Традиционные художественные промыслы Урала. История возникновения и особенности развития. Выдающиеся достижения (Касли, Златоуст, Н. Тагил, Куса об одном из них).
В XVIII Урал стал одним из главных промышленных центров в России и сыграл особую роль в истории русских художественных промыслов. Предпосылки становления народных художественных ремесел и промыслов на Южном Урале: · Разнообразные природные и сырьевые ресурсы края · Благоприятно складывающиеся социально-экономические условия: близкое расположение к источникам сырья, к крупным селам, городам, наличие ярмарок – мест сбыта ремесленных изделий (Троицкая ярмарка) · Наличие соответствующей инфраструктуры · Наличие специалистов, квалифицированной рабочей силы На территории региона можно выделить несколько центров народных художественных ремесел: · Резьба по дереву получила развитие в горнолесной и лесостепной зонах Южного Урала (Челябинском, Златоустовском, Уфимском, Верхнеуральском, Троицком уездах) · Гончарное дело – в местах, богатых залежами глины (Бродокалмак,Чебаркуль, Увелка, Верхнеуральск, Карталы) · Ткачество (Шадринское Зауралье, с. Канаши) · Обработка металла (Касли, Куса, Златоуст, Кыштым, Юрюзань, Сатка, Катав-Ивановск) · Пуховязание (Оренбург) Касли Чугунные архитектурные детали использовались не только для уральских построек (например, знаменитая падающая Невьянская башня), но в большом числе направлялись в Петербург и Москву. Уральское художественное чугунное литье, украшая в первой половине 18 века Петербург, формировало одну из замечательнейших и своеобразнейших черт его архитектурного облика. Самые различные виды художественного чугунного литья - вазы, статуи, парковые скамейки, решетки и т.д. -- были использованы и в архитектуре подмосковных усадеб. Плотницкое дело было развито повсеместно. В середине второй половины XIX века на ЮУ была распространена кистевая роспись по дереву как вид украшения утвари и дома. Уральский расписной дом – самобытное явление XIX века. Уникальные художественные производства Каслинского и Кусинского металлургических заводов и Златоустовской оружейной фабрики явились ярким подтверждением промышленных основ художественной культуры региона. Расцвет ДПИ Урала напрямую связан с научно-техническим прогрессом, деятельностью выдающихся инженеров-изобретателей на уральских заводах. В своем развитии ДПИ Южного Урала XIX века проходит несколько этапов, характерных для русского искусства: классицизм (в златоустовской гравюре – господство ампира, в литье из чугуна – академизм), позже – реализм. Переход к реализму был обусловлен формированием местных уральских художественных традиций, усиливающимся влиянием на профессиональное искусство народного творчества. Появлению самобытных мастеровых на ЮУ способствовала деятельность художественно-промышленных школ. Художественные промыслы Урала явились не только ярким проявлением подлинной самобытности и оригинальности уральской региональной культуры, определили её узнаваемость и «лицо», но и внесли значительный вклад в сокровищницу отечественной и мировой культуры. Большую известность и славу каслинскому литью принесла Всемирная выставка в Париже в 1900 году, где была представлена интереснейшая работа - чугунный павильон. Это масштабное трехъярусное сооружение весом 4,5 тонны имело три входа и было составлено из 3 тысяч деталей, которые изготавливали в течение года 16 мастеров под руководством молодого петербургского архитектора Евгения Баумгартена и при участии М.Л. Диллон, первой дипломированной русской женщины-скульптора, оставившей след в истории скульптуры модерна. Успех уральских мастеров превзошел все ожидания. Продукции заводов Кыштымского горного округа была присуждена высшая награда — хрустальный Гран-при и большая золотая медаль. Среди многочисленных гостей павильон посетил и президент Франции. Он выразил желание приобрести павильон для республики за баснословную по тем временам цену — два миллиона рублей, вместе со всей коллекцией каслинского художественного литья. Управляющий Кыштымскими заводами передал согласие владельцев продать все, кроме скульптуры Лаверецкого «Россия», стоявшей у входа и символизировавшей собой русскую державу. Торг был долгим, а ответ один: «Россия» не продается!». Тогда уязвленный Лубо позволил себе усомниться в прекрасном качестве каслинского литья и, указав пальцем на ажурное, тончайшей работы чугунное блюдо, заметил: «Если такая красота упадет случайно на пол, то обязательно разобьется». Мастер, стоявший рядом, не сробел — бросил тарелку ребром об пол… Покатилась она, подпрыгнула, но не разбилась. Ахнула свита, изумился президент и… прибавил цену, но сделка не состоялась, и статуя, как и весь павильон, вернулась на Родину.... Многие годы ящики с деталями павильона пролежали в подвале одного из частных домов в Каслях. Ныне павильон, восстановленный по парижским фотографиям, стал одним из экспонатов художественного музея Екатеринбурга. В 1978 году «Каслинский чугунный павильон» по решению ЮНЕСКО был отнесен к уникальным художественным памятникам мирового значения.
|