Студопедия — Дымковская глиняная игрушка
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Дымковская глиняная игрушка






Дымковские (вятские) игрушки отличает особая пластика и яркая расцветка. Земля Вятской губернии издревле была богата красной глиной, и местные жители с давних времен занимались гончарным ремеслом. Изготовление же игрушек выделилось в отдельный промысел только в 19 веке. Традиционными образами для дымковской игрушки являются петухи, индюки, кони, козлы. В особую группу можно выделить разнообразные женские фигуры в широких юбках и высоких головных уборах. Среди них встречаются нарядные барыни с зонтиками или пелеринками, простые крестьянки в передниках, кормилицы в чепце с младенцем, водоноски с коромыслом и ведрами и многие-многие другие. Кавалеры — скромнее: это обычно более мелкие фигурки, неотъемлемые от свистульки в виде конька, с которым верховой, не имеющий ног, представляет одно целое.

Фигурки обжигались в печи, затем покрывались мелом, разведенным на молоке, и расписывались красками, растертыми на яичном желтке. Гамма красок ограничивается основными тонами: синяя — ультрамарин, оранжевая— сурик, желтая — хром, зеленая — крон зеленый, малиновая — фуксин, коричневая, черная — сажа, используется также голубой цвет. Неотразимое обаяние праздничности, красочного великолепия сообщают «дымке» не только яркие расцветки, но и совершенно оригинальный, ясный, крупный орнамент и стройное композиционное построение росписи. Узор ясен и прост: роспись геометрическими фигурами, волнистыми и прямыми линиями, клеткой. Для петухов и индюков характерны яркие разноцветные хвосты и красные гребешки, для коней – рисунок в синий или оранжевый горошек, рога козлов традиционно украшались золотой краской.

Каргопольская игрушка (Архангельская область) отличается от дымковской не только внешними признаками, но и содержанием: в ней образно передается народный быт русского Севера. От дымковских и филимоновских их отличает некоторая суровость пластики и преимущественно темные цвета (черный, коричневый, темно-зеленый). Изначально игрушки изготавливались из остатков красной глины в виде лошадок, фигурок людей и животных, обжигались в печи. После обжига еще раскаленные игрушки опускали в густой мучной раствор, а когда вытаскивали, к посветлевшей от обжига глине намертво приклеивался черный абстрактный узор из пригоревшей муки. Таким же способом когда-то обрабатывалась и глиняная посуда. Позже каргопольские игрушки стали расписывать разными геометрическими фигурами, пятнами и крестами. Среди персонажей встречаются герои сказок и былин, животные настоящие и сказочные: полкан (полуконь-получеловек), птица Сирин, конь с двумя головами. Часто каргопольские мастера делали группы фигур: тройки с санями, танцующие фигурки, лодки с седоками.

Филимоновские глиняные игрушки считаются одними из самых древних на Руси. Интересно, что природные свойства местной глины, на редкость пластичной и жирной, отразились на облике игрушек, сообщив им своеобразие: поскольку филимоновская глина при просушке быстро покрывается трещинами, ее приходится все время заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигурки. Пластичность глины позволяет сохранять в лепке удлиненные пропорции. После обжига глина приобретает естественный белый цвет, так что игрушку не приходится дополнительно белить, и цветные краски на ней выглядят еще более яркими. Среди филимоновских игрушек встречаются примитивные фигурки людей (барыни в юбках-колоколах, кавалеры в сапогах), фигурки животных (с длинной шеей и маленькой головкой, все фигурки животных почти одинаковы, и различить их можно только по наличию или отсутствию рогов на голове), свистульки, среди которых встречаются и барыни, и петухи, и коровы, и всадники.

В раскраске человеческих фигурок главное — наряд: ярчайшая малиновая кофта, зеленая шляпка, две-три цветные каемки на тулье шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами юбка. В орнаменте нет строгой геометричности дымковской росписи: желтые, красные, зеленые штрихи, веточки, звездчатые розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросанные по фону, разновеликие, неровные, небрежно намалеванные, создают броский, праздничный декор. Традиционные краски филимоновской игрушки – желтая, зеленая, малиновая и голубая.

Ведущее положение в стране занимала керамика Гжели (Московская губерния). Наряду с производством фарфора и фаянса здесь существовало гончарное производство. Основное украшение полуфаянса составляла подглазурная синяя роспись, преимущественно растительным орнаментом.

Это самый крупный и известный в России керамический промысел. Возник в 17 веке. Продукция: разные виды керамики, в т. ч. фарфор. Основное изделие: посуда (больше всего чашки и чайники). Сюжетный рисунок: цветы, птицы, деревья, архитектурные сооружения. В росписи преобладает синий и золотой цвета на белом фоне.

История Гжельского художественного промысла насчитывает более шести с половиной столетий. Судя по данным археологических раскопок, гончарное производство в Гжели возникло не позднее XV в.

Во второй половине XVIII столетия основным занятием гжельского мастерства становится художественная керамика - майолика. Документы того времени называют гжельскую посуду «лучшую из всех делаемых в России сего рода посуд».

Гжельцы изготовляли из майолики чуть ли не весь ассортимент необходимой в домашнем обиходе посуды: мелкие и глубокие тарелки, столовые сервизы, кружки, кувшины. Иногда это были глиняные изделия, только политые белой эмалью, без росписи, но они ценились за белизну и гигиеничность.

Гжельские майоликовые росписи - это раскрашенный от руки рисунок. На светлую эмаль тёмной краской наносили контур, он расцвечивался внутри зелёной, желтой, коричневой и синей красками. В большинстве случаев гжельские гончары воспроизводили в росписях окружающий их мир, не прибегая к стилизации. Чаще других изображений на гжельских квасниках встречаются архитектурный пейзаж, а также мотивы природы: растения, животные, птицы.

Полуфаянс - такое же замечательное художественное явление в истории русской керамики, как и майолика. Появился он в Гжели в самом начале XIX века, хотя попытки создать белый керамический материал, более прочный, чем майолика, не столь грубый и трудный в обработке, гжельцы предпринимали ещё в конце XVIII века. В полуфаянсе просматривается стилевое единство гжельского промысла: постоянство ассортимента, приверженность к определённым формам, преобладание кистевой росписи и орнаментальных мотивов в ней, выполненных исключительно синей краской. Сочетания белого фона черепка и синей росписи стало характерным признаком гжельского полуфаянса.

Керамика - это все разновидности изделий, выполненные из глины.

Терракота имеет светлый красно-коричневый цвет обожженной глины, которую не покрывают глазурью.

Майолика имеет естественный цвет обожженной глины и пористый черепок. Ее покрывают глазурью и цветной эмалью.

Фаянс в отличие от майолики имеет более тонкий черепок, в основном белого цвета, а его пористость компенсируется прозрачными глазурями.

Фарфор - наиболее совершенный вид керамики. Его свойства: белизна, прочность, стойкость к агрессивным средам.

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 1373. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия