Холодное украшенное оружие на Урале. Особенности формирование и развития промысла, основные направления развития, ведущие художники, современное состояние (основные предприятия).
Основание Златоуста относится к середине XVIII века, когда было начато промышленное освоение Южного Урала. Тульские промышленники И.П. и В.М. Мосоловы заключили в Оренбургской губернской канцелярии контракт на строительство железоделательного завода на речках Сатка и Куваш. История города связана с металлом и его обработкой, зарождению Златоустовской качественной металлургии способствовала исключительная чистота местных руд. В начале XIX в. в уральском городе Златоусте было решено создать еще один центр (1815 год) по выпуску холодного оружия, т. к уже имевшиеся не могли полностью удовлетворить потребности армии в нем. Наряду со строевым оружием в Златоусте стали выпускать украшенное оружие. Для этого фабрике нужны были специалисты - оружейники высокого класса. Первый этап развития златоустовского художественного оружия Царское правительство приглашает для работы мастеров из Золингена и Клингенталя - известных оружейных центров Германии того времени, в их числе которых был и известный мастер по украшению клинков — Вильгельм Шаф с сыновьями. Нельзя недооценивать и переоценивать роль иностранных мастеров в истории развития гравюры. Они сыграли и положительную роль, и отрицательную. Положительным было то, что иностранные мастера были достаточно опытными оружейниками. Оригинальных работ у Шафов в первый период их работы в Златоусте почти не было. Они копировали рисунки с клинков, которые были куплены в Золингене. Все авторы отмечают некоторую сухость произведений Шафов, скованность рисунка и неумение подчинить композицию единому целому. Деятельность и произведения Шафов отражают первый, самый короткий период в развитии златоустовской гравюры на стали. Однако вскоре златоустовские ученики Шафов — Иван Бушуев, Иван Бояршинов и многие другие — не только овладели шафовскими приемами нанесения рисунка на металл, в том числе золочение через огонь но и сумели создать свой самобытный стиль декорирования оружия, заложив тем самым основы уникального вида декоративно-прикладного искусства — златоустовской гравюры на стали. Второй, "русский", этап развития 1820 - 1830 гг. С 1818 года начинается второй, "русский", период украшенного оружия. Иван и Ефим Бушуевы, Петр, Максим и Федор Тележниковы, Иван Бояршинов, Федор Стрижев, Архип Лепешков и другие мастера подняли искусство украшения оружия на такую высоту, на какую больше не взлетала златоустовская гравюра на стали с середины XIX в. и до наших дней. С приходом на фабрику Ивана Бушуева и Ивана Бояршинова златоустовские граверы больше внимания уделяют синению и воронению, добиваясь цветовой гаммы от черного до сине-голубого. Но, пожалуй, самая большая заслуга Ивана Бушуева и его товарищей в том, что они смело ввели в арсенал украшений сюжетные композиции, миниатюры на темы русской истории. Новые элементы: из греческой истории и мифологии. История русской металлургии хранит многие имена златоустовцев. В 1817—1847 годах в Златоусте жил и работал великий русский учёный и изобретатель Павел Петрович Аносов, открывший тайну булатной стали.Он былгорным начальником Златоустовских заводов и многое сделал для усовершенствования производства. Он стремился познакомить мастеров с лучшими произведениями мирового искусства. Златоустовское оружие славилось не только украшением. Металл самого высокого качества - отличие клинков с Урала. Характерное отличие булата – неподражаемый узор на поверхности. Сущность этого металла - он может перерубать гвозди и держит заточку гораздо больше, чем другие стали. Эти-то вот свойства и ценились оружейниками всех времен. Мастера Златоуста знали секреты гравировки, глубокого травления, воронения, золочения и резьбы по металлу. Эфесы сабель и шпаг представляли шедевры мелкой пластики. Распространённые их формы – головы львов, драконов, медуз, орлов. Уникальные образцы такого оружия оставили замечательные мастера Иван Бушуев, Иван Бояршинов. Летящий на крыльях конь – любимая деталь многих гравюр Ивана Бушуева. Вершиной творчества мастера стало «Древнее вооружение» - рыцарские доспехи для наследника царского престола, будущего царя Александра II. Достойным продолжателем бушуевских традиций стал И.П. Бояршинов 50 - 60 - е годы XIX века можно обозначить как третий этап развития златоустовского художественного оружия. В это время произошли некоторые изменения в характере и манере украшения клинков. Это было время поиска. Наряду с первоклассными произведениями существовали и менее удавшиеся в художественном отношении «поисковые» вещи. К концу XIX в. основной техникой златоустовских изделий становится насечка золотой и серебряной нитью по синему фону. На четвертом этапе - 70-е годы XIX в. - начало ХХ века златоустовская гравюра на металле достигает наивысшего расцвета. В орнаментальное украшение клинков художники, наряду с традиционным декором, вводят реалистические изображения отечественных цветов, плодов и трав: это и полевые колокольчики и ромашки, колосья и пятилепестковые цветы, зубчатые листья...» Становятся разнообразнее приемы создания изображений на клинках, украшения по цвету и тону становятся богаче. Помимо орнамента, художники - граверы вновь обращаются к сюжетным композициям. В основном, это реалистические миниатюры, изображающие сцены охоты, озера с домиками рыбаков и другое. Такими изображениями украшались охотничьи ножи и кинжалы. В конце XIX века к сюжетным миниатюрам прибавляется изображение пейзажа Урала. Вплоть до девяностых годов основной стала насечка золотой и серебряной нитью по синеному, тушированному фону. Если техника гравюры позволяла сделать рисунок широким, плотным, то для насечки характерен ажурный стиль и восточный узор. Так под руками златоустовских мастеров родилась знаменитая «плетенка», которой украшены клинки последней трети XIX века. В этот период возрождается традиция наносить на оружие надписи, прославляющие мужество, преданность Отчизне. М. Мешалкин и Я. Варламов включают надписи в орнамент. Именно в этот период на оружейной фабрике впервые внедряется гальванопластика. В последнее десятилетие XIX века и в начале ХХ века в Златоусте выпускалось большое количество украшенных бытовых изделий - портсигаров, спичечниц, подносов, браслетов, тростей,столовых приборов. Среди кустарей было немало подлинных мастеров. Они, как заводские художники, вносили своим творчеством в искусство гравюры то новое и самобытное, что способствовало ее постоянному развитию и совершенствованию. Одним из таких самородков-надомников был Петр Иванович Филимошкин. Он не имел представления ни о каких законах перспективы и композиции, в ведомостях против своей фамилии ставил жирный крестик, но тем не менее был удивительным мастером. После Октябрьской революции златоустовская оружейная фабрика оказалась разрушенной и разграбленной. Возрождение украшенного цеха после революции было трудным не только в художественном плане, но и в экономическом. Многие изделия мастеров были уничтожены или исчезли вместе с отступающими колчаковцами. Однако уже в 1919 г. в еще холодных полуразрушенных цехах началось производство клинков для Красной Армии. Многие из них украшались орнаментом, надписями, миниатюрными картинами и преподносились бойцам как именное оружие. Много красивых изделий подарили в начале 20-х г.г. В. И. Ленину, Ф.Э. Дзержинскому, И.В. Сталину, М. И. Калинину. В 1922 г. Златоуст уже участвовал на Всемирной выставке в Лионе и на первой Всероссийской Сельскохозяйственной выставке. В это время появилось стремление к увеличению количества украшенных вещей. Гравированные вещи вводились в быт для повседневного пользования. Совершенно исчез элемент роскоши, присущий гравюре XIX века, зато появилась неотесанность и неуклюжесть, по которым сразу можно узнать гравюры 30 - 40-х годов. Исчезло изящество. Годы Великой Отечественной Войны стали для художников временем служения Родине. Было сделано много мемориальных клинков в подарок выдающимся полководцам и Героям Советского Союза. Во 2-ой половине XX века в Златоусте началось изготовление бытовых вещей: гравюр, изображающих уральскую природу, кубков, письменных приборов, портсигаров, подносов и различных сувениров. В 1960-1980-х годах идёт процесс поиска новых форм бытовых вещей и формирование художественного стиля, отличного от «сурового» стиля 30-40-х годов XX века. В Ассортименте цеха появляются шкатулки, приборы для вина, тарелочки, вымпелы, призы победителям социалистического соревнования, панно. В 1964 году вводятся эталонные образцы изделий, тиражом в сотни и тысячи экземпляров. С 1971 года для нанесения рисунка на изделия серийного выпуска стали применять трафареты, что позволило значительно увеличить выпуск настенных панно. С приходом на завод в цех гравюры молодых художников-гравёров (Н. Лохтачёвой, Ю. Рябкова, О. Аверкина, А. Богачёва, А. Шукова, П. Спирченкова) создаются образцы авторского украшенного охотничьего оружия, блюд, украшенных орнаментами по мотивам русской зимы, уральской природы, времён года и т.