Студопедия — Лаковая живопись Урала. Предпосылки возникновения, характерные особенности и направления развития, ведущие мастера, современное состояние.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Лаковая живопись Урала. Предпосылки возникновения, характерные особенности и направления развития, ведущие мастера, современное состояние.






Расцвет промышленности XVIII века способствовал формированию на Урале своеобразных видов искусства, в том числе декоративной росписи по металлу.

«Лакирное дело» известно на Урале со времен первых Демидовых. Зародившись как кустарный промысел, именно благодаря Демидовым он оформился и утвердился как один из наиболее известных художественных промыслов Урала.

Промысел возник еще в 1725 г. в результате избытка рабочей силы и кризиса сбыта металла. Декоративная роспись по металлу (лакированному железу) поя­вилась в конце XVIII в., но расцвет этого промысла относится к XIX в. Ла­кированное железо служило материалом для целого ряда расписных изде­лий - подносов, хлебниц, сахарниц, лотков, столов, сундуков, ведер, ков­шей и т. д. Расписные железные вещи делались в разных районах страны. Развивались крестьянские промыслы на Урале, в Московской губернии, городские фабрики в Петербурге, Москве, Жостово. Родиной этих промыслов стал Урал - Нижний Тагил и Невьянск (заводы Демидова).

Родоначальник Уральских горнозаводчиков - Никита Демидович Антуфьев, более известный под фамилией Демидов, тульский кузнец, вы­двинувшийся при Петре I и получивший огромные земли на Урале для строительства металлургических заводов. По указу Петра I в 1702 г. ему был передан казенный Невьянский завод на Урале. Демидов привез туда мастеров из Тулы и Москвы, построил новые заводы, скупая земли и крепостных крестьян. С конца XVII в. и в течение XVIII в. Демидовы построили бо­лее 50 заводов (в том числе 40 на Урале).

Известно, что под руководством Демидовых была организована школа, где мастера передавали свои знания и получали профессиональную подготовку от известных художников России того времени. В дальнейшем некоторые мастера получали образование в Санкт-Петербурге и за рубежом.

В XVIII веке была популярна сюжетная живопись: отдельные мастера, как было сказано выше, получали «академическое» образование, которое давало знание искусства классицизма. Поэтому в оформление различных бытовых предметов, особенно предназначенных для высших слоев общества, как нельзя лучше вошла именно сюжетная живопись. Излюбленной темой мастеров были сюжеты свадебного цикла – встречи, сватовство, семейные сцены. Любовь к повествованию привела к тому, что на изделиях, будь то свадебный сундук или подарочная шкатулка, писали до пяти-восьми разнообразных сцен.

К середине XIX века расписные изделия пользовались большой популярностью как на Урале, так и за его пределами..

В быту простых людей горнозаводского округа тагильские подносы пользовались спросом. Большие подносы заменяли скатерти и расписывались букетиками и веточками, разбросанными по красному, синему, зеленому и реже черному фону. Иногда поле подноса делилось на цветовые сегменты с особой росписью в каждом из них. Были и треугольные подносы для угловых столиков, и закусочные, и детские.

Процесс изготовления подноса был следующим: мастер-коваль выковывал форму, загибал борта, затем поднос шлифовали, шпаклевали, покрывали темной краской – грунтом, потом олифой и ставили в печь для закалки. Закаленный поднос покрывали черным лаком, еще раз сушили в печи, окрашивали фон и отдавали на роспись, которая выполнялась масляными красками. Расписной поднос лакировали прозрачным лаком и закаливали в печи.

По преданию, тагильский лак был изобретен учеником Карла Брюл­лова талантливым живописцем С. Ф. Худояровым. В мастерской Брюллова он специализировался по росписи подносов, подражая кисти своего педа­гога и наставника. Искусство «малевания» развивалось также иконописца­ми-староверами, которые кроме икон ввиду большого спроса расписывали и бытовую утварь на продажу.

Первыми Худояровыми, пустившими корни на земле уральской, были Андрей Степанович и два его сына – Вавила и Фёдор. Исследователи называют их старообрядцами, владевшими искусством иконописи и бежавшими на Урал от притеснений из-за веры.

Славу тагильским изделиям приносили прежде всего цветочные росписи. Прекрасно владели цветочным письмом Вавила и Федор Худояровы.

• Изначальным элементом уральской росписи в пору её взлёта оставалось «маховое письмо», некогда перенесённое старообрядцами с деревянной и берестяной утвари на металл.

• Современные художники не знают секрета худояровского лака, зато сохранили и развили специфическую уральскую технику двойного мазка. Скажем, листок с краю темнее, чем у стебля. Чтобы его изобразить, на палитре составляют смесь красок с нужным переходом, затем окунают кисть и рисуют лепесток одним движением.

• Тагильскую роспись не спутаешь ни с какой другой: ей присущи богатство красок, повышенная декоративность, чистота и изящество в обработке цветов - главная из которых красавица - роза, - законченность композиции, утонченная вязь орнаментов,

Главное отличие Нижнетагильских подносов (например, от Жостовских):

• Появился раньше Жостовского;

• Цвет фона (зеленый, синий, оранжевый – яркие фоны);

• Роспись изначально начиналась с картин, предназначалась для украшения интерьеров;

• Использование трафарета;

• Использование сеток для деления на сектора;

• Разнообразные способы размещения композиции на поле подноса (гирлянда, венок);

• У Жостова более натуралистичные букеты, у Н.Т. – более декоративная роспись с нарушением натуральной цветовой гаммы;

• Роспись или в теплой или в холодной цветовой гамме;

• Применялись приемы копчения фона.

Если в XVIII веке живопись была привилегией мужчин, в документах упоминались такие известные фамилии как Дубасниковы, Худояровы, Перезоловы, Морозовы, то в веке XIX, в связи с ростом производства более простых расписных изделий, женщины, занятые на второстепенных работах, начали привлекаться к выполнению цветочной росписи.

Во второй половине XIX века изделия с живописными сценами практически исчезли, процесс украшения упростился. Начала появляться новая роспись, свойственная массовому производству, со своими приемами, особым цветовым строем, простой и ясной образной системой, в которой первое место занял растительный узор. Так родилась живая, радостная горнозаводская цветочная роспись.

Лишь во второй половине XX века, когда усилился интерес к народному творчеству и традиционным промыслам, был собран большой материал, на основе которого был восстановлен некогда знаменитый подносный промысел.

Сейчас в Тагиле около 50 художников, серьезно занимающихся лаковой росписью.

Обычно у каждого своя специализация. К примеру, Тамара Юдина — мастер изображения уральской рябинушки, а Елена Отмахова считается специалистом по традиционной цветочной росписи

 

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 1882. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия