Легальные марксисты.
В 1896-1897 гг. вокруг журналов «Новое слово», «Божественный мир», газеты «Самарский вестник» сложилась группа писателей, ученых, издателей, воспринявших некоторые идеи марксизма, в их числе П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский, С.Н.Булгаков и другие. Это идейно-политическое и научное течение получило название легальные марксисты, т.к. выступало в легальной печати. Они выступили совместно с Плехановым и Лениным, в борьбе против народничества. В 1894 г. вышла из печати работа Струве «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России», в которой впервые в русской легальной печати излагалась система марксистских взглядов в противопоставлении народническим. В ней он показывал, что развитие капитализма в России есть объективная историческая тенденция. Струве рассматривал теорию Маркса как «прекраснейшее создание социологической науки нового времени», в ней, подчеркивал он, дело идет не только об установлении фактов, которые сами по себе выражают одно и то же, но главным образом о толковании фактов». Система Маркса, писал Струве, не исключение из всех бывших до сих пор философских систем – т.е. не совершенное выражение истины. В ней есть преходящие идеи и подлинные приобретения человеческих знаний. Значимость ее в социологии. Центральным моментом в идейной борьбе между марксистами и народниками стала дискуссия в Вольном экономическом обществе (1897 г.), в которой Струве и Туган-Барановский с марксистских позиций доказывали, что полукрепостнические отношения в российской деревне являются тормозом развития общества. В полемике с народниками на конкретном историческом материале Туган-Барановский показал неизбежность, фатальность капитализации экономики России. Он признавал детерминированость общественной жизни материальной средой. Марксистская концепция развития промышленного производства от мануфактуры к фабрике легла в основу его докторской диссертации и монографии «Русская фабрика в прошлом и настоящем» (1898 г.). Главное ее положение - историю делают массы, формируя хозяйственные отношения. Легальные марксисты утверждали неисчерпаемость резервов капитализма и необходимость эпохи буржуазной демократии для достижения социалистических целей. По мере завершения борьбы с народничеством их теоретическая деятельность была перенесена из области экономики в область философии. Признавая и пропагандируя экономическое учение Маркса легальные марксисты не признавали значения его учения в области философии.. В конце Х1Х в. Струве, Туган-Барановский, Булгаков, выступили с пересмотром марксистской политэкономии, теории социальной революции и классовой борьбы. Это положило начало ими критике марксизма. Важнейшим фактом мировоззренческой эволюции взглядов «легальных» марксистов стал сборник философских статей «Проблемы идеализма» (1902 г.). Мировоззренческий выбор между марксизмом и идеализмом был сделан участниками движения в пользу идеализма и христианского социализма. Преодоление марксизма осуществлялось частью ученых, в том числе легальных марксистов, на базе традиционных философско-религиозных воззрений. Туган-Барановский прямо поставил задачу «критического преодоления марксизма и включения очищенных его элементов в новую социально-философскую систему». Главным направлением критики было соотношение значения в историческом процессе экономического фактора и человеческой психики. Несогласие с марксистами выражались в части сведения ими истории к классовой борьбе за экономические и политические интересы, за невнимание к проблемам духовной жизни, недооценки роли личности в истории.. Личность у марксистов, писал Булгаков, растворена в социальной категории классов. Они не чувствительны к вопросам ценности «моей жизни, моей личности, моих страданий». Струве подверг критике марксизм за «убийственную» для теории и практики мысль о зависимости теории и практики, за распространение закономерностей на общественные идеи и идеалы. Выступил Струве и против абсолютизации марксистами противоречий. В обществе, писал он, не существует ни абсолютных противоречий, ни абсолютной гармонии, а только беспрерывные частные приспособления хозяйственных и правовых сторон. Государство не только орган классового господства, оно имеет организационные, культурные и другие функции. Бердяев рассматривал марксизм как своего рода «религиозную доктрину», он выступил против замены народа избранным классом – пролетариатом. С критикой отдельных сторон марксизма выступили и другие ученые и публицисты - В.О.Ключевский, П.Н.Милюков, А.С.Лаппо-Данилевский, С.Л.Франк, Р.В.Иванов-Разумник. Главным предметом критики был вопрос о соотношении значения экономического фактора и человека в историческом процессе.
|