Письмо Салим-шаха, собственноручно написанное шаху Аббасу I, доставленное Мир Зия ад-дином Казвини
Наши искренние чувства дружбы и сердечные пожелания не поддаются выражению посредством пера и бумаги. Бейт: Невозможно написать о страстях сердца, Как же можно приблизить огонь к бумаге? Поэтому [их] изложение поручено искреннему и преданному доброжелателю обеих сторон, честному и благородному Мир Зия ад-дину, который все это время находился в числе высокопоставленных и самых приближенных людей. Да будет он здоровым и красноречивым!
1 Имеется в виду ислам. 2 Имеется в виду Мухаммед. 3 Имеется в виду Аллах. 4 Имеется в виду город Мешхед (букв: «место мученической гибели»), где находится гробница восьмого шиитского имама Резы. 5 Имеется в виду Хумайун. 6 Имеется в виду шах Тахмасиб. 7 Речь идет об оказании военной помощи потерявшему власть Хумайуну со стороны шаха Тахмасиба I, что впоследствии было сделано. 8 Имеется в виду шиизм. 9 Имеется в виду Шер шах и его сторонники, вынудившие Хумайуна покинуть свои владения в Индии 10 Героические персонажи поэмы Фирдоуси «Шах-наме». 11 Имеется в виду династия Моголов. 12 Первоначальное название священного города Медины. 13 Имеются в виду соответственно шах Тахмасиб I и Хумайун падишах. 14 Хамза мирза был убит в 1586 г. близ Гянджи. 15 Имеются в виду узбеки. 16 Имеется в виду Мухаммед, который считается «печатью Пророка». 17 Этот договор был заключен в 1555 г. в Амасье. 18 С 1558 г. Баязид пробыл у Тахмасиба около трех лет. Затем он с четырьмя сыновьями был выдан в руки посланников султана Сулеймана, и они были тут же казнены. 19 Выражение «наступление рассвета удачи» по абджаду указывает на 963/1556 г., т.е. год вступления Акбара на престол. 20 Титул «хан ханан» («хан ханов») при Акбаре носил сын Байрам хана Абд ур-Рахим, полководец и поэт. 21 Имеется в виду Пуштунистан. 22 По-видимому, речь идет о смерти принца Мурада, сына Акбара. 23 Т.е. шаха Аббаса I. 24 Имеется в виду Акбар. 25 Имеется в виду Абд ур-Рахим – государственный деятель и поэт, сын знаменитого Байрам хана. 26 Посланник шаха Аббаса I.
2.8. ИНДИЯ
Иноземные вторжения в Индию: вторжение эфталитов (Из «Раджатарангини»)
В приводимом отрывке из старинного сказания о правителях Кашмира (Северная Индия) речь идет о вторжении эфталитов, или белых гуннов, создавших в 484 г. огромное Балхское государство на территории Ирана, Афганистана и Северной Индии. В конце V в. индийская империя Гупта ослабла. Гунны воспользовались этим и вторглись в верховья реки Инд. После упорной борьбы с императорами гуннский вождь Михиракула (примерно 511-550 гг.) сумел овладеть Кашмиром и Пенджабом, где преследовал буддизм и предал много селений огню и мечу. Относящийся к 513 г. отрывок заимствован из сводной хроники «Раджатарангини», составленной в XII столетии и посвященной истории Кашмира.
Когда земля была наводнена ордами варваров, его [Васукулы] сын Михиракула, человек столь неистового характера, что его можно сравнить с богом разрушения, стал царем... О его приближении становилось известно населению, бегущему от него, по появлению стервятников, ворон и других подобных птиц, стремящихся напитаться трупами тех, кого убивали войска Ми- хиракулы. Этот царственный Ветала жил даже в своем увеселительном дворце день и ночь среди тысяч трупов убитых им человеческих существ... Этот ужасный враг людей не знал ни милосердия к детям или к женщинам, ни уважения к старикам.
Подчинение Южной Индии Делийским султанатом (Из «Койилолугу»)
Это южноиндийская храмовая хроника XVIII столетия, в которой имеются данные о событиях предыдущих веков. Здесь речь идет о последствиях походов делийских султанов Алауд-дина Хилджи и Мухаммада-шаха Туглака (1325-1351 гг.) в Южную Индию.
Прежде, когда имелся один правитель в областях Чера, Чола и Пандия, а также и после этого, когда в каждой из трех областей управлял свой царь, до 1326 года раджи не распоряжались землями храмов и брахманов. Так повелось, что брахманы сами контролировали себя. [Раджи] только наблюдали за текущими судебными делами и обуздывали [недовольных]. Потом пришли мусульмане и разграбили земли храмов и брахманов.
|