Супраментальное вторжение
Матери потребовались годы, чтобы понять, что странное «связанное со всем» облачко, которое Она видела даже с открытыми глазами, означало процесс проникновения, — или «пермеации», как она позже стала это называть, — настоящей физической субстанции или настоящей Материи в ее тело и в тело всей земли. Это явление не ограничивалось телом Матери, хотя и было открыто им, а до того — телом Шри Ауробиндо (до того, а, может, и одновременно, поскольку Ее опыты начались еще в 1906). Но лишь в 1962 году это явление стало хоть немного понятно Ей — через пятьдесят пять лет после первого опыта! «Оба [истинное физическое и физическое] как бы сливались. Одно не переходило в другое, а как бы проникало в него, и они ощущались почти одновременно. Вот один из результатов происходящего. К примеру, достаточно совсем небольшой концентрации, чтобы ощутить их вместе, и это дает убеждение, что настоящие изменения в физическом совершаются путем своего рода проникновения. Самое что ни на есть материальное теряет плотность, способную помешать проникновению: оно становится пористым, и после этого происходит проникновение — правда, я несколько раз переживала состояние, когда одна вибрация естественным образом меняла качество другой: вибрация тонкого физического... почти преобразовывала, во всяком случае, существенно изменяла вибрацию чисто физического. Стоит мне перестать шевелиться и установить в теле неподвижность, появляется ощущение двух вибраций, причем в физической как будто возникают поры. По-видимому, это если не самый, то один из самых важных процессов. Нельзя сказать, что более тонкая стихия проникает в менее тонкую, не задевая ее: благодаря этому процессу меняется структура, что крайне важно. Не степень тонкости, а внутренняя структура. Вероятно, это действие имеет последствия на атомном уровне. Во всяком случае, это объясняет... (как сказать?) практическую возможность преобразования». Изменения в атомах?.. Без взрывов? Мать добавляла: «Внешне это очень скромный труд, никакой шумихи. Это не озарения, наполняющие вас радостью... Озарения хороши для тех, кто ищет "духовных радостей" — но те остались в прошлом. Это очень, очень скромный труд. Кроме того, каждый шаг требует максимальной осторожности, иначе все рухнет». «Гребень», как говорила Мать, становился все более хрупким и опасным. «Власть, свершения — это... шумное зрелище — духовное зрелище. К каждой ярмарке нужно придумывать новые фокусы. А тут совсем другое! Очень скромно, тихо, смиренно, без показухи. Чтобы добиться ощутимого результата, нужно работать годы, годы и годы, — тихо, спокойно и очень осторожно...» «Каждый атом», — говорил Шри Ауробиндо. И вечно вставала проблема времени. Так же вечно мы возвращались к теме атомного уровня. В том же самом 1962 году Мать сделала довольно загадочное замечание: «"Менять" нечего! Меняются только связи. Ну вот например, то, что наука взяла за основу строения материи, добравшись до строения атома, — тут ничего не изменишь. Менять нечего! Меняются не составляющие элементы, а связи. Все построено из одного и того же элемента, все дело только в связях. Что же до преобразования, то и тут то же самое». Поскольку мы были немного озадачены, Мать уточнила: «Слово "связь" тебе понятно лишь в научном смысле: то есть твое тело, как и мое, как стол, как ковер — состоит из атомов, а атомы — из некоего уникального элемента; и все видимые нами различия между телами и их формами проистекают от разницы в движении и связях этого элемента. Так вот, я говорю, что сила должна внести изменения во внутриатомное движение, и тогда твоя субстанция вместо распада включится в преобразовательное движение, понимаешь? Это одно и то же! Нужно менять связи вещей. И тогда, очевидно, можно достичь бессмертия! Разрушение происходит из-за твердости предметов и носит чисто внешний характер: основной элемент везде и во всем остается неизменным, как в жизни, так и в тлении». Была ли это только аналогия? Или следовало понимать ее буквально?.. Разумеется, понятно, что супраментальная Сила создает атом и движет им; естественно, она способна управлять своим творением, хотя нам и кажется, что управлять подобными вещами можно разве что с помощью умопомрачительных колдовских методов. Что же из этого следует?.. По словам Матери, нам не хватает опыта, мы можем только констатировать факт и осознавать, что для «изменения связей» требуется огромная осторожность — и время. «По сути, — заметила Она напоследок, — все это созидательная воля. Она вечна и бесконечна — это очевидно, — следовательно, нет ничего невозможного в том, чтобы и ее творениям передались бессмертие и бесконечность; неважно, что изменение формы вещей внешне выглядит как дезинтеграция. В распаде нет необходимости». Восемь лет спустя, в 1970 году (показательна продолжительность «очень скромного» и осторожного процесса), Мать отмечала: «Объединение тонкого физического и материального физического происходит постоянно, днем и ночью, днем и ночью. Такое впечатление, что одно пытается встать на место другого. Это не... слияние в прямом смысле, а проникновение (это и есть проникновение): одно не вытесняет другое, а... Вероятно, постепенно преобразует его. Тонкое физическое работает, чтобы встать на место другого, но не уничтожая, а трансформируя его. Видно (и хорошо видно, поскольку можно увидеть сразу обе стороны), что это гигантский труд. Физическое тело хрупко, но хрупкость исчезает: вместо слома происходит сгиб; то, что крошилось, становится текучим... Очень забавно. Объяснить это трудно. Но работа колоссальная. Опыт продолжается: многие месяцы [на самом деле, годы] назад он начинался в самых тонких субстанциях, и с тех пор помаленьку, очень медленно и последовательно переходит в более материальную область...» Разрушились верхние наслоения, и мы подобрались непосредственно к чистому телу. Одновременно «иной» мир, так называемый «тонкий», находящийся «по ту сторону» переходил в этот (не переходил, потому что он все время был с этой стороны, а проявлялся): «Этой ночью, — отмечала Мать в той же беседе 1970 года, — происходило нечто замечательное. Невозможно было сказать: вот это — тонкое физическое, а это — материальное, одно удивительным образом вошло в другое. Я не ощущала различия». Стороны сомкнулись. Но, по правде говоря, нас совершенно не занимала «та сторона», даже если она находилась по эту сторону; нас интересовала земля, которая была перед глазами, и мы спрашивали у Матери: «Но как это происходит с земной точки зрения; как тонкое физическое проникает в земную материю?» — «Да так и происходит! — восклицала Мать. — Так и происходит, в этом и заключается работа: в проникновении». Мы настаивали, подобно Фоме Неверующему: «А это происходит по земным законам?» — «Да». — «Всегда?» — «Да». Опыт расширялся и ускорялся: «У меня не осталось никакого ощущения, что это сон, совершенно никакого. Ничего общего со сном: это продолжение бодрствования... Оно продолжается "там", но столь же ощутимо и осязаемо, как и все физические вещи. Там собираются те, у кого есть тело, и те, у кого его больше нет, но между ними нет никакой разницы. Они равно реальны, обладают одинаковой плотностью и существуют вполне сознательно и независимо. Физическое кажется менее навязчивым, менее... Раньше у меня было чувство, что это — не "сон" в общепринятом смысле, но мне казалось, что я нахожусь в более тонком и менее точном сознании по сравнению с абсолютно точным и конкретным физическим сознанием. А теперь разница...» Мать задумалась, глядя прямо перед собой, на могилу Шри Ауробиндо: «Мир тонкого физического будто хочет войти в наш мир (и здесь таится большая сила), но я не могу это объяснить. Он словно пытается пробить себе дорогу в этот мир». — «Вторжение тонкого физического?» — «Да, похоже, что оно надвигается». Супраментальное вторжение. Чем плотнее смыкались миры, и чем глубже это входило или спускалось в Ее тело, тем более жизнь походила на ад и кипящий котел: радужный свет оборачивался расплавленным золотом. Воистину, каждую минуту Мать переживала маленькую смерть. То же происходило и в земном теле. Через два года, в 1972, этот феномен стал еще явственнее; он, можно сказать, кричал о себе: «Как будто на материю давит некая светлая сила, не обладающая материальной плотностью, но тем не менее ужасно тяжелая. Очевидный результат этого — ощущение неизбежности катастрофы. Но в то же время обнаруживается выход, и происходят совершенно чудесные события. Полюса словно расходятся еще дальше, и хорошее становится еще лучше, а плохое — еще хуже. Примерно так. Огромная сила давит на мир. В этих условиях масса вещей, раньше проходивших незамеченными, проявляется острее: обостряются ситуации, различия, ожесточается злая воля. В то же самое время творятся невероятные чудеса: спасаются люди, бывшие на грани смерти, внезапно налаживаются, казалось бы, безвыходные положения. С людьми дело обстоит так же: те, кто может обратиться, искренне призвать Божественное; кто чувствует, что это единственное спасение, единственный выход, искренне отдаются этому, для них... в несколько минут мир становится чудом — вплоть до самых ничтожных мелочей. Не существует большого и малого, важного и второстепенного, все едино. Ценности меняются. Мир предстает в ином свете. Как будто супраментальная интервенция началась затем, чтобы дать миру представление о грядущих переменах. Нейтральные вещи становятся значимыми: маленькая ошибка приводит к значительным последствиям, а малейшее проявление искренности, истинной надежды приносит чудесные результаты. Ценности уточняются и возрастают. То же и с телом: малейший пустяк влечет за собой несоизмеримые по значению последствия — и хорошие и плохие. Исчезает привычное «безразличие» жизни. День за днем, час от часу мир обретает все больше подлинности. Такое ощущение, что эта сила может — и она действительно может, она обладает властью приводить материю в движение, — что она может вызвать совершенно материальный несчастный случай и спасти от совершенно материального несчастного случая, снять последствия абсолютно материального действия — она сильнее материи. Все не так, как раньше. Воистину, появилось нечто новое — все не так, как раньше. Это действительно новый мир. Можно назвать его "супраментальным " во избежание недоразумений, потому что слово "Божественный " вызывает у людей мысль о Боге, которая все портит. Тут совсем другое. Другое: это вторжение супраментального мира, который есть отнюдь не вымышленная вещь, а абсолютно материальная сила... [Мать улыбнулась] не нуждающаяся в материальных средствах! Мир, который хочет воплотиться в другой мир». В тот год были Бангладеш, Уотергейт, покушение на израильских атлетов на Олимпийских Играх в Мюнхене, вывод войск из Вьетнама. А также первый визит Никсона в Пекин. Проблема преобразования тела все теснее связывается с проблемой преобразования мира. И там и здесь происходит «жгучее» проникновение. Чудо идет рука об руку с катастрофой. Приближение Смерти и преобразование Смерти. Что же будет?
XIII
|