п. В советское время златоустовская гравюра приобрела статус народного искусства и стала одним из видов художественной промышленности страны. На сегодняшний день в Златоусте более тридцати художественных мастерских, среди которых ООО «Авант», ООО «Арт-Грани», ООО «Грифон», ООО «Компания "АИР"», ООО «Златоустовская оружейная компания», ООО «Златоустовская оружейная фабрика», художественные мастерские ООО «КХО», ООО «Литера», мастерская художественных промыслов Урала, ООО «СКаТ» и многие другие. Эти предприятия обратились к творческому наследию мастеров златоустовской школы, начав свою деятельность с возрождения прикладного характера златоустовской гравюры. В ассортименте продукции появилось авторское украшенноехолодное оружие, разнообразная посуда, наборы для охотников, предметы сервировки стола и украшения интерьера. Каждое предприятие отличается своим стилем, своей манерой решения художественного образа вещи. Среди современных мастеров златоустовской гравюры на стали (металле) заслуженные художники России Н. В Лохтачёва (1997) и Г. М. Берсенёв (1998), члены Союза художников России: О. Аверкин, Д. Лохтачёв, Ю. Рябков, С. Чернов, А. Шаланов.
20. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы от Древней Руси до XVIII века: основные центры, виды и характерные особенности. Истоки древнерусского декоративно-прикладного творчества восходят к самобытной культуре восточнославянских племен докиевского периода. Изготовляя предметы обихода жители Древней Руси не только проявляли техническое мастерство, но и вносили в свою работу художественное начало. Эпоха раздробленности и татаро-монгольское нашествие повлияли, но не оказали существенного воздействия на развитие народного прикладного творчества Древней Руси, так как его корни не были уничтожены, и оно продолжало бытовать в массе народа. Опыт и знания мастера передавали из поколения в поколение. Возрастание интереса к творчеству народных мастеров и к развитию всех его направлений особенно наглядно проявилось в эпоху образования централизованного государства. Деревянные бытовые изделия создавались плотниками. При работе ими использовались сосна, ель, береза, клен, дуб, ольха, липа. Инструменты: топор, скобель, тесло, долото, шило, нож, пила. Отсюда тесная связь деревянной утвари и мебели с архитектурой, со всем «нарядом» дома. Искусно резали кубки, ковши, ложки, резьбой украшали ставни и фасады домов. Сосуды покрывались слоем олифы, сообщавшей дереву золотистый цвет, и расписывались киноварью, шафраном и сажей. Отделка сусальным золотом, медью, золотой тесьмой, ярким бархатом (малиновым, зеленым, черным, желтым) с крупными травными узорами и разводами сообщала мебели особенную декоративность. Среди памятников резьбы встречается не только травный узор, но и сюжетные изображения. Особого расцвета достигает геометрическая резьба, тесно связанная с архитектурой: ларцы, скамьи, столики. Роспись по дереву - один из национальных, наиболее самобытных видов декоративного искусства Руси. Историк Н. И. Костомаров отмечает пристрастие русского человека XV — XVII вв. к росписи жилищ: «На фронтонах и стенах около окон делались разные изображения: линейки, листья, травы, зубцы, птицы, звери, единороги, всадники на конях и прочее. В начале XVII в. вошли во вкус росписи потолков и сводов, а иногда и стен». Реалистические устремления в искусстве выражали становление нового мировоззрения, иного подхода к действительности. Кризис традиционной и становление новой культуры были выражением глубинных социальных процессов. Начавшееся формирование всероссийского рынка создало благоприятные условия для развития народного творчества, что подготовило почву для расцвета отдельных его направлений в XVIII в. Общая картина распространения промыслов художественной обработки дерева: (основные центры и виды росписи)
Характерные особенности декоративной росписи Северных регионов:
Характерные особенности декоративной росписи регионов Поволжья:
Археологические находки во многих древнерусских городах свидетельствуют о широком развитии на Руси гончарного ремесла. Монголо-татарское нашествие повлияло на развитие древнерусской культуры. История одной из ее ветвей — керамики сместилась из южных регионов в северные и западные пограничные города, в московские земли, поэтому не случайно возрождение изразцового искусства в Древней Руси было связано с Псковом и Москвой. Было уничтожено множество произведений русских гончаров IX—XII веков. Например, исчезли двуручные корчаги-амфоры, вертикальные светильники, более простым стал орнамент. Истоки русского изразцового искусства следует искать, начиная с X-XI века в Древнем Киеве, Чернигове, старой Рязани, Владимире, Ростове Великом, Смоленске. Там, при археологических раскопках, были обнаружены первые керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями. У мастеров Древней Руси резьба по кости была распространена с Х века, ее называли «резьбой руссов». Выдающимися памятниками русской художественной резьбы по кости являются работы XVI — XVIII веков резчиков Сольвычегодска, Москвы, Холмогор. В XVII веке Москва была центром производства художественных изделий из кости — гребней, ларцов, кубков, предметов религиозного культа. В XVIII веке получает известность резьба по кости холмогорских мастеров (бывшей Архангельской губернии). Центры резьбы по кости: Новгород, Великий Устюг, Воло-Сольвычегодск Основным центром искусства резьбы по кости было село Холмогоры Архангельской области, родина Ломоносова.. В Древней Руси огромной популярностью пользовались перстни, кольца, браслеты, заколки и многие другие ювелирные изделия, которые создавались при помощи уникальной техники, но с применением примитивных инструментов Одним из самых известных направлений можно считать зернь, когда тысячи мелких металлических бусин наплавлялись на одно изделие, создавая волшебную игру света без использования драгоценных камней. Ювелирная техника перегородчатой эмали требовала терпения и поразительной точности в работе. На поверхность золотого украшения ювелир напаивал на ребро тончайшие золотые ленточки-перегородки, составлявшие контур будущего рисунка. Затем ячейки между ними заполняли порошками эмали разных цветов и нагревали до высокой температуры. При этом получалась яркая и очень прочная стекловидная масса. Изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, были очень дороги, поэтому не случайно большинство сохранившихся до наших дней произведений являются деталями дорогого княжеского убора. К большому сожалению большинство ювелирных творений, созданных талантливыми руками наших предков, бесследно исчезли после монголо-татарского нашествия, даже больше – большинство талантливых мастеров постигла та же участь. Поэтому такие трагические события, стали серьезной преградой на пути развития русского ювелирного искусства, которое пришло в упадок и находилось там примерно до XV века. Развита черная металлургия на основе сыродутного процесса производства железа из болотных руд. Металлурги, живущие в сельских местностях, поставляют в города достаточное количество железа высокого качества. Городские кузнецы переделывают часть железа в высококачественную углеродистую сталь. Древнерусские кузнецы снабжали землепашцев сошниками, серпами, косами, а воинов-мечами, копьями, стрелами, боевыми топорами. Все, что необходимо было для хозяйства - ножи, иглы, долота, шилья, скобели, рыболовные крючки, замки, ключи и многие другие орудия труда и бытовые вещи. Самыми распространенными приемами в древней Руси были ковка и штамповка. Развиты кожевенное и скорняжное производства и изготовление кожаной обуви На Руси широко было развито искусство набойки. Русская набойка украшала крестьянскую одежду, скатерти, сарафаны и рубахи. Старинная русская набойка по своим техническим приемам была очень близка батику — разогретый резерв (различные смеси пчелиного воска, смол и других компонентов) наносился вручную на ткань при помощи так называемых квачей (тампонов), штампиков или резных досок. После застывания резерва ткань опускали в чан, как правило, с синей краской — индиго. Индиго - природный кубовый краситель. По окончании процесса крашения ткань просушивали, удаляли резерв, после чего на синем фоне оставался белый узор. Чан, в котором окрашивалась ткань, назывался кубом; отсюда и способ этот получил название кубовой набойки. Из "синюхи" шили праздничную и будничную одежду, головные уборы, ее могли использовать и при изготовлении обуви. Нередко наносили масляной краской ярко-красный горох. Эти ткани использовались главным образом для шитья сарафанов, а нередко и мужской одежды. Итоги 1. Истоки современного народного декоративно-прикладного искусства уходят в доисторическое прошлое, но многие элементы формы декора, потеряв былое символическое значение, сохраняются до наших дней. 2. На видоизменение предметов быта и их декор на протяжении веков оказывали влияние события, определявшие судьбы русского народа; так, принятие христианства в конце X в. привнесло в древнюю символику разнообразные изображения креста, сплетенные с более древними символами (в том числе солярными). 3. Уже в Киевской Руси (IX - XIII вв.) наряду с украшением предметов быта в пределах собственного жилища в самостоятельный вид деятельности начинает выделяться ремесло по производству украшений - зачатки кустарных промыслов, т. е. изготовления изукрашенных предметов обихода на продажу. 4. Относительная изоляция центров кустарных промыслов порождает обособление видов художественного оформления бытовых предметов, что прослежено на примере росписи по дереву (на одной основе складываются разные варианты традиций). 5. В украшении предметов обихода, выполняемых из различных материалов и разными техническими средствами, тем не менее, прослеживается нечто роднящее их друг с другом (прежде всего единство смыслов символики).
21. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы России XVIII – XX вв.: основные центры, виды и характерные особенности Восемнадцатый век принес перемены не только в экономике, социальных отношениях, но и в области культуры и искусства, общественной мысли. Преобразования начались с царствования Петра I и были продолжены после его смерти. Декоративное искусство XVIII в. представляет собой величайшее явление в русской и мировой художественной культуре. Оно развивалось сложными путями и непосредственно было связано с народным искусством. В XVIII в. были широко распространены такие виды ручного труда, как художественная резьба по дереву, изготовление кованых украшений, декоративных тканей, вышивка. Каким-нибудь одним ремеслом занималось обычно все население той или иной деревни. Огромное влияние на декоративное искусство XVIII в. оказало западное искусство, так как многие мастера учились за границей. Расширяется круг тем, технических приемов, разнообразнее становится колорит. Народное декоративно-прикладное искусство развивалось относительно автономно от «господского», испытывая на себе его влияние косвенно. Судьба русского народного искусства и художественных промыслов второй половины XIX в. неразрывно связана с теми глубинными социальными процессами, которые происходили в пореформенной России. После так называемого «освобождения крестьян» наступила эпоха разрушения натурального хозяйства. Период 60-80-х годов - время широкой промысловой деятельности сельских и городских ремесленников. В окрепших и выросших промыслах формируются и отшлифовываются технические приемы, рожденные в процессе быстрой работы, несущие новые декоративные и стилевые черты. Профессиональные ремесленные навыки в народной среде, как и встарь, все еще передавались новым поколениям непосредственно. Мастера и потребители их изделий принадлежали в основном к одной и той же народной среде, т. е. спрос и предложение совпадали, что способствовало стилистической целостности произведений народного декоративного искусства, формированию общих эстетических критериев. К основной группе промыслов, создающих изделия для народного быта, относятся производства, связанные с обработкой дешевых и доступных материалов: дерева, бересты, глины, железа, льна, шерсти. Здесь живут традиции народного гончарства, резьбы по дереву, бересте. Высокое мастерство проявляется в изготовлении деревянной посуды, прялок, сундуков и т. д. и их росписи. Древнейшие символические мотивы — птицы, конь, древо жизни - прочно сохраняются среди образов, сочетаясь с мотивами архитектуры - башнями с высокими шпилями, беседками, павильонами, входящими в моду под влиянием европейских предметов быта. Прогрессируют и промыслы, использующие дорогие материалы - серебро, мамонтовую кость, стекло, фарфор, финифть и т. д. К началу XX в. народные промыслы оказались в тяжелом положении. Бурные изменения в обществе оказали свое влияние на развитие народного творчества. С развитием капитализма в России народное декоративно-прикладное искусство стало быстро вытесняться промышленным производством. Художественное качество предметов быта падало, терялись их национальные особенности, творческое многообразие. Некоторые виды народного искусства утрачивали свое былое значение. К концу XIX - началу XX вв. такие виды ремесел, как набойка, бронное ремесло (металлическое плетение кольчуг, шлемов), браное ткачество (декорированная отделка рушников, платьев и т. п. красной и белой нитью) исчезают полностью. К исчезновению были близки холмогорская резьба по кости, великоустюжское чернение по серебру, иконопись в Палехе, Мстёрах, Холуе. В то же время отдельные промыслы вырастают в промысловые центры, объединяющие десятки тысяч мастеров. Вполне естественно, что промыслы, которые более активно стали ориентироваться на город (строчка, кружево, ювелирное дело), испытывали влияние господствующего направления в прикладном искусстве той поры и прогрессировали. В северных губерниях, где капиталистические отношения развивались не такими быстрыми темпами, как в центре России, традиционное народное искусство продолжало оставаться более целостным и органичным. Война 1914 - 1918 гг. нанесла тяжелый урон народным ремеслам и промыслам, поскольку вся система изготовления народными мастерами кустарных изделий для рынка была разрушена. Однако по всей территории страны, хотя и в ущербных формах, продолжали существовать домашнее ткачество, ковроделие, гончарство, резьба и роспись по дереву, кружевоплетение и вышивка, игрушечное дело и другие ремесла. В 1885 г. открыт Кустарный музей. В основе собрания были экспонаты кустарного отдела Торгово-промышленной выставки 1882 г. в Москве, предметы художественных промыслов конца XIX - начала XX вв. К началу 1910-х гг. музей возглавил работу по сохранению и развитию художественных промыслов во всех губерниях России, организовывал школы и учебные мастерские, выставки и ярмарки. Позднее музей участвовал в восстановлении и развитии таких известных художественных промыслов, как хохломская роспись, ростовская финифть, вышивки Рязани и Калуги, кружевоплетение Вологды; с его участием проходило становление основных центров миниатюрной лаковой живописи по папье-маше в Палехе, Холуе, Мстёре. Резьба по кости. В XVIII в. на изделия резьбы по кости увеличивается спрос у придворной аристократии и высшего духовенства. Искусство резьбы по кости приобретает светский характер. В обиходе костяные ларцы и шкатулки. Рельефная или прорезная резьба несет на себе явную печать стиля барокко. Прежние центры резьбы по кости (Новгород, Великий Устюг, Сольвычегодск) перестают играть былую роль. Теперь спросом пользуются поделки холмогорских мастеров: ларцы, сундучки, шкатулки, туалеты с зеркальцами, туалеты-комодики, бюро, табакерки, туалетные коробочки, i-ребни, оправы для зеркал, медальоны, браслеты, игольники, ручки для тростей, вазы, кубки, кружки, охотничьи рога, табакерки, шахматы, круглая скульптура, рельефные портретные изображения. Холмогорские резчики по кости использовали сюжеты на библейские темы и сюжетные вставки аллегорического характера. Сцены из светской жизни - винопитие и чаепитие, прогулки кавалеров, сцены охоты и развлечений, изображение животных и птиц (львов, единорогов, олений, орлов). Изображения животных, птиц, человеческие фигуры включались в формы растительного геометрического орнамента, в орнамент из раковин. Во второй половине XVIII в. получает распространение резьба по перламутру. Чаще его используют в качестве отдельных вставок. Искусство резьбы по кости в XVIII в. проделало большой и сложный путь. Никогда прежде его развитие не было таким бурным и стремительным. Предметы обихода из дерева. Резьба по дереву - национальный вид искусства для многих народов нашей страны, который развивался в двух направлениях - архитектурной домовой резьбы и мелкой пластики (с. Богородское). Искусство народной резьбы XVIII в. опиралось на массовое домашнее производство предметов обихода. (Прялки, вальки, трепалки, швейки, резные самодельные светцы, полочки, коники, детали ткацкого станка). Несмотря на появление металлической посуды, массовым остается изготовление деревянной посуды. В формах прочно сохранялись древние символы: конь, птица, женское божество, знаки солнца и воды, священное дерево. В бытовой резьбе нашли отражение веяния времени: решение форм в стиле барокко и рококо. В 1882 г возникает Абрамцево-кудринская резьба в столярной мастерской Поленова Е. Д. в мамонтовской усадьбе. Металл цветной и черный. Подъем промышленности предопределяет интенсивное развитие чугунного и бронзового литья. Отливались ограды для усадеб Москвы и Петербурга. По проектам архитекторов изготавливали люстры, светильники для интерьеров, фонарные столбы для улиц городов, навесы и кронштейны к ограждениям балконов, решетки мостов. На заводах Олонецка и Урала в бронзе и чугуне отливали кабинетную скульптуру. Тульские мастера делали шкатулки и ларцы из листового металла, украшая их гравировкой, сканью и эмалью. К числу таких видов народного искусства, в которых черты нового органично сочетались с традиционной основой, относятся узорное ткачество и гончарство, имевшие повсеместное распространение и богатейшие традиции, уходящие в глубокую древность. Особое место в русском народном искусстве конца XIX - начала XX вв. занимают гончарные изделия мастеров Скопино. Глиняная утварь — кувшины, горшки, кумганы, квасники с занимательными скульптурными налепками - принесла славу скопинским мастерам. Свои местные художественные особенности отличали изделия псковских, олонецких, курских, вятских, владимирских и воронежских гончаров. С начала 60-х гг. XIX в. крестьянское ткачество многих уездов приобретает промысловое значение. На базе ткацких промыслов с 70-80-х гг. быстро разрастается крупный район текстильной промышленности в селе Иваново. Но в то же время сохраняется и домашнее ремесло, мелкие промыслы. Именно здесь вырабатывается пестрядь, ремизные скатерти, шерстяные панёвы, пологи, занавески, передники. В селах и пригородах Вологодской, Архангельской, Новгородской, Рязанской, Тверской, Курской губерний продолжается изготовление для рынка платков, скатертей, полотенец, салфеток, поясов, которые пользовались широким спросом. В вышивальных промыслах 70-80-х гг. XIX в. широкое промысловое развитие получили белая строчка - «гипюр» и белая гладь. Наиболее крупные вышивальные промыслы бытовали в Мстёре и Холуе во Владимирской губернии(Мстерская, Владимирская вышивка), Крестецко-Валдайском районе Новгородской губернии (Крестецкая строчка) и Катунском в Нижегородской губернии. Роспись по дереву. Очень популярна была деревянная посуда семеновского производства с хохломской росписью. Легкие ложки, солонки, глубокие чашки, блюда, поставцы с живой кистевой росписью находили широкий спрос и в России, и за границей. Эмаль. Живопись на эмали развивалась в Петербурге, Ростове и Москве. Основу ее составляет миниатюра на предметах быта. Ростовская школа миниатюры на эмали (финифть) в XIX в. становится ведущей. В творчестве мастеров еще сохраняются традиции предшественников. Многие мастера работали в мелких домашних мастерских и берегли секреты технологии и приготовления красок. Резьба по бересте наиболее виртуозной была прорезная или просечная береста на русском Севере. По праву первое место среди традиционных народных художественных промыслов резьбы по бересте занимает г. Великий Устюг в Вологодской области. Промысел возник здесь во второй половине XVIII века и получил название по имени реки Шемоксы, на берегах которой он развивался. Итоги 1. Начиная с XVIII в. (эпохи Петра I) происходит заметное расхождение типов декоративно-прикладного искусства: в «верхах» общества все сильнее ощущается влияние европейского профессионального искусства, тогда как «низы» (крестьяне) остаются хранителями исконных традиций. Влияние вкусов «верхов» на народное декоративно-прикладное искусство еще очень незначительно (появляются печатные «лубочные картинки» для «народа»). 2. В первой половине XIX в. (после Отечественной войны 1812 г.) среди передовых представителей образованной части россиян пробуждается интерес к народному искусству. 3. В то же время начинает развиваться ряд новых, ранее не освоенных мастерами-умельцами, промыслов. Таковы роспись по металлу, дереву, миниатюрная лаковая живопись, кружевоплетение, производство игрушек и др. Одновременно угасают ранее популярные промыслы (в том числе гончарное производство, т. к. изделия гончаров-умельцев вытеснялись бытовыми предметами, изготовленными промышленными способами). 4. Во второй половине XIX в. и в дореволюционные годы XX в. кустарные промыслы все более быстро вытесняются из обихода благодаря промышленному росту. Изделия народных промыслов теряют свою прикладную функцию и становятся элементами эстетизации быта. 5. В тот же период на изменение внешнего вида этих изделий народных мастеров начинает оказывать влияние европейская и американская завозная продукция в стиле модерн. 6. На некоторые виды кустарного производства все более заметное влияние оказывает профессиональное искусство. Так, в миниатюрной лаковой живописи (на папье-маше, эмали) появляются сюжеты, заимствованные из произведений выдающихся писателей, поэтов, скульпторов. 7. Со второй половины XIX в. начинается целенаправленное обучение мастерству в специальных учебных заведениях. 8. В конце XIX в. в Москве открывается Кустарный музей, а в начале XX в. в Петербурге - первый в России этнографический музей.
|