Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Антропологический метод Фейербаха. Марксистская философия




 

Людвиг Фейербах – современник Гегеля, Шеллинга, Шопенгауэра и других немецких философов. Фейербах – материалист, атеист.

 

1)Антропологический метод Фейербаха:

Рассматривать все вопросы философии через человека.

Философия религии Фейербаха.

Религия – вера в Бога, идея Бога – человеческая идея. Бог наделен совершенными качествами, которые являются идеальными для человека. В религии происходит отчуждение идеальных качеств человека в пользу Бога. Атеизм – прогресс человечества.

 

2) Марксистская философия

Диалектический и исторический материализм (экономический материализм). В основе прогресса общества – развитие экономики, т.е. производительных сил общества.

 

Теория познания (гносеология) в марксистской философии

Теория познания – теория отражения в марксистской философии. Единая первооснова или субстанция для марксистской философии – материя.

Сознание есть продукт высокоорганизованной материи – мозга. Сознание отражает материальный мир, объективную реальность в субъективной (человеческой) форме (религия, наука, философия и др.).

Общественное сознаниеотражение общественного бытия.

 

Социальная философия марксизма – исторический материализм.

В марксистской философии основой существующего общества и его развития является материальное производство.

Смена способов производства и есть прогресс общества.

Учение Маркса об общественно – экономических формациях.

Общественно-экономическая формация – общество с присущим ему экономическим базисом м государственно-правовой надстройкой. Всего пять формаций (от первобытнообщинной до коммунистической). Коммунистическая формация - возвращение к бесклассовому обществу на новом уровне развития производительных сил общества.

Критерий истинности в марксизме – практика (как и в американском прагматизме).

Практика –целесообразная деятельность людей, направленная на производство материальных благ (труд) и преобразование социальной действительности.

Материальное производство имеет две стороны:

1. производительные силы (рабочая сила, машины, оборудование, технологии, инфраструктура, наука);

2. производственные отношения. Отношения между работниками и работодателями, отношения распределения. В основе революции – противоречия между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями. После революции общество переходит к другой формации.

Учение о классовой борьбе – основа социальной философии марксизма

Класс – большая социальная группа людей, характеризующаяся отношением к собственности и средствам производства. Классы собственников и неимущих (эксплуататоров и эксплуатируемых).

Концепция отчуждения человека в социальной философии марксизма.

Частная собственность – первооснова отчуждения.

1. экономическое отчуждение (то, что создал человек, ему не принадлежит);

2. социальное отчуждение людей — проявляется в индивидуализме, классовой борьбе, войнах;

3. самоотчуждение - люди утрачивают свои человеческие качества - социальные пороки общества. Согласно марксистской философии, для устранения причин отчуждения необходимо упразднить частную собственность.

 

2.Неклассическая иррациональная философия.

 

Представлена учениями субъективного идеализма (отсюда неклассическая философия).

Важнейшее качество человека не разум, а другие способности (отсюда иррациональная философия):

1. воля;

2. жизнь;

3. вера;

4. интуиция;

5. бессознательное;

6. существование.

7.

Философия воли. А. Шопенгауэр – немецкий философ, автор книги «Мир как воля и представление». Оппонент Гегеля.

В основе мира лежит Мировая воля, которая в человеке проявляется в форме индивидуальной воли. Воля отличается иррациональным, стихийным характером. Эти качества характеризуют и человека.

 

Философия жизни. Ф. Ницше (1844-1900). Ницше — автор книг «Рождение трагедии из духа музыки», «Антихристианин», «Так говорил Заратустра» и др. Много взял из Шопенгауэра. Связал понятия «жизни» и «воли». Жизнь – воля к власти. Воля к власти – критерий добра и зла. «Переоценка ценностей» Ницше — критика европейского гуманизма (антигуманизм). Воля к власти противоположна жалости, состраданию. Ницше выступил против христианства и христианской морали как морали рабов. В его творчестве появляются антисемитские и антиславянские мотивы. Считал, что в Европе необходимо возрождение рабовладения, которое по его мнению было основой процветания античного общества. Социальный идеал Ницше — государство Спарта в Древней Греции.

Воля к власти основана на индивидуализме, антидемократизме. Ницше - учение о сверхчеловеке. «Сверхчеловек» - воплощение воли к власти. В дальнейшем положения Ницше были использованы нацизмом.

 

Философия веры. С. Кьеркегор. Философия веры С. Кьеркегора, отличаясь глубоко иррациональным характером, оказала влияние на формирование экзистенциальной философии.

 

Интуитивизм. А. Бергсон. Философ — интуитивист считал, что иррациональная интуиция ближе к познанию сущностей вещей, нежели разум.

 

Философия бессознательного — психоаналитическая философия. З. Фрейд. Фрейдизм. Фрейд считал, что структура психики человека состоит из трех компонентов: 1. сверхсознание – социально-моральный компонент, суперэго; 2. сознание – рассудок, интеллект, эго; 3. бессознательное, оно. Основа психики человека и его деятельности – бессознательное.

Теория Фрейда – пансексуализм. В основе бессознательного лежит половой инстинкт (инстинкт продолжения рода). Этот инстинкт – скрытая пружина мотивации поведения человека. Либидо – половой инстинкт. Сублимация – преобразование энергии либидо в деятельности человека, например, в творчестве.

У позднего Фрейда появляется учение о двух инстинктах, как основе человека. Эрос – половой инстинкт, продолжение рода (любовь, соединение). Танатос – инстинкт разрушения (смерти). Фрейдизм – философская основа массовой культуры.

Ученики Фрейда:

К.-Г. Юнг. Учение о коллективном бессознательном. Содержание коллективного бессознательного — архетипы (образы, образцы, имеющие в основном древнее происхождение) – основа творчества, искусства, деятельности.

Э. Фромм. Неофрейдизм. Книга «Иметь или быть». Противопоставлены два смысла жизни. Быть – самореализация. Иметь – обладать. Фромм — автор книги «Бегство от свободы».

 

Философия существования (экзистенциализм). Экзистенциализм – гуманистическая философия, носящая ярко выраженный антитоталитарный характер.

В центре – индивидуальное бытие человека. Направление развития экзистенциализма – персонализм (философия личности). Личность – высшая ценность в персонализме.

Экзистенциализм (фр. существование) – философия существования. Переживание человеком своего бытия в мире. Переживание охватывает все сферы – эмоции, чувства, разум. Экзистенциализм изучает человека в экстремальных, «пограничных» ситуациях.

«Свобода», «ответственность», «одиночество», «любовь», «смерть» - важные понятия (экзистенциалы). Человек — абсолютно свободное, самоопределяющееся (самодетерминирующееся) существо, несущее полную ответственность за свою свободу и свой выбор.

Именно в экстремальных ситуациях раскрывается сущность (глубина) человека. Пример: творчество Ф.М. Достоевского. Все его герои находятся в пограничных ситуациях – ситуациях морального выбора, аффектов, сильной страсти, ситуации между жизнью и смертью. Экзистенциализм оказал существенное влияние на современное искусство.

Представители: Н.А. Бердяев, Хайдеггер, Ясперс, Камю, Сартр.

А. Камю: «Бунтующий человек». Бунт против смерти, несвободы. Оказал влияние на формирование молодежной субкультуры.

 

3.Философия науки 19 – 20 вв.

1)Позитивизм (вторая половина 19 в). Основатель: О. Конт. Отрицает традиционный предмет философии, её познавательную ценность. Позитивизм: философия – служанка позитивных наук (естественные науки и математика). Позитивное знание — опытное, проверяемое, естественнонаучное знание. Философия должна быть методологической основой естествознания.

 

2)Неопозитивизм (первая половина 20 в). Представитель: Б. Рассел.

Анализ языка науки. Научные работы – статьи, диссертации, монографии. Все предложения в научных работах делятся на: утвердительные, отрицательные, нейтральные. Утвердительные и отрицательные предложения должны быть доказуемы (опытным или математическим способом). Неопозитивизм выдвинул первый критерий научности знаний — критерий верификации — критерий проверяемости знаний. Научное знание — это проверяемое, доказуемое, верифицируемое знание.

 

3)Постпозитивизм (вторая половина 20 века). Представитель — Фейерабенд. Постпозитивизм выдвинул второй критерий научности знаний - критерий фальсификации — критерий опровержения. Научное знание – это неопровергнутое, нефальсифицируемое знание. Такое знание может быть в форме научного предположения — гипотезы. Критерий фальсификации в постпозитивизме, допустив в науку гипотезы, смелую научную мысль, тем самым дал огромный толчок развитию науки во второй половине 20 века, современным научным революциям.

Научная революция — смена парадигм. Парадигма – способ постановки и решения научной проблемы. Теоретик научной революции — американский философ Т. Кун.

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 78. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия