Студопедия — Древние традиции Индии и современность
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Древние традиции Индии и современность






Надо отметить, что ни буддизм, зародившийся в Индии в среде кшатриев, ни христианство не стали среди индийцев распространёнными. Буддизм из Индии распространился в Китае, Корее, Японии, однако в самой Индии был редким явлением. И буддизм, и христианство не могли воспринять идею разделения людей по варнам, принадлежностью к каждой из которых определялась значимость человека как духовного существа. Между тем сами индийцы не мыслят свою жизнь вне варновой системы. В наше время количество индийцев, исповедующих христианство или буддизм, очень мало.

В ХХ веке культурные черты Индии, сложившиеся в древности, всё ещё существенно влияли и на быт индийцев, и на действия политиков. Так, Махатма Ганди считал, что цели надо добиваться исключительно мирными средствами, такими, как бойкотирование товаров, производимых теми, против которых направлен бойкот. Также Ганди отличался терпимостью в отношении других религий, например, ислама. Ганди не признавал деления людей по варнам и кастам, считая, что к человеку надо относиться не по социальным критериям, а по его духовному облику. Одним словом, Махатма Ганди в ХХ веке является наиболее выдающимся сыном своего народа, великим представителем индийской культуры.

В XXI столетии культурные традиции индийского общества по-прежнему играют важную роль в жизни страны. Так, несмотря на то, что по Конституции Индии 1950 года касты являются упразднёнными, они, по сути, продолжают существовать. Неприкасаемых в Индии формально нет, по закону их принято называть далиты (угнетённые), или хариджаны (это название дано Махатмой Ганди, и означает оно божьи люди). Однако в ряде деревень, городов и по сей день случаются настоящие кастовые чистки, спровоцированные неприятием далитов в социальной среде.

Традиционализм особенно проявляется в сельской местности. Многие индийцы живут согласно предписаниям своего гуру, неизменно выполняют ряд религиозных обрядов, чтят обычаи предков. Правда, некоторые из этих обычаев и обрядов весьма жестокие; например, и в наше время (уже в порядке исключения) можно встретить выполнение обряда восхождения вдовы на погребальный костёр мужа. Этот обычай называется сати. В принципе, даже если женщина не выполняет этот обряд, то и сейчас в обществе к ней относятся, как правило, пренебрежительно, а сама она живёт в бедности и в массе ограничений (ей нельзя есть мясо, соль, пить вино, она может питаться грубой пищей раз в день, спать на полу…). Поэтому индийцы говорят: «Нельзя хуже обругать, чем вдовой назвать». Смерть мужа рассматривается индусами в качестве кармического последствия непорядочного поведения его жены в предыдущей жизни. Если же жена является покорной мужу, то на неё нисходит благодать, распространяющаяся на всю семью. Считается, что общение с вдовой может навлечь беды более тяжёлые, чем прямой контакт с неприкасаемым. Всё же, надо подчеркнуть то, что семьи в Индии (особенно из высоких варн) отличаются прочностью и благочестивостью. Не менее важно отметить, что в современной жизни индийского общества по-прежнему неформально сохраняются общие правила, регламентирующие жизнь женщины. А. С. Тимощук среди общих норм, касающихся женщин любой варны, особо подчеркивает следующие пять, обязательные для исполнения:

1) Дочь должна быть выдана замуж до половозрелости за мужчину, который в два-три раза старше её. (Надо признать, что подобная практика в наши дни вызывает много нареканий, тем более что в современном обществе существует проблема подростковой беременности).

2) Вдова, имеющая детей, не имеет права второй раз выходить замуж.

3) Нельзя заключать брак между женщиной и мужчиной одной династии.

4) Дхарма женщины – быть покорной мужу и быть довольной тем материальным достатком, который он может ей предложить.

5) Женщина имеет право выйти замуж либо внутри своей варны, либо в более высокой варне, но ни в коем случае не ниже. (Это положение в силу формального упразднения касто-варновой системы ныне не имеет существенного значения и далеко не всегда соблюдается).

Среди всех варн кшатрийки пользовались большей свободой в брачных отношениях, поскольку могли выбирать себе мужа на турнире. В целом же положение женщины выглядит достаточно закрепощённым. В то же время историки отмечают, что до мусульманского завоевания средневековой Индии женщины пользовались большой свободой. Наравне с мужчинами они участвовали в политической жизни, философских дебатах.

Такая традиционность индийской культуры, с одной стороны, свидетельствует о её жизнеспособности и глубоких историко-философских корнях. Однако, с другой стороны, препятствует принятию прогрессивных культурно-религиозных новшеств, порождает привязанность и даже зависимость от ряда старых родоплеменных обычаев.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бадак А. Н. История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии / А.Н. Бадак, И.Е.Войнич, Н.М. Волчек и др. – Минск.: Харвест, 1999.

2. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация / Г. М. Бонгард-Левин. – М.: Наука, 1993.

3. Бурмистров С.Л. Движущие силы историко-философского процесса в философии неоведантизма / С.Л. Бурмистров // Вопросы философии. — 2008. – № 12.

4. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае / Л.С. Васильев. – М.: Наука, 1970.

5. Всеволодов И. В. Бирма: религия и политика / И.В. Всеволодов. – М.: Наука, 1978.

6. Вокруг света. – 2007. – № 8 (2803).

7. Гусева Е.Р. Индуизм: История формирования. Культовая практика / Е.Р. Гусева. – М.: Наука, 1977.

8. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке / Б. С. Ерасов. – М.: Наука, 1990.

9. Мещеряков А.Н. Древняя Япония: буддизм и синтоизм: Проблемы синкретизма / А.Н. Мещеряков. – М.: Наука, 1987.

10. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 1. – М.: Советская Энциклопедия. 1987.

11. Тимощук А.С. Ведическая антропология / А.С. Тимощук // Религиозная антропология. – Владимир: ВлГУ, 2006.

12. Скороходова Т.Г. Традиция в интерпретации мыслителей Бенгальского Возрождения / Т.Г. Скороходова // Вопросы философии. — 2008. – № 12.

13. Смерть и жизнь после смерти в мировых религиях. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

1. Чем, по вашему мнению, торговцы из Шумера могли заинтересовать представителей хараппской цивилизации?

2. В чём проявляется взаимосвязь религиозных верований в хараппской цивилизации с современным индуизмом?

3. Что такое Веды? Какие черты Вед принято выделять?

4. В чём заключается суть сансары?

5. Что такое карма?

6. Почему в Индии не принято подавать нищим милостыню?

7. Какие явления общественной жизни современного индийского общества свидетельствуют о его традиционализме и консерватизме?

8. В чём вы видите взаимосвязь авидьи и аханкары?

9. Почему многовековое присутствие английских властей в Индии не повлияло на фундаментальные принципы индийской культуры?

10. Почему в Индии по-прежнему сохраняется обряд восхождения жены на погребальный костёр мужа?

 

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 411. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия