Студопедия — Центры художественной росписи и резьбы по дереву в России, особенности их формирования и развития. Характеристика одного из центров.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Центры художественной росписи и резьбы по дереву в России, особенности их формирования и развития. Характеристика одного из центров.






ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ - один из древнейших и наиболее распространенных видов художественной обработки дерева, при котором узор наносится на изделие при помощи топора, ножа, резцов, долото, стамесок и других подобных инструментов. С совершенствованием технологий появилась токарная обработка дерева и фрезерование, значительно упростившие труд резчика. Резьба применяется в домовом декоре, при украшении бытовой утвари и предметов мебели, для изготовления мелкой деревянной пластики и игрушек. Резьба различается по видам -- геометрическая резьба, контурная резьба, плоскорельефная резьба, ажурная резьба и объемная резьба.

В Древней Руси дерево было наиболее широко применяемым материалом. Вследствие относительной дешевизны и слабой стойкости материала до наших дней дошла лишь незначительная часть древних произведений декоративно-прикладного искусства, изготовленных из дерева.

Монументально-декоративная резьба по дереву развивалась в связи с декоративным убранством крестьянских жилищ. Резными рельефами украшались также речные суда. В жилищах резными были ставни, наличники, карнизы из дерева.

На русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири сохранились деревянные дома 18-19 веков -- наиболее яркие памятники архитектурной резьбы. Высокие фронтоны крестьянских домов завершают охлупни, на концах которых вырезаны монументальные головы коней или оленей. Причелины, подзоры, полотенца, украшающие фасады, покрыты растительным или геометрическим орнаментом. Внешняя скупость изобразительных средств придает этим постройкам ощущение строгости.

В Среднем Поволжье с 18 века получила распространение так называемая барочная резьба, перенесенная с волжской корабельной резьбы на архитектурные формы. Долбленые изображения львов, русалок, сиринов в обрамлении замысловатого растительного орнамента из виноградных лоз и листьев аканта покрывают сплошным узором доски фасадов, наличники, крыльца. Зачастую такая резьба раскрашивалась яркими масляными красками. С середины 19 века в оформлении жилищ Верхнего Поволжья, областей Нечерноземья и Сибири начинает интенсивно использоваться пышный пропильной декор, покрывающий фронтоны и наличники.

Одним из наиболее интересных по разнообразию форм и совершенству рисунков объектов резьбы были прялки. Узор на них наносился преимущественно на «лопастку», реже на «донце». В каждом из регионов веками были разработаны оригинальные приемы декорирования прялок, присущие исключительно данной местности. Так, например, в Нижегородской губернии сложился уникальный промысел городецких прялочных донец.

Но, теряя первенство в обиходе, резная утварь приобретает броскую и занимательную декоративность. Подарочные изделия — прялки, трепала щедро декорируются кусочками зеркала, бусами, пластинками железа. В украшении самодельной посуды мастера все больше стремятся к правдоподобию, возрастает интерес к крупной детали.

Несмотря на разнообразие кондитерских изделий, пряничные доски не выходят из употреб­ления. Все чаще их делают в форме пароходов, паровозов. Центры печа­тания пряников сохраняются в Городце, Костроме, Вязьме и Туле.

Самостоятельной областью народной резьбы являлась деревянная игрушка -- куклы, фигурки, лошадки, упряжки. Деревянные игрушки изготовлялись во всех лесных регионах России, большая их часть расписывалась. Центры изготовления игрушек – г. Лысково Новгородской губернии, села Архангельской и Владимирской губернии. Оригинальными местными особенностями отличается Сергиев-Посадская и Богородская деревянная игрушка в Подмосковье, федосеевская и городецкая игрушка из Нижегородской области.

На основе изучения приемов и стилистических особенностей русской народной резьбы стараниями художников и коллекционеров в конце 19 века была создана так называемая абрамцево-кудринская резьба, продолжившая традиции плоскорельефной резьбы. В кудринской мастерской сформировался особый стиль орнаментальной резьбы, были найдены удачные сочетания плоскорельефной резьбы с геометрической, заложены принципы органичного использования резного декора в утилитарных предметах.

Роспись по дереву является одним из самых древних живописных промыслов нашей страны. Ее корни уходят далеко в архаические времена. Каждое расписанное народными мастерами изделие несет на себе отпечатанное древними символами пожелание здоровья, счастья, удачи, благословения в дом.

В 18 веке роспись по дереву продолжает свое развитие на основе национальных традиций художественной культуры Древней Руси. Существует два приема декоративной росписи: плоскостной и объ­емно-живописный. Объемное изображение делалось при помощи живо­писного мазка, обычно с использованием масляной краски. Плоскостное изображение делалось графически. Рисунок имел четко выделенный кон­тур, черный или белый, в пределах которого осуществлялось покрытие краской.

По-прежнему расписываются крышки ларцов, сундуки, лубяные ко­роба и мебель. Помимо орнаментов исполнялись и сюжетные композиции. Среди них встречаются изображения хищных птиц - орла, сокола, сказочной птицы Сирин и «стрельцов» (кентавров). Все эти изображения вписывались в растительный орнамент, в который вводились и бытовые сцены. Персонажи сюжетных композиций, имевших сатирическую направ­ленность, были близки к лубку.

Роспись занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров домов.

Роспись по дереву широко бытовала на Мезени и по Северной Двине, по Сухоне. Особенно любимым предметом для украшения среди двинских и сухонских крестьян была прялка. Наиболее частыми были сюжеты, отражавшие мечты крестьянина о счастливой и благополучной жизни: свадебные путешествия, гуляния, чаепития, деревенские посиделки, народные пляски, сцены охоты и т.д. Чаще всего на прялках двинских крестьян встречается растительный орнамент. Двинские и сухонские прялки отличаются красотой украшения.

На Севере был особенно развит графический тип народных росписей - с четким контуром изображений и последующей раскраской внутри. Крупным центром такой расписной посуды и утвари было Пермогорье на Северной Двине. Стиль пермогорских росписей сложился под воздействием развитых по соседству сольвычегодских и великоустюжских эмалей, чернения по серебру, тиснения и резьбы по бересте. Этот пласт древнерусской культуры дополнили птицы Сирины, единороги и львы из гравюр и лубочных картинок, а в XIX веке сценки и образы реальной жизни.

В XIX в. центр росписи по дереву перемещается в среднюю полосу России - в Нижегородскую губернию и на Урал. Центром Нижегородской росписи стали Хохлома и Городец. Центром Уральской росписи - Нижний Тагил и его окрестности. Для росписи туесов и прялок характерен букет -плотный, пышный, многоцветный. Крупные цветы соседствуют с мелкими в обрамлении листьев и травы.

Наряду с живописными крестьянскими появляются туеса с переводными картинками и несколькими кистевыми росчерками. Это уже не искусство, а ремесло. Но особенность тагильской живописи - цветок-веер - не пропала вместе с исчезновением промысла росписи туесов на Урале. Эта манера в XX в. используется игрушечниками Кировской области (бывшей Вятской губернии). Матрешки на переднике имеют веерный цветок, такой же, как на старинных тагильских бураках.

Общая картина распространения промыслов художественной обработки дерева:

(основные центры и виды росписи)

Виды росписи
Северная Центр России Поволжская Уральская Сибирская
Новгородская Костромская Городецкая Нижне-Тагильская Алтайская
Мезенская Загорская (Сергиев Посад) Хохломская Урало-сибирская????  
Пинежская Мстёрская Мериновская    
Печорская Тверская Семеновская    
Вологодская   Полховско-Майданская    
Олонецкая        
Северодвинская        
Пермогорская        
Верхнеуфтюгская        
Ракуловская        
Борогская        
Нижнетоемская        
Пичугская        
Шенкурская        
Каргопольская        
Поморская        

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 4391. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия