Студопедия — Государство Мали
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Государство Мали






 

Традиция формирования ранних государств в Западной Афри­ке не угасла после упадка Ганы: ее преемником стало Мали, ко­торое наряду с более молодым Сонгай относится к числу самых значительных государств Западного Судана.

Их история известна намного лучше, чем история Ганы. И о них наиболее важные и ценные сведения сообщают арабские историки, географы Северной Африки, купцы и путешественники из стран Магриба, посещавшие эти районы. Особый интерес пред­ставляют сообщения, содержащиеся в трудах Ибн Баттуты и Льва Африканского. Ибн Баттута, родившийся в 1304 г. в Танжере, в берберской семье, объездил весь мусульманский мир и даже вос­точные окраины Азии. В 1352—1354 гг., выехав из Феса, он по­сетил области, принадлежавшие государству Мали. Ал-Хасан ибн Мухаммед ал-Ваззан аз-Зайяти ал-Фаси из Марокко, получивший при крещении имя Лев Африканский, в 1526 г., находясь на служ­бе Ватикана, написал книгу «Об описании Африки и о примеча­тельных вещах, какие там есть». В основе этого труда лежат бо­гатые материалы, собранные географом в его путешествиях по Западному и Центральному Судану* (* При крещении ал-Хасан получил имя Джованни Леоне Африкано в честь папы Льва X, которому его подарили, захватив в плен, сицилийские пираты. Таким образом, Лев Африканский — скорее прозвание. Что касается «службы Ватикану», то она выразилась в преподавании арабского языка в католических университетах Рима и Болоньи.).

Кроме того, сохранились ценные исторические хроники, также на арабском языке, составленные мусульманскими учеными Суда­на. Их было бы значительно больше, если бы не войны и другие катаклизмы. Многие исторические источники стали жертвами ко­лониальных войн империалистических держав, происходивших мно­го веков спустя. Особенно большое значение имеют суданские хро­ники, происходящие из Томбукту, например «Тарих ас-Судан», принадлежащая перу Абд ар-Рахмана ас-Сади (1655), и «Тарих ал-фатташ», начатая Махмудом Кати и его внуком, а затем дове­денная неизвестным автором до 1660 г. * (* Хроника «Тарих ал-фатташ» закончена правнуком Махмуда Кати Иби ал-Мухтаром Гомбеле, жившим в середине XVII в. Однако ее текст доведен только до 1599 г.). Обе книги написаны на основе личных наблюдений и содержат подробные описания куль­турных достижений народов Судана. Труд ас-Сади состоит из хро­ники суданских царств, биографий выдающихся деятелей, которых он знал, и рассказа о его собственной дипломатической службе. Махмуд Кати, автор «Тарих ал-фатташ», сопровождал аскию Му­хаммеда I во время его паломничества в Мекку, а в 1591 г. стал очевидцем вторжения марокканских войск в Сонгай. Тогда же Ахмед Баба написал биографии нескольких выдающихся ученых Томбукту.

Этническую основу государства Мали составляли мали, или малинке** (** В данном случае скорее произошло превращение названия государствен­ного образования в этноним: «мали-нке» означает «люди Мали».). Еще в XI в. между реками Нигер и Бакой существова­ло небольшое родо-племенное княжество Мали, временами подпа­давшее под власть Ганы. Правившая им аристократия и купцы уже поклонялись Аллаху. Сильная военная знать Мали в непре­станных войнах с соседями закрепила этнические и политические основы своей власти и, используя первые проявления эксплуата­ции и торговую монополию, расширила свои владения и упрочила государственную организацию. В этом деле важная роль принад­лежала легендарному основателю собственно государства Мали — Сундьяте (1230—1255), который в 1235 г. в битве при селении Крина, к северу от современного города Куликоро, разбил вождя сосо и верховного правителя Ганы, разрушил его столицу Гану и воздвиг новую резиденцию дальше к югу, там, где ныне на реке Санкарани стоит деревня Ниани. Сундьяту, подобно героям эпосов раннего средневековья, бесчисленные сказания, песни и леген­ды по сей день прославляют как могущественного воителя сверхъ­естественной силы и «отца мандинго». Он сумел объединить под своей эгидой царство, превосходившее размерами древнюю Гану. На западе его граница проходила по нижнему течению Гамбии, на юге — по предгорьям Фута-Джаллона (Гвинея), на востоке земли Сундьяты по Нигеру доходили до района города Дженне, а на севере простирались до Валаты (Мавритания), крупного пе­ревалочного пункта караванной торговли в Западном Судане. Важнее всего, что новое государство включало известные золотые россыпи «Вангара», а именно Галаод и Бамбук в междуречье Фа-леме и Сенегала, а также Буре, новый золотоносный район в са­мой глубине страны мандинго, где добыча золота быстро увели­чивалась.

При Сундьяте улучшилась внутренняя организация государст­ва, система налогов и поборов стала более совершенной. Хронисты сообщают, что по велению Сундьяты корчевали лес, расширялипосевы, вводили новые методы земледелия и неизвестные дотоле культуры, в частности хлопчатник. Царь уделял большое внима­ние и ремеслам.

Его преемники, например Сакура (1285—1300), бывший раб царского семейства, продолжали вести завоевательную политику. Сакуре удалось занять Масину и отбить у своего соперника, пра­вителя Диары, захваченный им было Текрур.

Однако наибольшую славу стяжал манса (царь) Канку Муса, правивший с 1307 по 1332 г.* (* Более верной представляется другая датировка правления Мусы I: 1312— 1337 гг.). При нем государство Мали имело наибольшие размеры, чрезвычайно усилилось и достигло вершины своего культурного развития. Мы знаем о мансе Мусе со слов со­временных ему арабских писателей XIV и XV вв., описывающих его пышное паломничество в Мекку к гробу пророка в 1324 г., ко­торое произвело неизгладимое впечатление на весь тогдашний мусульманский мир. Правителя, ехавшего верхом на коне, сопро­вождали огромная свита и множество рабов. Полтысячи рабов несли невиданное количество золотых слитков. Шествие Мусы че­рез Каир, караваны верблюдов и вереницы рабов, расточитель­ность царя и окружавшая его роскошь многие годы служили не­истощимой темой разговоров. Манса Муса со свитой будто бы роздали в Каире столько золота, что его цена сильно упала и в течение многих лет впоследствии не возвращалась к прежнему уровню. Паломничество Мусы укрепило политические и торговые связи Мали с его восточными соседями вплоть до Египта, что, естественно, повлекло за собой усиленный приток мусульманских купцов и ученых в Западный Судан.

Позднее транссахарская торговля явно переместилась на во­сток и осуществлялась по срединной и восточной дорогам, ведшим в Триполитанию и Египет.

Мали поддерживало дружественные отношения с правителями Египта и Аравийского полуострова, а также с султаном Феса ** (** Имеются в виду государи из берберской династии Маринидов (Бану Ма­рин), правившие в Марокко в 1269—1465 гг.). Вести о богатстве и могуществе царей Мали достигли даже Евро­пы. На портулаках — географических картах XIV в. — часто фи­гурируют владения «короля Мелли». На карте Судана в каталан­ском атласе короля Франции Карла V изображена фигура царя, восседающего на троне. В одной руке он держит скипетр, в дру­гой — слиток золота, который протягивает всаднику под покры­валом — туарегу. Сверху надпись: «Имя этого негритянского князя Муса Мали, правитель негров Гвинеи». До XVI в. государ­ство Мали изображалось на многих европейских картах. При мансе Мусе или даже еще при его предшественнике Мали обло­жило данью город Гао в излучине Нигера, местопребывание сон-гайской аристократии. В конце XIV в. Муса II наконец присоеди­нил давний предмет вожделений малийских правителей, медные копи Такедда в Аире, и государство Мали достигло своих наи­больших размеров.

Особенно много интересных сведений сообщает Ибн Баттута, который в 1352—1353 гг. побывал в главных провинциях Мали и описал царившие в них порядок, безопасность, благосостояние и гостеприимство. При мансе Мусе города Гао, Томбукту и Джен-не стали не только центрами торговли и ремесел, но и средоточи­ем мусульманской учености. Наезжавшие купцы жили в отдель­ных кварталах. Существовали и специальные кварталы ремеслен­ников, что говорит о процветании ремесел. Аристократы строили для себя роскошные дворцы, появились новые красивые мечети. Большая мечеть в Гао и пышно украшенный дворец в Томбукту считались творениями андалузского архитектора эс-Сахили, с ко­торым манса Муса познакомился во время паломничества в Мек­ку. Оба здания могли быть возведены и позднее, в царствование одного из правителей Сонгай, но не вызывает сомнений, что при мансе Мусе, когда государство Мали достигло наибольшего рас­цвета, благодаря расширению торговых связей бурно развивались города, а следовательно, и градостроительство. При мансе Мусе наступил и новый период усиленной исламизации, сопряженной с укреплением высшей государственной власти и образованием важных центров культуры.

Но и государство Мали, как многие другие непрочные госу­дарственные объединения раннеклассового общества, подвержен­ные нападениям воинственных кочевников и соседних союзов пле­мен, постепенно распалось.

С конца XIV в. династические раздоры ослабляли страну и мешали ей обороняться против вторжений исповедовавших ани­мизм племен моси с юга и туарегов с севера. В 1433 г. туарегские племена кочевников-верблюдоводов захватили Томбукту, Араван и Валату. Династия Кейта удержалась у власти до 1645 г., но ее владения непрестанно сокращались, к числу исконных врагов добавились тукулёры и бамбара, и с XV в. о ее былом величии остались только воспоминания.

Однако в городе Мали и в XVI в. еще процветали ремесла, производившие в числе прочих изделий хлопчатобумажные ткани для вывоза в Дженне и Томбукту. Лев Африканский пишет, что зерновые и скот имелись там в изобилии, а город Мали насчитывал около б тысяч прочных зданий. Но начиная с XV в. в восточ­ной части некогда могущественного Мали зарождалось на основе векового союза племен сонгаев из Гао еще одно великое государ­ство, которому суждено было стать важным этапом развития За­падного Судана.

Сонгай

 

Центр третьего крупного государства средневекового Судана — Сонгай, которое к началу XV в. получило политический перевес, находился к востоку от Ганы и Мали. Сонгай населяли область в среднем течении Нигера, выше порогов Бусы. Сначала их основными занятиями были рыболовство и возделывание риса. Ранняя традиция туманно сообщает о длившихся десятилетия­ми оборонительных войнах против восточных хауса и западных мандинго. Гао упоминается как местопребывание сонгаев уже в 890 г.

В литературе о Западном Судане происхождение государств на его территории, в том числе и Сонгай, обычно объясняется вторжениями «чужаков». Конечно, рассматриваемые районы Центрального и Западного Судана вообще и области расселения племен хауса и государство Канем-Борну в частности действи­тельно испытывали сильное влияние воинственных кочевых пле­мен берберов, ливийцев, арабов, но тем не менее к соответствую­щим показаниям суданских хроник следует относиться с большой осторожностью и оценивать их критически.

Как известно, принявшие ислам племена, правящие династии и аристократия формировавшихся государств часто приписывали себе чужеземное происхождение. Нередко они выводили свою ге­неалогию от того или иного из арабских правителей, являвшегося якобы родственником пророка, или даже от самого пророка. Многие легенды такого рода были измышлениями мусульманских ученых: возвеличивая правящую династию, они стремились тем самым оправдать ее притязания на власть над эксплуатируемым родным народом и покоренными соседними племенами. Все теории элитарного происхождения правящих классов и слоев в эксплуа­таторском обществе отмечены расовой или религиозной окраской. Известный советский африканист Д. А. Ольдерогге на основе си­стематического исследования названий государственных институ­тов, должностей и должностных лиц в государстве Сонгай пришел к выводу, что все они местного происхождения* (* Автохтонный характер этих институтов впервые доказал в 1912 г. фран­цузский ученый М. Делафосс, опубликовавший список титулов и должностей Сонгайского государства (см.: М. Delafosse. Haut-Senegal — Niger (Soudan Francais). Т. 2. Р., 1912, с. 88—89). Впоследствии эту работу продолжил фран­цузский исследователь Ж. Руш (см.: J. Rouch, Contribution a l`histoire des Songhay. Dакаr, 1953, с. 192—193, примеч. 2).). Только в терми­нологии, связанной с религией, удалось проследить близкое род­ство с арабскими словами.

Трудно установить, когда именно началось образование пер­вых форм государственной организации, связанное с выделением аристократии и развитием отношений эксплуатации среди сонгаев. При легендарном вожде по имени Фаран Бер, о котором по сей день повествуют многочисленные сказания, сонгаям покорилась вся долина Нигера до окрестностей Томбукту.

Государство Сонгай уже вполне сложилось в начале XV в., а в правление сонни (титул правителя) Али и аскии Мухаммеда I достигло наивысшего развития. Еще в XIV в. Сонгай было васса­лом Мали, но к концу этого столетия обрело независимость. Сонни Али по прозвищу Великий, правивший с 1464 по 1492 г., в 1468 г. захватил Томбукту и успешно отразил вторжения туарегов и моси.

Он завоевал и важный центр торговли Дженне, нанеся этим еще один сокрушительный удар государству Мали. В эти годы происходила ожесточенная борьба за малийское наследство, и правителям Сонгай приходилось утверждать свою власть в непре­станных войнах. Сонни Али был очень одаренным полководцем. Умело использовав все внутренние ресурсы военных дружин сон­гаев и крестьянских ополчений, он в конце концов создал могуще­ственную империю, простиравшуюся на западе до Мопти и Ва-латы, а на востоке — до местностей, населенных хауса. При нем упорядочилось также внутреннее управление, усилилась центра­лизация. С захватом Дженне правители Сонгай получили доступ к золотым россыпям Биту (Берег Слоновой Кости, Верхняя Воль­та, современная Гана) и установили свой контроль над ними. Эксплуатация этих месторождений велась с XIV в., но при прави­телях Сонгай она активизировалась.

Одновременно с передвижением важнейших государственных центров с территории Ганы дальше на восток, в Сонгай, переме­стились и центры добычи золота, а также некоторые торговые пути. Помимо золотых приисков в Галаме и Батмбуке, разраба­тывавшихся еще древней Ганой, и в Буре, на территории Мали, золото добывалось теперь на золотоносных участках в государст­ве Сонгай, на севере Гвинейского побережья.

Суданские хронисты изображают сонни Али жестоким тира­ном, творившим беззакония. Он изгнал из городов мусульманских ученых, хотя сам принял ислам. Никоим образом не следует счи­тать его деспотом, который мог появиться только на африканской почве: это был типичный правитель раннефеодальной эпохи. Сама собой напрашивается аналогия с французскими Меровингами, ко­торые в борьбе с местной родовой знатью и другими воинствен­ными соперниками не гнушались никакими средствами. К тому же на этом раннем этапе формирования государства в основном путем военной экспансии ислам, как, впрочем, и любая другая монотеистическая религия в сходный период, еще не играл той роли, в которой он выступал позднее, когда государство укрепи­лось.

В Сонгай процесс внутренней консолидации государства проис­ходил в основном при аскии Мухаммеде Туре I, правившем с 1493 по 1528 г. Он стремился создать хорошо действующее цент­ральное управление. Выходец из племени сонинке, в течение мно­гих лет бывший сановником и военачальником сонни Али, Мухам­мед Туре I лоложил начало новой мусульманской династии аскиев. В XVI в., когда она достигла наибольшего могущества, государст­во Сонгай продвинулось на западе до Сегу и важного оазиса и опорного пункта на границе с Сахарой — Анра, принадлежавшего прежде туарегам, а на северо-востоке — до западного предела Борну. С тех пор правители Сонгай владели богатыми соляными и медными разработками в Тегаззе и Тауденни. В этих отдален­ных местностях стояли сонгайские гарнизоны. Войска Сонгай не­изменно отражали непрекращавшиеся набеги моси и почти без труда покорили города хауса Замфару, Кацину и Зарию, но Кано долго оказывал им сопротивление.

Военным успехам Сонгай немало способствовало то обстоя­тельство, что аския Мухаммед I наборы контингентов знати и вассалов, а также свободных крестьян в народное ополчение за­менил постоянным войском из рабов и профессиональных солдат. По всей территории были разбросаны сильные гарнизоны, закла­дывались и возводились все новые пограничные укрепления. Вой­ско несло и полицейские функции внутри страны. По Нигеру даже курсировала сонгайская флотилия.

Подобно некоторым правителям Мали, Мухаммед I прославил­ся пышными паломничествами в Мекку. Самое знаменитое его путешествие продолжалось с 1495 по 1497 г., в нем участвовали полторы тысячи рабов — пятьсот конников и тысяча пеших. В пу­ти Мухаммед I также растратил огромные суммы денег и задол­жал египетским купцам 150 тысяч дукатов. Аббасидский халиф ал-Мутаваккил * (* После взятия монголами Багдада в 1258 г. аббасидский халифат был вос­становлен в Каире мамлюкским султаном Рукн ад-дином Байбарсом I в 1261 г. и просуществовал до завоевания Египта турками в 1517 г. Халифы этого пе­риода были безвластными марионетками в руках мамлюков, сохранявших ха­лифат ради укрепления собственного авторитета в мусульманском мире. Здесь речь идет о халифе ал-Мутаваккиле II (1479—1497).) пожаловал ему титул Амир ал-Муслимин — «Государь верующих в странах Судана».

Великая заслуга аскии Мухаммеда I в том, что он всячески поощрял в своей империи культурное творчество. Он приглашал арабских врачей, ученых, архитекторов, и благодаря им в городах развивалась культура. Он вернул из Валаты ученых, которых в свое время изгнал сонни Али. Исламские школы в Томбукту и Дженне переживали новый расцвет. В высшем учебном заведении Санкоре в Томбукту — его можно сравнить с университетом, ал-Азхар в Каире — наряду с Кораном и другими теологически­ми дисциплинами изучали литературу, историю, географию, мате­матику и астрономию (семь свободных искусств). В биографиях выдающихся ученых Томбукту, написанных местным автором, ученым Ахмедом Баба, названо более ста поэтов, законоведов, математиков, которые в XVI в. определяли духовный климат Том­букту. При этом собственно западносуданская культура и здесь создавалась вокруг центров мусульманского образования. К это­му периоду относятся многочисленные научные труды, историче­ские хроники и рукописи на различные темы (бóльшая их часть была уничтожена в конце XVI в. во время нашествия мароккан­цев).

Мухаммед I, как и многие другие правители, всемерно под­держивал мусульманское духовенство и использовал ислам для укрепления государственности. Так, с 1502 г. при дворе аскии подвизался известный знаток всех тонкостей мусульманской рели­гии ал-Магили из Тлемсена (Алжир), живший прежде в Кано, крупном хаусанском городе. Его перу принадлежит знаменитый трактат о двенадцати обязанностях правителя, в котором рассмат­риваются основные проблемы централизованного мусульманского государства. Идеология ислама и проникнутое его принципами законодательство играли роль фермента в отмирании старых орга­низационных форм доклассового общества.

Проникновение ислама в Западную, равно как и в Восточную, Африку характеризуется двумя обстоятельствами: он был тесно связан с торговыми дорогами и купцами, которые первыми про­кладывали пути к его мирному распространению, и стал религией правящего класса. Уже в VIII в. Судан посещали мусульманские купцы из Магриба и Египта, а за ними следом поспешали свя­щеннослужители. В важнейших торговых центрах, например в Кумби-Сале, столице древнего государства Ганы, возникали це­лые колонии мусульман, которые жили в особых кварталах. Хотя нашествие Алморавидов ускорило процесс принятия ислама, преж­де всего правителями Ганы и Мали, дорогу ему по-прежнему рас­чищали в первую очередь купцы и «святые люди».

Так, шаг за шагом ислам завоевывал правящую знать и насе­ление городов по течению Сенегала и в излучине Нигера: Джен­не, Гао, Томбукту. И в Борну ислам с XI в. стал государственной религией в основном благодаря тому, что, будучи узловым пунк­том на караванных путях, эта страна занимала выгодное положе­ние в торговле. По 'поводу областей хауса источники сообщают противоречивые сведения, но и они дают право предположить, что уже в XIV в. ислам проникал в эти районы с разных сторон, в особенности через посредство купцов, паломников и священнослу­жителей из Западного Судана, Борну и Северной Африки, и что этому процессу благоприятствовали тесные политические связи с Борну и государством Сонгай.

Приморские города и города-государства Восточной Африки подпали под влияние ислама с VIII в., после расселения там ара­бов, и вскоре под воздействием арабо-суахилийской аристократии приняли мусульманскую религию как государственную. Проник­новение ислама из Египта на юг происходило медленно и с интер­валами. Только в 1415 г. во главе Донголы в Восточном Судане стал мусульманский правитель, а в восточносуданских оазисах Дарфур, Вадаи, Багирми и других династии последователей ани­мистической религии лишь с XVI в. стали уступать место «право­верным» властителям.

Как известно, ислам особенно легко распространялся среди городского населения. В городах, где были сосредоточены ремес­ла, торговля и культура, мусульмане вступали в контакт с мест­ным населением. Определение Энгельса: «Ислам — это религия, приспособленная для жителей Востока, в особенности для арабов, следовательно, с одной стороны, для горожан, занимающихся тор­говлей и ремеслами, а с другой — для кочевников-бедуинов»7 — справедливо и в применении к Западному и Центральному Суда­ну и другим районам Африки. Многие кочевые племена, особенно те, что, находясь в процессе перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу, переживали стадию «военной демо­кратии», подхватывали знамя ислама и призывали к «священной войне» против «неверных». Для купцов и посредников в торговле, особенно для сонинке, диула и хауса, этих исконных торговых племен Западной Африки, переход от анимизма к мусульманской религии стал настоятельной экономической необходимостью.

Ислам создавал могущественную организацию верующих, ко­торая не считалась с племенными границами и способствовала экономическим и торговым связям. Кроме того, ислам обеспечи­вал своим последователям преимущества в экономике и культуре над автохтонными племенами. Принятие ислама не только облег­чало торговлю с мусульманскими странами—наследниками ха­лифата, например с государствами Северной Африки и Аравий­ского полуострова, но и помогало проникновению элементов более высокой образованности, таких, как письменность и духовные школы, которые быстро становились опорными пунктами чисто африканской культуры.

Но в первую очередь распространение ислама как идеологии раннеклассового общества, в том числе раннефеодального, служи­ло укреплению авторитета и власти правящих династий и форми­рованию аристократии. Правители обеспечивали себе особое рели­гиозное почитание, создавался монотеистический государственный культ* (* «Религиозное почитание» правителя существует в исламе только в неко­торых шиитских сектах, например у исмаилитов. В средневековой Африке исмаи-литство было государственной религией лишь в фатимидском Египте. Обыч­но же правитель выступал в исламе в качестве имама, т. е. главы данной му­сульманской общины. В то же время как раз для многих неисламиэированных обществ Африканского континента была характерна традиционная фигура свя­щенного царя (например, у ашанти, йоруба).). Следуя принципу «Сuius regio, eius religio» («Чья страна, того и вера»), аристократия стремилась оправдать ссылками на Коран свои притязания на власть и эксплуатацию покоренных народов. Введение мусульманских систем права и налогообло­жения ускоряло создание государственного аппарата власти и упорядочивало его. Не вызывает, однако, сомнений, что в госу­дарственных образованиях до XVI в. ислам не проникал в дере­венские общины и на первых порах даже мало влиял на эти тра­диционные социальные институты. Масштабы его распростране­ния среди подчиненных и эксплуатируемых слоев населения, без­условно, зависели от степени внутренней классовой дифференциа­ции и развития эксплуататорских отношений.

Характерно, что на почве Африки сначала привились не столько теологические принципы ислама, сколько мусульманские институты и культ. Местные условия заставляли включать в ри­туал многие элементы домусульманских религий: отдельные пред­ставления, обычаи и церемонии, например свадебные обряды, культ святых, народные празднества, — и постепенно они ассими­лировались с исламом. В результате в Африке ислам и в своей теории, и в практике приобрел ряд специфических черт и^на про­тяжении веков все больше становился народной религией.

Духовенство (имамы, алкали, модибо, маламы) — во многих районах его функции наследовались в пределах нескольких се­мей — в экономическом отношении, как правило, зависело от ре­лигиозных подношений и даров, ибо в Африке были неизвестны вакф * (* В а к ф (арабск.) — земельное пожалование в пользу религиозного или благотворительного учреждения. Вакфные земли не могли отчуждаться и не под­лежали налогообложению. В Марокко и Западной Африке вакфы именовались также «хаббус».) и передача по наследству права собственности на земли и другую недвижимость. Подобные институты сложились только в государстве Сонгай и некоторых городах-государствах хауса, где «альфа» (духовенство) играла важную роль в экономике и политике. Аския Мухаммед I одаривал главные мечети Томбукту и Дженне землями, рабами и крупными денежными суммами, ко­торые шли па уплату жалованья церковным служащим и обуче­ние духовных лиц.

«Тарих ал-фатташ» сообщает, что альфа Кати, один из выс­ших представителей мусульманского духовенства, обратился к аскии с просьбой о поддержке. Тот одарил его земельным имением Диангадья в области Юна, с тринадцатью рабами и надсмотрщи­ком, а также 40 мерами семенного зерна.

Как и в древней Гане, административное управление осуществ­лялось в Мали и Сонгай по территориальному принципу. Аския Мухаммед I ввел регулярное налогообложение, прежде всего в своих коренных владениях. Государство Сонгай состояло из че­тырех крупных провинций, подчиненных обычно власти родствен­ников царя, и ряда более мелких княжеств и областей, плативших царю дань. Центральная власть, прежде всего в интересах купцов, ввела единую систему мер и весов, поощряла торговлю и ремесла предоставлением особых привилегий, внедряла новые сельскохо­зяйственные культуры и методы земледелия (ирригационные ка­налы на Нигере, переселение еврейских огородников из оазиса Туат, эксплуатация соляных залежей Тегаззы). Наряду с налого­обложением свободного населения, входившего в деревенские об­щины, основой общественного строя был труд рабов** (** Термин «раб» здесь условен, как об этом справедливо пишет дальше сама Т. Бюттнер. Речь идет скорее о зависимых людях, иногда приближавшихся по своему положению к крепостным.), живших в специальных селениях на землях царской фамилии, чиновников, духовенства и придворных. По сравнению с Ганой социально-эко­номическое устройство Сонгай в большей мере определялось по­явлением эксплуатации внутри страны, и правящая верхушка извлекала прибыли не только из своего монопольного положения в посреднической торговле. Возросшее разделение труда в горо­дах между ремеслом и сельским хозяйством имело своим следст­вием развитие высокоспециализированного производства на экс­порт. При аскии Мухаммеде I Сонгай превратилось в централизо­ванное государство с отчетливо выраженными отношениями зави­симости и эксплуатации.

Но и оно стало во второй половине XVI в. жертвой междоусо­биц, династических распрей и сепаратистских устремлений васса­лов. Из этих войн Сонгай вышло очень ослабленным.

Этому немало способствовало и то обстоятельство, что в конце XVI в. сонгаям угрожал султан Марокко Мулай Ахмед ал-Мансур. Марокканских султанов давно привлекала выгодная транссахарская торговля, они мечтали наложить руку на месторожде­ния золота в Судане. В 1584 г. марокканцам удалось захватить рудники Тегаззы, а в 1591 г. армия под командованием паши Джудара достигла левого берега Нигера и захватила Томбукту. Аския Исхак быстро мобилизовал 18 тысяч конников и 9700 пехо­тинцев, но они уступали по своей боевой мощи марокканцам, имевшим огнестрельное оружие. Города Томбукту, Дженне и Гао пали и были разграблены.

Английский купец из Марракеша сообщил в 1599 г., что по возвращении из похода паша Джудар принес в дар султану 30 верблюдов, до предела нагруженных золотом, рабов и рабынь, лошадей, перец, рога носорога и другие товары.

Марокканские войска установили кровавую диктатуру. Кади Томбукту направил султану ал-Мансуру письмо, где жаловался на невыносимые условия жизни. Вместо ответа султан послал на подкрепление своей армии 12 тысяч солдат и отдал варварский приказ заковать в цепи и отправить в Марокко кади, всех ученых и их родных со всем имуществом и книгами. Многие из них по­гибли еще в пути. В числе живых остался историк Ахмед Баба. Много лет провел он в заточении в Марракеше и только в 1607 г. возвратился на родину.

И все же марокканским войскам не удалось полностью подчи­нить себе Сонгай и утвердиться в Судане. Новый аския, Нух, ве­дя из Денди партизанскую войну, ослабил марокканские войска, а некоторые подразделения и вовсе уничтожил. Содержание на­емников поглощало все доходы марокканцев. Вскоре из Дженне, Гао и Бамбы были выведены гарнизоны. Против марокканцев то и дело вспыхивали мятежи, даже в самой марокканской армии возникло волнение. Остатки разбитого войска осели в Томбукту. Их потомки — арма, или рума, — образовали паразитическую вер­хушку, которая со временем слилась с суданской аристократией.

Но пора могущества государства Сонгай миновала безвозврат­но. И без того непрочные связи многочисленных вассальных племен и государственных объединений с государством Сонгай порва­лись окончательно. Народ бамбара в Сегу отделился и нападал на Дженне и Томбукту. Участились набеги туарегов и некоторых кочевых племен фульбе с севера. В 1680 г. столицу государства — Гао захватили туареги. К этому времени сказалось влияние евро­пейских колониальных захватов, распространявшихся сначала только на побережье. Оно проявилось прежде всего в перемеще­нии традиционных торговых путей, что положило конец первому периоду расцвета африканских государственных образований в Су­дане.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 461. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия