Студопедия — Ролевые теории
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ролевые теории






 

Представители ролевой теории: Т. Сарбин, Э. Гоффман, Р. Линтон, Р. Ромметвейт, Н. Гросс и др.

Главная категория – “социальная роль”, то есть совокупность норм, правил и форм поведения, характеризующих типичные действия человека, занимающего определенное положение в обществе. Роль определяется как динамический аспект статуса. Статус – это “набор ролевых ожиданий” в отношении члена группы, которые подразделяются на “ожидания-права” и “ожидания-обязанности” индивида при исполнении им роли. Когда индивид осуществляет свои права и обязанности, вытекающие из его статуса, он исполняет соответствующую роль
(Р. Линтон).

В понимании роли выделяются следующие аспекты:

а) роль как система ожиданий в обществе относительно поведения индивида;

б) роль как система специфических ожиданий индивида по отношению к своему поведению во взаимодействии с другими;

в) роль как наблюдаемое поведение индивида.

Существуют виды ролей:

а) конвенциональные, формальные (в отношении них в обществе есть четкие общепринятые представления) и межличностные, неформальные (в отношении них нет единых представлений);

б) предписанные (внешне заданные, не зависящие от усилий индивида) и достигнутые благодаря усилиям индивида;

в) активные (исполняемые в данный момент) и латентные (потенциаль­ные).

Кроме того, роли могут отличаться в зависимости от интенсивности их исполнения человеком, от степени его включенности в роль (от нулевой до максимальной включенности).

Восприятие и исполнение индивидом роли зависит от следующих условий:

а) знания роли;

б) умения выполнять роль;

в) интериоризации выполняемой роли.

Когда индивид не в состоянии выполнять предъявленные ролью требования, возникает ситуация ролевого конфликта.

Выделяются конфликты двух типов:

1) межролевой конфликт – конфликт, возникающий тогда, когда индивид вынужден выполнять несколько ролей, но не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей;

2) внутриролевой конфликт – конфликт, когда требования, предъявляемые к носителям одной роли, вступают в противоречие в разных социальных группах.

Острота ролевого конфликта определяется двумя факторами:

а) чем больше общих требований предъявляют две роли, тем незначительнее ролевой конфликт, который они могут вызывать;

б) степенью строгости предъявляемых ролями требований: чем строже определены требования ролей и чем жестче требуется их соблюдение, тем труднее их исполнителю уклоняться от выполнения этих требований и тем более вероятно, что эти роли могут вызвать ролевой конфликт.

Характер действий человека по преодолению ролевой напряженности – то есть состояния индивида в ситуации межролевого конфликта – ставится в зависимость от следующих обстоятельств:

а) субъективного отношения к роли ее исполнителя;

б) санкции, применяемой за исполнение или неисполнение роли;

в) типа ориентации исполнителя роли (ориентация на моральные ценности; прагматическая ориентация).

Исходя из этих факторов можно предсказать, какой способ решения конфликта предпочтет исполнитель роли.

Представитель “ролевого” направления – Э. Гоффман в работе “Человек в повседневном поведении” (1959) – выдвинул концепцию “социальной драматургии”, где проводит почти полную аналогию между реальными жизненными ситуациями и театральным представлением. Автор исходит из того, что человек способен не только смотреть на себя глазами партнера, но и корректировать свое поведение в соответствии с ожиданиями другого с тем, чтобы создать о себе более благоприятное впечатление. Для эффективного взаимодействия партнеры должны иметь информацию друг о друге, средствами которой выступают: внешность; предыдущий опыт взаимодействия; слова и дела партнера (может управлять ими, создавая свой имидж).

При описании ролевого поведения вводит понятие “ролевой партии”, используя театральную терминологию:

“фасад” – окружение, внешность и манера поведения индивида;

“авансцена” – место, где происходит взаимодействие;

“кулисы” – место, где происходит деятельность, имеющая отношение к исполнению роли, но недоступная для глаз аудитории.

 

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 770. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия