Художественное литье из чугуна на Урале. Основные центры, предпосылки возникновения, особенности и направления развития, ведущие мастера и художники, современное состояние.
«Художественное чугунное литье в русском искусстве» (Соболев Н.Н.); «Художественное литье» (Зотов Б. Н.); Возникновение уральского чугунного художественного литья связано с необходимостью удовлетворить самые насущные потребности местного населения и уральской промышленности. В продукции уральских заводов первых десятилетий 18 века большое место занимают различные чугунные предметы домашнего обихода. На Екатеринбургском заводе успешно отливали чугунные горшки, котлы, чугунные заслонки к печам. Важным фактором, повлиявшим на развитие художественного чугунного литья, стал выпуск на уральских казенных заводах чугунных пушек. На их изготовление шел чугун высокого качества. Говоря о роли военных отливок в развитии художественного чугунного литья на Урале, нужно сказать, что большое значение имело требование безукоризненного совершенства отливки, начиная от получения формы и кончая качеством металла. Эти требования вырабатывали у мастеров чувство формы, тончайшую точность отливки -- основу основ художественного литья. Уральские пушкари сохранили не только технические традиции, но и известное стремление к декоративному украшению орудий. Наиболее распространенным видом уральского чугунного литья в 18 веке были плиты и доски. Широко распространены были чугунные намогильные плиты. Уральское художественное чугунное литье, украшая в первой половине 18 века Петербург, формировало одну из замечательнейших и своеобразнейших черт его архитектурного облика. Самые различные виды художественного чугунного литья -- вазы, статуи, парковые скамейки, решетки и т.д. -- были использованы и в архитектуре подмосковных усадеб. Немалое значение приобрели в интерьерах столичных домов отливаемые в в Екатеринбурге камины из чугуна. В связи с ростом литейного производства, накопившегося к тому времени немалого опыта в отливке художественных изделий на Урале ускорилось и расширилось освоение художественно сложного литья. Статуи, бюсты требовали очень сложной формовки, которую не так-то легко было освоить уральским мастерам. Плохо выходили вначале складки одежды, слабо выявлялись глубокие впадины и высокие подъемы. На Урале было сосредоточено огромное число металлургических заводов. И чугунное литье выпускалось на многих уральских заводах, как частных, так и казенных -- на Каменском, Кушвинском, Верх-Исетском, Каслинском, Екатеринбургском, Нижнетагильском, Билимбаевском и многих других. К середине 19 столетия расцвет архитектурных и монументально-декоративных форм чугунного художественного литья завершился. Во-первых, закончилась эпоха большого государственного стиля -- классицизма, и все грандиозное стало уступать место камерному. В моду входили изделия из чугунного литья небольших размеров, поэтому заводам нужно было налаживать массовый выпуск мелких художественных вещей. Истоки художественного литья Урала берут начало в небольшом городке Касли. Здесь в 1747 году купец Я. Коробков, родом из Тулы, открыл чугуноплавильный и железоделательный завод, получивший название Каслинского. Через пять лет Коробков продал завод Н.Н. Демидову. Предприятие получило с той поры известность как один из заводов Кыштымского горного округа по выплавке чугуна и изготовлению железа, в частности, железа самого высокого качества в мире, знаменитой в то время марки «Два соболя». На Каслинском заводе до начала XIX века отливались котлы, казаны, рукомойники, чайники, утюги. Эти предметы быта производились повсеместно в большом количестве и особой ценности не представляли. Перед владельцами заводов стояла другая задача — освоение производства новой продукции, используя имеющиеся мощности. Развитие изящного чугунного литья связывают с появлением на заводе нового управляющего — Григория Федотовича Зотова, сделавшего уникальную для того времени карьеру, пройдя путь от крепостного кричного мастера до главного управляющего заводом. Получив вольную, он с самозабвением занимался любимым художественным литьем. В качестве первых образцов первоначально использовались отливки, привезенные им из Германии в 1820 году, где Зотов посещал местные металлургические заводы. Среди привезенных образцов были работы австрийского скульптора и медальера Леонарда Поша — «Апостол Павел», «Апостол Иоанн Богослов», «Иисус Христос» и барельеф «Ученый». Эта серия выпускается на Каслинском заводе и сейчас. По моделям известного берлинского архитектора Шинкеля отливались «Блюдо в готическом стиле», «Блюдо с морскими божествами», подсвечник «Вакх». По немецким образцам выпускались не менее известные и в наши дни работы — чернильница «Броненосец» и подсвечник «Колонка на львиных лапах». Благодаря навыкам, приобретенным при производстве бытовой чугунной посуды, каслинские литейщики быстро освоили новую для них технологию художественного литья (в сухую песчаную форму), внесли в нее свои новшества и с успехом стали применять для отливки различных статуй, бюстов, скульптурных групп и иных роскошных произведений. Немало содействовали успеху каслинского художественного литья и талантливые русские скульпторы М. Канаев, а затем Н. Бах (портреты Тургенева, Толстого, Чайковского), Клодт («Конь в изгороди», «Кобыла с жеребенком», «Конь с попоной») Они не только предоставили свои модели для воспроизведения их в чугуне, но и привлекли к Каслям внимание ряда русских скульпторов. В чугунном литье появились отливки по моделям Е. Лансере («Джигитовка лезгин», «Охотники с борзыми собаками») А. Обера, Н. Либериха («Медведь на задних лапах», «Убитый кабан», «Собака-пойнтер»), Готье («Дон-Кихот», «Мефистофель») и многих других. На заводе выросли замечательные мастера-самородки, с необычайной силой и глубиной чувствовавшие природу чугуна, его технические и пластические возможности. Они смотрели на свой труд как на творчество: он был для них отдушиной в мрачной каторжной жизни. В Каслях трудилось немало замечательных мастеров. Среди них – формовщик, а затем – скульптор Торокин («Старуха с прялкой», «Углевоз», «Литейщик за работой»). Большую известность и славу каслинскому литью принесла Всемирная выставка в Париже в 1900 году, где была представлена интереснейшая работа - чугунный павильон. Это масштабное трехъярусное сооружение весом 4,5 тонны имело три входа и было составлено из 3 тысяч деталей, которые изготавливали в течение года 16 мастеров под руководством молодого петербургского архитектора Евгения Баумгартена и при участии М.Л. Диллон, первой дипломированной русской женщины-скульптора, оставившей след в истории скульптуры модерна. Успех уральских мастеров превзошел все ожидания. Продукции заводов Кыштымского горного округа была присуждена высшая награда — хрустальный Гран-при и большая золотая медаль. Среди многочисленных гостей павильон посетил и президент Франции. Многие годы ящики с деталями павильона пролежали в подвале одного из частных домов в Каслях. Ныне павильон, восстановленный по парижским фотографиям, стал одним из экспонатов художественного музея Екатеринбурга. В 1978 году «Каслинский чугунный павильон» по решению ЮНЕСКО был отнесен к уникальным художественным памятникам мирового значения.
Небольшой городок Куса также прославился изготовлением замечательных произведений искусства - художественного литья из чугуна. История Кусинского железоделательного завода начинается с 1754 г., когда купец Мосолов купил у местных жителей землю под металлургическое производство. Первую продукцию: скобы, гвозди, обручи, завод, начал выпускать в 1789 г. В середине XIX века завод освоил производство посудного и печного литья, которое, несмотря на простоту своих форм, требовало немалого умения и опыта. Начало производства художественных отливок на заводе относится к 1883 г. В Кусе выпускали монументально-декоративную и чугунную станковую скульптуру. Одно из центральных мест в продукции завода занимала мемориальная пластика. Произведения чугунного художественного литья рождаются в результате коллективного творческого труда скульпторов, рабочих-формовщиков и чеканщиков. В Кусе над созданием моделей для художественных отливок работали известные скульпторы России: Е.А. Лансере, Н.И. Либерих (1823-1883 гг.), П.К. Клодт (1805-1867 гг.) и др. Слава Кусинского искусства литья всегда была в тени славы знаменитого Каслинского литья. Лучшие произведения Кусы часто ошибочно назывались Каслинскими художественными отливками. Это объясняется тем, что во многих случаях мастера Кусы и Касли пользовались одними и теми же моделями. И создавалось неправильное мнение о кусинских умельцах, как об имитаторах каслинских отливок. Однако, те немногие произведения кусинских мастеров, что поныне украшают музеи, выставки и частные собрания, дают достаточное представление о тонкости, ажурности и филигранности художественных отливок. Работы кусинских мастеров получили международное признание. В 1888 г. изделия Кусинского литья были отмечены на выставке в Копенгагене, в 1897 г. удостоены серебряной медали в Стокгольме, а в 1906 г. получили высшую награду международной выставки в Милане. Традиции мастерства Кусинские литейщики бережно передают из поколения в поколение, вплоть до наших дней. И в настоящее время предприятия Каслей и Кусы, используя новые технологические процессы и прогрессивные способы литья, выпускают продукцию из чугуна, бронзы и алюминия с гальванопокрытием. Н-р: «Каслинский завод архитектурно-художественного литья» - предприятие, специализирующееся на изготовлении предметов садово-парковой и интерьерной мебели, осветительных приборов, изделий хозяйственно-бытового назначения, каминов, «кабинетной пластики» и медального искусства. Завод является постоянным участником ежегодной Всероссийской выставки-ярмарки народных промыслов, исполнителем эксклюзивных заказов российских музеев. ООО «Каменный пояс» выпускает предметы церковно-ритуального обихода, офисную и декоративную мебель, колонны, фонарные столбы, балконы. Решетки, ограды для ограждения офисов и коттеджей. Кроме этих предприятий, в городе Касли работают еще около 10 мастерских, занимающихся изготовлением изделий декоративно-прикладного искусства.
|