Законодательное обеспечение народной художественной культуры. Закон о культуре РФ и др. документы.
В Конституции Российской Федерации закреплены принципы свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44). Гарантируется свобода деятельности общественных объединений (ст. 30). Базовые политико-правовые ориентиры в области национально-культурного развития Российской Федерации закреплены в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре». Ст. 1 Раздела I «Общие положения» определяет задачи законодательства РФ о культуре. В Ст. 3 раздел I определены основные понятия и термины: «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность», «творческий работник», «государственная культурная политика». В ст. 10 «Право на творчество» Раздел II «Права и свободы человека в области культуры» определяется, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Ст.11 «Право на личную и культурную самобытность» определяет, что каждый человек имеет выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности. Ст. 27 раздела V «Положение о творческих работниках» определяет отношение государства и творческого работника. В соответствии с этой статьей, РФ признает исключительную роль творческих работников в культурной деятельности, его свободы, моральные, моральные, экономические, социальные права. РФ стимулирует деятельность творческих работников, обеспечивает условия труда и занятости и т.д. Принципы и нормы этого документа развиваются и конкретизируются в нормативно-правовых актах, посвящённых отдельным направлениям культурной деятельности: законах «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», «О народных художественных промыслах», «О государственном языке Российской Федерации», «О языках народов Российской Федерации». Цель этих законодательных актов – обеспечение реализации прав народов, этнических общностей на развитие своей национально-культурной самобытности. + (см. вопрос № 2) С учётом региональной специфики разработаны целевые программы субъектов Российской Федерации, например «Областная целевая программа «Развитие культуры в Свердловской области». · «Основы законодательства РФ о культуре» 131 закон № 361 от 9.10.92 г. Внесены изменения в редакции № 122 ФЗ – 22.08.04 г. · «Закон о народных худ-ных промыслах» № 7 ФЗ от 6.01.99г. на уровне субъектов Федерации - свои законы · «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.03г. №131 ФЗ №199 от 31.12.05г. (ст.14; 15; 16 - изменение) на местном уровне: «Положение о культурной деятельности»
5. Общее и отличное в характеристике традиционных форм народной художественной культуры: фольклора, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый У.Дж. Томс в 1846. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа. Фолькло́р (англ. folklore) – народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. С начала 20 в. термин стал использоваться и в более узком, более конкретном значении: словесное народное творчество. Наиболее узким, но и наиболее устойчивым из определений фольклора оказывается то, которое связывает его в основном с жанрами устного народного творчества, то есть с вербальным, словесным выражением. В современной науке понятие фольклор охватывает не всю культуру, а словесно-музыкально-игровые и хореографические формы народного искусства. Народное декоративно-прикладное искусство, которое в научных кругах не принято называть фольклором, так как оно не является устным творчеством, имеет овеществленную форму выражения в крестьянском зодчестве, в национальном костюме и во всевозможных иных изделиях, имеющих вполне определенное бытовое предназначение. Декоративно-прикладное искусство - раздел декоративного искусства, охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. п. Возникнув в глубокой древности, стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров. Если для народного изобразительного искусства основными структурообразующими элементами являются различные виды материала, подлежащие обработке – глина, дерево, металл, ткань и т.д., то для фольклора как искусства нерукотворного такими структурообразующими элементами являются слово, вокальная музыка, мимика, танец. Одной из важнейших специфических черт фольклора является коллективность. С коллективностью народного творчества органично связана устная форма существования фольклора. Фольклор появился раньше, чем письменность и первоначально существовал только в устной передаче. Устная форма существования народной поэзии ведет к появлению вариантов одного и того же фольклорного произведения – это еще одна специфическая черта фольклора – вариативность. В декоративно-прикладном искусстве закрепляемая вековым отбором традиция тоже претерпевает постоянные, но лишь частичные специфические изменения. Древнейшие предметы (напр., деревянные ковши в виде утки) могут быть чрезвычайно близки к натуре; позднее, сохраняя общую форму и образную основу, сочетают их с веками выработанными приёмами обобщения, декоративной стилизации, с рациональным использованием технических средств и материалов. Т.О. и этой форме НХТ присуща вариативность. Общее: В научной литературе в особенности часто указывают на коллективность, множественность вариантов, вариативность, анонимность, традиционность и непрофессионализм.
Место и роль народного декоративно-прикладного творчества в структуре народной художественной культуры. Характеристика одного из видов декоративно-прикладного творчества или русских традиционных художественных промыслов. В повседневном употреблении понятия “искусство” и “культура” тождественны. Однако понятие “культура” гораздо объемнее, чем понятие “искусство”. Оно включает всю систему искусств в целом и каждый его вид в отдельности, сам процесс создания произведений искусства на протяжении многих веков, процесс восприятия искусства, специализированные институты культуры (театры, музеи, концертные залы), в которых осуществляется хранение и трансляция художественных ценностей и т.д. Культура - целостная система, элементы которой не существуют изолированно друг от друга. Они все взаимодействуют между собой и с культурой в целом. В системе ценностей культуры народное декоративно-прикладное искусство занимает одно из центральных мест, так как произведения народных мастеров отражают веками сложившиеся художественные традиции и опыт народа, его мировоззрение, мировосприятие и сохраняют непрерывную связь поколений. И народное декоративно-прикладное искусство, и народное декоративно-прикладное творчество относятся к сфере культуры, они порождены людьми и заключают в себе как материальную основу, так и духовное содержание. Народное ДПИ – часть НХТ. Главным отличительным признаком народного искусства является его синкретичность (слитность, неразделенность), традиционный и коллективный характер творчества определенного этноса, принадлежащего к той или иной категории социального статуса. Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки).
|