Студопедия — Художественно-эстетические особенности игрушки. Центральные образы. Основные промыслы игрушки из дерева.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Художественно-эстетические особенности игрушки. Центральные образы. Основные промыслы игрушки из дерева.






Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Еще видный отечественный психолог Д.Б.Эльконин указывал на важнейшую роль игрушки в традиционном обществе, где игрушка в одних случаях служила элементом и функциональным инструментом приобретения ребенком определенных производственных навыков. В других случаях игрушка служила и служит своеобразным наглядным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире.

Отличительная особенность народных игрушек – выразительность образа, его условность и обобщенность, большая динамичность и декоративность. Вместе с тем игрушки, создаваемые в разных местах, своеобразны по содержанию, материалу, художественному стилю.

Главные персонажи игрушки – это собирательные образы, без индивидуальных черт и свойств. Следуя основному творческому принципу народного искусства обобщать, народный мастер, создающий игрушку, выделяет в изображении самое главное, характерное и типичное. Часто одной меткой деталью выражает характер целого и при этом невольно преувеличивает, акцентирует важнейшую деталь, черту, несущую всю смысловую нагрузку, заостряет образ. Поэтому идея образа в игрушке всегда выражена немногословно и ярко.

Создавая игрушку, народный мастер выражает в ней свои и коллективные этические и эстетические идеалы.

Деревянная игрушка известна на Руси с глубокой древности. Еще в IX веке у восточно-славянских племен были в обиходе деревянные игрушки. Но такие находки для археологов чрезвычайно редки, так как дерево сильно подвержено разрушению.

Инструменты, которыми располагал мастер XIX в., - топор, нож, стамески. Раскраска осуществлялась темперными, клеевыми, анилиновыми красками, мелом с помощью кисти или нередко прямо окунанием игрушки в горшок с разведенной краской. Игрушки изготавливались в больших ко­личествах. Необходимость удешевить свой товар заставляла отказываться от деталей, в связи с чем появился лаконизм как формы, так и цвета. Лишь в отдельных видах игрушки применяли тонкие порезки, но не для всей скульптуры.

Настоящей столицей игрушечного царства является Троице-Сергиев посад (Загорск) в Подмосковье. Игрушки вырабатываемые народными умельцами Сергиева Посада забавляли русских царевичей. Далее мастера Сергиево Посада значительно расширяют ассортимент игрушек, в том числе налаживают массовое изготовление деревянной точеной матрешки.

Первая матрешка появилась в России в конце 19 века. Она состояла из семи кукол, изображающих девочку в ситцевом сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках. "Загорскую"; матрешку легко узнать среди множества других - это белолицая русская девушка в большом платке, ярком сарафане и переднике, причем все 3 детали, по закону этого стиля должны быть непременно разного цвета (основные цвета красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий или черный для "наводки"). Обязательно также наличие на фартуке и платке несложных узоров, как правило, цветов или просто точек.

Одновременно игрушечный промысел развивался в селе Богородское Загорского района Московской области. В Троицке-Сергиеве резали и окрашивали игрушку, в Богородском резали в белье, то есть оставляли без окраски. Неокрашенные белые богородские игрушки легко узнать по сочетанию гладкой и порезанной ножом поверхности. Специальными порезками мастера точно передают густую шерсть на спине медведя, блеск шкуры коня или перья птицы. Мастера деревни богородское и Троицке-Сергиева следуют традиции делать фигурки «с живства», то есть реалистически.

Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек – «дергачей». Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным, превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка.

Другой центр производства русской деревянной игрушки появился в Нижегородской губернии, с центрами в г. Семенове. Среди семеновских токарных игрушек выделяются различные формочки-песочники и мелкая детская посуда, украшенные знаменитой хохломской травкой; шары, погремушки, волчки, всевозможные каталки, вертушки, расписанные яркими анилиновыми красками.

Промысел известен и деревянной куклой – семеновской матрешкой. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций «травного» орнамента Древней Руси. Мастера оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров.

Недалеко от Мурома в селе Полхово-Майдан. Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки - щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи. Выработана оригинальная художественно-декоративная система и основные специфические приемы местной росписи. Эти приемы получили устоявшиеся местные названия: "цветы с наводкой" - цветочная роспись очерчена четким черным контуром; "цветы без наводки" - рисунок выписывается по фону без линейного контура; прием "под масло" - роспись масляными или нитрокрасками по глухому цветному фону, "пестрение" - простейшая кистевая роспись мазками или точками. Промысел знаменит и своими матрешками.

Игрушки подобного плана изготовляли в Городце. Городецкая игрушка отличается высокой художественностью. Излюбленная тема – кони: одиночки, пары и тройки. Сколачивали для конька возок с колесиками и раскрашивали и возок, и бегущего коня в ярко-красный, малиновый, лиловый или черный цвета. Кистью наносили свои городецкие узоры. Не забывали выписать и седелку, попону, упряжь.

Искусство пуреховских мастеров оказало воздействие на игрушку другого центра – села Лыскова. Там был разработан свой вариант «колесок» - коньков-горбунков. Малиновые, светло-фиолетовые, желтые коники разрисовывались цветными дугами и полосками, вдоль которых сажали ряды черных и белых пятнышек. Кони получались необычные, радужные.

Среди северных плотницких игрушек особенно разнообразны коники. В Поморье, на Мезени и Печоре они имеют местные стилистические разновидности. Коники Онежского полуострова отличаются особой статичностью и монументальностью формы, почти кубической, без моделировки и скругления граней.

Мезенские и печорские кони более скульптурны и пластичны и имеют некоторую динамичность поз. Окрашены в темные оттенки красного, зеленого, синего цвета или неокрашенные, орнаментированные порезками, обозначающими сбрую. Красотою силуэта и пропорций выделяются коники-каталки Кирилловского уезда Новгородской губернии (ныне Вологодская область), окрашены в светлый оранжево-красный цвет.

По­степенно деревянную вытесняли фарфоровые игрушки, часто повторявшие ее сюжеты. Негативную роль сыграл завоз иностранных изделий, но жиз­нерадостное и искреннее искусство изготовления народной игрушки, со единяющей глубокие традиции с подлинным чувством юмора, - одна изярких страниц русского народного творчества.

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 2214. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия