Классификация русского народного костюма и его основные комплексы.
В XVII-XVIII веке окончательно сформировался образ русского народного костюма. В костюме объединились различные виды народного искусства: · Ткачество · Вышивка · Кружевоплетение · Низание (бисероплетение) · Шитье · Аппликация · Изобразительное исполнение различных материалов Основой традиционного костюма является: · Материал · Колористика · Орнамент Красота и польза никогда не расходились в народном искусстве со смыслом. Крестьянскую одежду классифицируют по следующим признакам: · этнолокальному; · половозрастному (детский, для молодых и пожилых женщин и мужчин); · степень зажиточности владельца; · сословной принадлежности (к однодворцам, казачеству и т. д.); · социально-бытовых функций (рабочие, будничные, праздничные и обрядовые: свадебные, погребальные, траурные, пожнивные); · практического назначения (нательная, горничная, верхняя одежда) · региональному (южнорусский поневный и северорусский сарафанный комплексы; с юбкой андораком; с платьем кубельком. К 17 веку сформируется 4 основных костюмных комплекса: - с понёвой - сарафанный - с юбкой андораком - с платьем кубельком Южный поневный комплекс включает: - богато вышитую холщёвую длинную рубаху, чаще с косыми поликами; - клетчатую поневу; - пояс; - передник («запон», «занавеска»); - «навершник», «нагрудник» (наплечная одежда типа укороченной рубахи); - кичкообразный головной убор ("сорока"); - украшения из птичьих перьев и бисера; - обувь, плетеная из лыка или кожаная. Северный сарафанный комплекс: - рубаха с прямыми поликами или без поликов; - сарафан; - душегрея или епанечка; - шугай (верхняя одежда); - головной убор в виде кокошника; - обувь кожаная или плетеная. В центральной России костюм был близок к северному, хотя в ряде мест встречались костюмы с чертами южнорусского комплекса. Комплекс с юбкой андараком: - рубаха с прямыми поликами и отложным воротником; - шерстяная полосатая юбка-андорак; - корсетка (верхняя одежда); - широкий пояс; - головной убор в виде полотенца (ширинки) или кокошника. В казачий комплекс с кубельком, перенятый от народов Кавказа, иногда употреблялся с типичными для тюркских народов шароварами что свидетельствует о сильном влиянии на одежду казачек культуры их восточных соседей. Комплекс одежды с платьем-кубельком: - нижняя рубаха; - распашное платье, сшитое в талию из фабричной ткани; - длинные штаны; - вязаный колпак или шапка. Мужской костюм русских крестьян отличался однотипностью и состоял из рубахи, пояса, портов, верхнего и нижнего кафтанов, головного убора и обуви - лаптей или сапог. Детская одежда и покроем, и орнаментом почти полностью повторяла взрослую, но изготавливалась из более дешевых материалов и состояла из меньшего количества деталей. Известно, что деревенские мальчики и девочки ходили летом в длинных подпоясанных рубахах из льняного или конопляного ("посконного") полотна. Подростки же носили как длинные рубахи, так и комплекты из рубахи с сарафаном (или с юбкой) и рубахи со штанами. Характерной особенностью крестьянской культуры являлось одновременное бытование костюмных комплексов, сложившихся в разное время. РУБАХА 1 тип: Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, длинная, широкая, со сборками у ворота, а часто и внизу с длинным рукавом. Она кроилась из прямоугольных кусков ткани. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья), достигавшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубахи было своё орнаментальное решение. В южных областях прямой покрой рубах был более сложным, он осуществлялся с помощью так называемых поликов - деталей кроя, вставки, соединяющих полочку и спинку по линии плеча. Полики могли быть прямыми и косымиОба конструктивных решения подчеркивались декоративно. По сравнению с северорусскими рубахами линия низа в рубахах южных районов орнаментируется более скромно. 2 тип:Туникообразная - прямой крой, с 1-й бретелькой. Верх был с подоплёкой, (особенно в мужских рубахах) из 4-х точий (полотнищ). Полики - плечевые вставки, обеспечили объём выпуклости груди. ПОНЕВА (панёва, понька, понява) - поясная одежда замужних женщин, надевавшаяся поверх холщёвой рубахи. Типы: - простая (из 3-х полотнищ, кулиска, пояс-гашник) - распашная (в виде куска ткани, собранного и укрепленного на поясе при помощи шнура) - с прошвой - понёва-юбка - плахта - растополка (3 полотнища, 2 разреза на спинке, 1 спереди) - разнополка (3 полотнища разных длин. Носилась обязательно с подтыком) - с прошвой (4 полотна, нераспашная) Будничные поневы отделывались скромно шерстяной домотканой узорной тесьмой по низу. Праздничные понёвы богато украшались вышивкой, узорной тесьмой, вставками из кумача, крашенины, мишурным кружевом, блёстками.
|