще­ние це­лей в пла­ны пред­став­ля­ет слож­ный про­цесс вза­имо­увяз­ки пред­по­ла­га­емых дел в ка­че­стве еди­но­го це­ло­го. При этом мо­жет воз­ни­кнуть про­ти­во­ре­чие меж­ду пла­ном и це­лью, как и меж­ду пла­ном и ле­жа­щи­ми в их осно­ве ин­те­ре­са­ми, по­треб­но­стя­ми. Мно­гие пла­ны ир­ра­ци­она­ль­но вы­ра­жа­ют по­треб­но­сти, ин­те­ре­сы и це­ли лю­дей, во­вле­чен­ных в них.

Ошиб­ки при раз­ра­бо­тке пла­нов мо­гут свес­ти на нет пло­до­твор­ность де­яте­ль­но­сти на их осно­ве. В свя­зи с этим обыч­но не эко­но­мят средств на раз­ра­бо­тку пла­нов. Без пла­на не­ль­зя по­лу­чить при­бы­ли во­об­ще, а по­это­му без пла­ни­ро­ва­ния нет пред­при­ни­ма­те­льства, в т.ч. производственной деятельности.

ТРУД - за­вер­ша­ющий этап про­яв­ле­ния по­треб­но­стей, ин­те­ре­сов, це­лей, пла­нов. Труд де­тер­ми­ни­ро­ван пла­на­ми. Он пред­став­ля­ет про­цесс осу­ще­ствле­ния пла­нов и пре­вра­ще­ния пред­ме­тов при­ро­ды в со­от­ветс­твии с пла­на­ми в про­дук­ты тру­да - бла­га, по­ле­знос­ти, ко­то­рые слу­жат средс­твом для удо­влет­во­ре­ния по­треб­но­стей.

БЛАГА - про­дукты тру­да, яв­ля­ют­ся средс­твом удо­влет­во­ре­ния по­треб­но­стей лю­дей и од­но­вре­мен­но фак­то­ром их тру­да. Бла­га влияют на об­щес­твен­ную жизнь. Эко­но­ми­ка ока­зы­ва­ет­ся все­го лишь производством благ для обес­пе­че­ния жиз­ни или бла­го­со­сто­яния на­ро­да. Сам че­ло­век вы­сту­па­ет и в ка­че­стве це­ли, и в ка­че­стве средс­тва производства.

БЛАГО ® БЛАГОСОСТОЯНИЕ ® ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Бла­го как цель тру­да ока­зы­ва­ет­ся ис­ход­ным моментом для достижения бла­го­со­сто­яния и, тем са­мым, де­тер­ми­на­тором че­ло­ве­че­ско­го бла­го­со­сто­яния. В свя­зи с этим бла­га за­слу­жи­ва­ют сис­те­мной трак­тов­ки (или тео­ре­ти­че­ско­го объ­яс­не­ния).

Блага ┌───┴────┐ сво­бод­ные ®огра­ни­ченные ┌───┴────┐ част­ные ® об­щес­твенные ┌──────┴─────┐ «не перегружаемые» ® «пе­ре­гру­жа­емые» ┌────┴──────┐ «огра­ни­чи­ва­емые» ® чистые

Част­ные бла­га - те, ко­то­рые идут стро­го опре­де­лен­но­му по­ку­па­те­лю, как, на­при­мер, бу­хан­ка хле­ба. Оста­ль­ные бла­га от­но­сят­ся к со­вмест­но по­треб­ля­емым (то­ва­ры об­щес­твен­но­го по­ль­зо­ва­ния). Их по­треб­ле­ние каж­дым про­ис­хо­дит то­ль­ко со­вмест­но. При этом не­ко­то­рые бла­га до­ступ­ны то­ль­ко опре­де­лен­но­му ко­ли­че­ству по­тре­би­те­лей, на­при­мер, об­щес­твен­ный транс­порт. До опре­де­лен­но­го пре­де­ла по­треб­ле­ние каж­дым не уме­нь­ша­ет воз­мож­но­сти по­треб­ле­ния оста­ль­ных, а сверх опре­де­лен­но­го пре­де­ла по­треб­ле­ние каж­до­го ста­но­вит­ся пре­пятс­тви­ем их по­треб­ле­ния дру­ги­ми. Бо­лее слож­ной фор­мой благ яв­ля­ют­ся та­кие, по­треб­ле­ние ко­то­рых бес­пре­де­ль­но, «не пе­ре­гру­жа­ет­ся». В то же вре­мя ин­те­ре­сы про­из­во­ди­те­лей мо­гут быть обес­пе­че­ны на осно­ве уста­но­вле­ния огра­ни­че­ний на их по­треб­ле­ние, на­при­мер, введением пла­ты за по­ль­зо­ва­ние определенными благами. Тот, кто не платит, благ не получает. Так организованы част­ные шко­лы, плат­ная ме­ди­ци­на и дру­гие. На­при­мер, в те­ле­ви­зи­он­ных се­тях воз­мож­но уста­но­вле­ние ко­дов для про­смот­ра опре­де­лен­ных пе­ре­дач то­ль­ко те­ми, кто упла­тил за их про­смотр. Хо­тя смот­реть мог­ли бы все, но про­смотр огра­ни­чи­ва­ют только те­ми, кто пла­тит. Выс­шей фор­мой благ яв­ля­ют­ся чис­то об­щес­твен­ные, за ко­то­рые не­ль­зя уста­но­вить ни­ка­кой огра­ни­чи­ва­ющей пла­ты, на­при­мер, лю­бо­ва­ние фей­е­рвер­ком. Чис­то об­щес­твен­ные бла­га - это та­кие, ко­то­рые по­треб­ля­ют­ся все­ми лю­дь­ми не­за­ви­си­мо от то­го, пла­тят они за них или нет: национальная оборона, обеспечение внутренней безопасности.

Со­от­ветс­твие по­ле­знос­тей по­треб­но­стям яв­ля­ет­ся ме­рой из­ме­ре­ния адек­ват­но­сти всех опо­сре­ду­ющих эле­мен­тов мо­ти­вации.

Обо­сно­ван­ность мо­ти­ва­ции рас­тет по ме­ре рос­та про­фес­си­она­ли­зма, ко­то­рый сви­де­те­льс­тву­ет не то­ль­ко о рос­те фор­ма­ль­ной об­ра­зо­ван­но­сти, но и на­коп­ле­нии лич­но­го опы­та жиз­ни. В со­вре­мен­ных усло­ви­ях про­фес­си­она­лизм яв­ля­ет­ся глав­ной ха­рак­те­ри­сти­кой основ­ных ра­бот­ни­ков в об­щес­тве. Вне про­фес­сии се­го­дня мож­но вы­пол­нять то­ль­ко про­стей­шие ра­бо­ты, ко­то­рые не обес­пе­чи­ва­ют долж­но­го бла­го­со­сто­яния ра­бот­ни­ков. Эру­ди­ро­ван­ность, ком­пе­тент­ность, ин­тел­лек­ту­аль­ность ока­зы­ва­ют­ся важ­ней­ши­ми фак­то­ра­ми труда и эко­но­ми­че­ско­го про­грес­са. Их надо совершенствовать, чтобы обеспечить оптимальный рост экономики.

СТИМУЛИРОВАНИЕ. Мо­ти­вы - ис­ход­ное усло­вие тру­да, про­из­водс­тва, эко­но­ми­ки. Под влиянием тех или иных мотивов лю­ди при­хо­дят на пред­при­ятия. И ме­не­дже­ры при­зва­ны сво­им воз­дейс­тви­ем на лю­дей обес­пе­чивать адек­ват­ное их по­ве­де­ние. В свя­зи с этим на­до понять, что воз­дейс­твие на лю­дей осуществляется через их сти­му­ли­ро­ва­ние. Ли­де­ры во­об­ще, в том чис­ле и ме­не­дже­ры, вос­пи­ты­ва­ют та­ких ис­пол­ни­те­лей, ко­то­рые им по­треб­ны. И средс­твом для этого слу­жат раз­лич­ные фак­то­ры жиз­ни: про­све­ще­ние, про­па­ган­да и т.п. или, в целом, идеология.

ЭКОНОМИКА

┌──────────────┼──────────┐

ИДЕОЛОГИЯ ® ПОЛИТИКА ® ПРАКТИКА

ИДЕОЛОГИЯ яв­ля­ет­ся опре­де­ля­ющим фак­то­ром вос­пи­та­ния лю­дей, в том чис­ле сти­му­ли­ро­ва­ния их к опре­де­лен­но­му по­ве­де­нию. Идеологическая направленность эко­но­ми­ки вы­пол­ня­ет не то­ль­ко по­зи­ти­вную, но и не­га­ти­вную функ­цию в су­дь­бе людей. Эко­но­ми­ка не мо­жет быть вне иде­оло­гии. Речь идет о том, что­бы иде­оло­гия бы­ла конструктивной, ра­цио­на­ль­ной, на­уч­ной. Наука - идеология прогресса. Идеология не должна про­ти­во­ре­чить здра­во­му рас­суд­ку лю­дей. В то же вре­мя она долж­на создавать усло­вия для ди­на­мич­но­го раз­ви­тия эко­но­ми­ки, а для это­го она долж­на ис­клю­чить популизм. Ес­ли не обес­пе­чить такое положение, то мо­жет быть об­рат­ный эф­фект: че­ло­век на­чи­на­ет де­лать противоположное то­му, что ему го­во­рят. По­это­му ме­не­дже­ры долж­ны сти­му­ли­ро­вать по­ве­де­ние ис­пол­ни­те­лей так, что­бы оно бы­ло в их собс­твен­ных ин­те­ре­сах и в ин­те­ре­сах со­от­ветс­тву­ющих пред­при­ятий.

Не мо­гут укло­ня­ть­ся от указанной ра­бо­ты все типы ли­де­ров - пред­при­ни­ма­те­ли, про­мыш­лен­ни­ки, ме­не­дже­ры. Глав­ная их за­да­ча со­сто­ит в том, что­бы про­све­тить лю­дей, объ­яс­нить им их ин­те­ре­сы и, тем са­мым, ори­ен­ти­ро­вать их на то или иное по­ве­де­ние, по­ступ­ки. Для это­го на­до изу­чать ин­те­ре­сы ра­бот­ни­ков, их це­ли, пла­ны и воз­дейс­тво­вать на них ма­те­ри­аль­ны­ми, мо­ра­ль­ны­ми и ду­хов­ны­ми фак­то­ра­ми. Все это и со­став­ля­ет сти­му­ли­ро­ва­ние - важ­ней­ший эле­мент де­яте­ль­но­сти всех ли­де­ров эко­но­ми­ки. Под­бор адек­ват­ных сти­му­лов сви­де­те­льс­тву­ет об уров­не по­зна­ния че­ло­ве­ка, ав­то­ри­тет­но­сти ли­де­ра, его про­фес­си­она­ли­зме. При этом сти­му­лы не обя­за­те­ль­но сво­дят­ся к за­ра­бот­ной пла­те, хо­тя её, ча­ще все­го, иг­но­ри­ру­ют. Ра­бо­тая с «ре­аль­ны­ми» лю­дь­ми, на­до учи­ты­вать ре­аль­ный уро­вень их вос­пи­тан­но­сти и со­от­ветс­твен­но сти­му­ли­ро­вать их. Как ни пе­ча­ль­но, но в се­го­дняш­ней прак­ти­ке по­рой до­сти­га­ют бо­ль­ше­го с по­мо­щью не впол­не гу­ман­ных сти­му­лов, на­при­мер, выдачей ста­ка­на вод­ки на тяжелой ра­бо­те (например, грузчику водочного завода) че­ло­ве­ку при усло­вии ка­че­ствен­но­го и бы­стро­го вы­пол­не­ния им ра­бо­ты. Дру­гих ра­бот­ни­ков ин­те­ре­су­ет со­всем иное. И ли­дер все это дол­жен знать, что­бы обес­пе­чить ин­ди­ви­ду­аль­ный под­ход, по­пы­та­ть­ся вос­пи­тать че­ло­ве­ка. Это и бу­дет усло­ви­ем его бла­го­денс­твия и бла­го­со­сто­яния тех, с кем он ра­бо­та­ет - осно­ва их счас­тья.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 363. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...


Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия