Казахстана. Эпоха камня и бронзы -2 часа
План лекции: 1. Предмет, структура, цель и задачи курса, методы его изучения. 2. Периодизация истории Казахстана. Источники и историография истории Казахстана. 3. Казахстан в эпоху камня: палеолит, мезолит, неолит. 4. Бронзовый век. Андроновская и Бегазы-дандыбаевская культуры. Тезисы лекции: История – наука, основные достижения которой представляют общечеловеческие ценности. История представляет общекультурную ценность, она формирует самосознание новых поколений, помогает осмыслить им собственное бытие в связи с прошлым и настоящим. Полнота усвоения уроков истории способствует воспитанию духовной зрелости людей, сохранению их нравственного здоровья, развитию способности граждан к подлинному самосовершенствованию, достойному выбору ими джальнейшего пути. Предметом истории являются люди, их прошлое настоящее и будущее. История Казахстана с древнейших времен до наших дней - важная составная часть всемирной истории. Цель курса «История Казахстана» - необходимость выработки у студентов научного исторического мировоззрения. Задачи изучения дисциплины: - познавательная; - ценностная; - практическая; - консолидирующая; - прогностическая. Согласно принятой в археологии периодизации история человечества делится на 3 периода: каменный век, бронзовый век и железный век. Ценность исторических исследований определяется использованием качественных источников. Под источниками понимаются те или иные памятники, оставшиеся от прошлых эпох. Источники бывают: - вещественными (предметы материальной культуры); - этнографическими (обычаи, быт, традиции); - лингвистическими; - устными (фольклор); - письменными. Подлинность письменных источников определяют вспомогательные исторические дисциплины: источниковедение, дипломатика, папирология, палеография, сфрагистика, геральдика, генеалогия, археология, архивоведение, историческая метрология, хронология, топонимика, историческая география. Самой ранней стадией развития человечества является каменный век. История первобытного общества – происхождение человека, зарождение и первоначальное развитие его хозяйственной и общественной деятельности, возникновение и первые шаги в области материальной и духовной культуры. Каменный век делится на 3 периода: 1. палеолит (древнекаменный век) – 2,6 млн. лет до н.э. – 12-10 тыс. лет до н.э.; 2. мезолит (среднекаменный век) – 12-10 тыс. лет до н.э. – 5 тыс. лет до н.э.; 3. неолит (новокаменный век) – 5 тыс. лет до н.э. – 3 тыс. лет до н.э. Следы пребывания человека на территории Казахстана – каменные орудия труда (рубила, скребла, остроконечники) – относятся к раннему палеолиту. Это был человек, в своей эволюции находившийся на стадии Homo habilis - человек знал и применял огонь, занимался охотой и собирательством. Наиболее древние орудия труда найдены в Южном Казахстане на юго-западных склонах хребта Каратау. Техника изготовления каменных орудий в эпоху палеолита получила название «техника обивки» или «галечная культура». Начальным этапом общественной организации было первобытное стадо – объединение для совместной защиты и нападения, охоты и собирательства. В позднем палеолите (45-30 тыс. лет до н.э. – 12-10 тыс. лет до н.э.) возникает новое социальное объединение – матрилинейная и матрилокальная родовая организация. Мезолит характеризуется изменениями в климате – отступлением ледников. Исчезают крупные животные, что сделало несостоятельным прежние методы охоты (загонной). Поиск новых способов обеспечения средств существования приводит человека к изобретению лука и стрел. В изготовлении орудий труда распространяется вкладышевая техника. Ведущее значение приобретают индивидуальные способы охоты. Неолит - это время расцвета техники в обработке камня, большей специализации в производстве орудий труда. Появились новые приемы обработки камня – шлифование, пиление, сверление. Другими специфическими чертами неолита являются: - зарождение скотоводства и земледелия; - зачатки горного дела; - развитие гончарства и ткачества. Энеолит – переходный период от каменного века к бронзовому, эпоха внедрения в жизнь людей орудий труда. Для энеолита Казахстана характерна Ботайская культура (3-2 тыс. лет до н.э.). Хозяйственные изменения, наметившиеся в неолите, привели во 2 тыс. до н.э. к сложению скотоводческо-земледельческой экономики, высокоразвитой металлургии. К перестройке первобытной экономики вели природно-климатические изменения. В эпоху бронзы (2-1 тыс. л. до н.э.) на смену длительной прохладно-влажной фазе приходит период постепенного изменения климата в сторону потепления и сухости. По археологическим материалам известна культурная общность скотоводческо- земледельческих племен, оставивших памятники андроновского типа (по месту находки первого памятника у с. Андроново близ г. Ачинска). Андроновские племена вели оседлый образ жизни. Поселки располагались по берегам рек с широкими пойменными лугами. Жилищами больших патриархальных семей были большие землянки с различными хозяйственными постройками и загоном для скота. Главными этнографическими признаками андроновской культуры можно назвать: 1) погребальный обряд – трупосожжение или трупоположение на боку в скорченном виде в «ящиках» из каменных плит; 2) плоскодонная глиняная посуда со сложным геометрическим орнаментом; 3) специфическая форма украшений. В исторической и филологической науке утвердилась версия об индоиранской или арийской принадлежности андроновских племен. Население Казахстана бронзового века имеет общую антропологическую основу, представленную протоевропеоидной расой без какой-либо примеси монголоидных элементов. Бронзовый век делится на следующие периоды: 1) ранняя бронза – 18-16 вв. до н.э.; 2) средняя бронза – 15-12 вв. до н.э.; 3) поздняя бронза – 12-8 вв. до н.э. Помимо основного занятия андроновцев – придомного, пастушеского скотоводства и мотыжного земледелия, археологические материалы говорят о широком распространении горного дела и металлургии, о домашних промыслах – ткачестве, кожевенном деле, изготовлении керамической посуды, оружия. Позднему этапу эпохи бронзы Центрального Казахстана соответствует Бегазы- Дандыбаевская культура (10-8 вв. до н.э.). Сохраняются андроновские традиции в материальной культуре, также появляются новые элементы культуры – особого типа надгробные сооружения; сосуды приземистой, шаровидной формы; погребальный обряд – вытянутое трупоположение на с Литература: 1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 5 Т. – Т.1. – А.,1996. 2. История Казахстана: очерк. А. 1993 3. Байпаков К.М., Таймагамбетов Ж.К., Жумагамбетов Т. Археология Казахстана. – А., 4. Кадырбаев А.Ш. История Казахстана: первобытный мир и древность. – А., 1998. 5. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. - А., 1992. 6. Маргулан А.Х. Бегазы-дандыбавская культура Центрального Казахстана. – А., 1979. 7. Байбатша А.Б. Антропогеновая история Казахстана. А. 2003 [kgl] [gl] Тема 2. Племенные союзы на территории Каазахстана в эпоху раннего железа – Часа План лекции: 1. Источниковый комплекс о скифо-сакском скотоводческом социуме. 2. Хозяйство 3. Культура и мифология саков. 4. Образование государств Усунь, Кангюй, их политическая история. 5. Хозяйство и социальная структура усеней и кангюев. 6. Политическая история хунну. 7. Социально-политическое устройство и хозяйство хунну. Тезисы лекции: С начала I тысячелетия до нашей эры у племен европейских и азиатских степей складывается новая форма хозяйства - экстенсивное скотоводство. В степях Казахстана полукочевое и кочевое скотоводство становятся основной, а далее господствующей формой хозяйства. Племена становятся более мобильными, что позволяло осваивать ранее не заселенные районы. Хозяйство становится более продуктивным, так как более узкая специализация приводила к созданию избыточного продукта (мяса, молока, шкур, шерсти). Все это ускорило процесс обмена между скотоводами и земледельцами. В древнеперсидских письменных источниках эти скотоводческие племена Средней Азии и Казахстана получили название саки. По древнегреческим письменным источникам эти племена называются скифами. Основным направлением скотоводства у саков было коневодство и овцеводство. В хозяйстве сакских племен наряду со скотоводством развивалось и земледелие. Большую роль в хозяйственной жизни саков играла металлургия. Широкое развитие получило производство бронзового и железного оружия. В ремесленном производстве саков помимо металлургии развивалось и гончарное производство. Саки занимались выделкой кож и ткачеством. Известны произведения сакского прикладного искусства малых форм, их творчество характеризуется так называемым звериным стилем. Социальная структура сакского общества, ввиду отсутствия письменных источников, характеризуется в соответствии с археологическими источниками. Наукой выдвигаются гипотезы о выделении трех социальных групп на основе бесшатырских курганов. Большие курганы - могилы сакских царей и военачальников; средние курганы - могилы племенной знати; малые курганы-могилы дружинников и рядовых общинников. Можно предполагать, что племена Казахстана, известные под именем саки, стояли на пороге государственного устройства. Усунь. Приемниками саков стали племена усуней, которые унаследовали земли саков-тиграхауда в Семиречье. В китайских источниках усуни именуются «усунь-го» (усуньское государство), насчитывающие 630 тыс. человек.
усуней были стационарные жилища и они занимались земледельем. То есть хозяйство носило смешанный характер. Усуни умели плавить железо, изготавливали мечи, ножи, наконечники стрел. В социальном отношении усуньское общество было неоднородным, оно состояло из племенной и родовой знати, воинов, жрецов и рядовых скотоводов и земледельцев. Письменные и археологические источники говорят о том, что усуни достигли уровня государственности. Расцвет государства усуней приходится на 45-14 года до н.э. О его силе свидетельствуют стремления китайцев вступать с ними в союзнические отношения. Многие принцессы правивших домов Китая становились женами усуньских гуньмо. Кангюй. По рекам Чу и Талас проходила граница усуней с владениями кангюй. Во втором веке до н.э. кангюй упоминаются в китайских письменных источниках, как народ, расселяющий на юге Казахстана в среднем течении Сырдарьи. Кангюй, как и усуни были неоднородным в хозяйственном отношении обществом, кочевничество у них сочеталось с земледелием. Письменные свидетельства говорят о том, что кангюй большое государство, населенное кочевыми племенами, но имевшее города и поселения. Политическая историю кангюев практически неизвестна, лишь немногие события дошли до нашего времени, в частности стремление сохранить господство на Шелковом пути. Кангюй контролировал участок шелкового пути, проходивший через Восточный Туркестан и Давань (Коканд). Этим были обусловлены сложные взаимоотношения с усунями, гуннами и Китаем. Период распада кангюй произошел в первые века н.э. К пятому веку о кангюй сообщается, как о мелком владении, входившем в подчинение Эфталитов. Гунны. В последние десятилетия III в. до н.э. союз гуннских родов во главе с военным вождем – шаньюем образовал первую кочевую империю в степях Центральной Азии. Возвышение гуннов связано с именем шаньюя Моде (в китайских хрониках Маодунь), который пришел к власти в 206 году до н.э. и осуществил ряд победоносных завоеваний. Моде разгромил племена дунху, взял в плен людей и захватил скот, так Сыма Цзань описал начало гуннской империи. В 203-202 гг. до н.э. гунны подчинили племена в верховьях Енисея, Саянах и на Алтае. Хозяйство гуннов, по описаниям Сыма Цзаня было «примитивным» и заключалось в выпасе скота, охоте на птиц и зверей. Основу пищи составляли мясные и молочные продукты, одежда гуннов была из кож, шкур и войлока. Однако при описании хозяйства гуннов следует отметить, что существуют упоминания о городах в землях гуннов и больших запасах там зерна. Социальное устройство гуннского общества свидетельствует о его раннеклассовом характере. Во главе общества стояли четыре аристократических рода, связанных брачными отношениями. Глава государства – шаньюй должен был быть только из рода Люаньди, самого знатного из четырех. Власть шаньюев была наследственной. После шаньюя самыми влиятельными людьми в государстве были сыновья и ближайшие родственники «мудрые князья», они управляли территориями империи. Ниже их стояли другие родственники шаньюя, также управлявшие различными уделами, все они носили титулы и являлись «темниками» (начальниками над 10 тыс. воинов), их число было зафиксировано 24 родами. Таким образом, правящая верхушка гуннской империи формировалась из родоплеменной знати, а родственные отношения играли решающее значение при определении социального положения. В 57-55 гг. н.э. гунны распадаются на части. Одна часть признает покровительство Китая, другая вступает в союз с другими прототюркскими племенами и мигрирует в западном направлении. В четвертом веке н.э. гунны достигли пределов Европы. Вторжение гуннов существенно изменило этническую и политическую ситуацию на всем Евразийском пространстве. Нашествия гуннов пятого века ускорили переворот римского мира, в котором зародился средневековый Запад. Основная литература: 1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Очерк. - Алма-Ата, 1993. 2. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 5 Т. – Т.1. - Алматы, 1996. 3. Кадырбаев А.Ш. Сакский воин – символ духа предков. А. 1998 4. История Казахстана: народы и культуры. – А., 2001. 5. Рысбаев К. История Республики Казахстан. – А., 2001 6. Кляшторный С.Г., Султанов Г.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. – Алма-Ата, 1992. Дополнительная литература: 1. Акишев К. Курган Иссык. М., 1978. 2. Бичурин Н.Я. Средняя Азия и Восточный Туркестан. А., 1997. 3. Ирмуханов Б.Б. Прошлое Казахстана в письменных источниках. – А., 1997. 4. Гумилев Л.Н. Гунны. А., 1998. 5. Гумилев Л.Н. История народа хунну. В 2 Т. - 6. Ирмуханов Б.Б. Древняя история Казахстана. - А., 1997. 7. Ирмуханов Б.Б. Этническая история древнего Казахстана. – А., 1998 [kgl]
|