Студопедия — Личность, индивид, индивидуальность
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Личность, индивид, индивидуальность






Вопрос о том, что такое личность, какого человека мож­но назвать личностью - один из центральных не только для психологии, но и для философии, литературы, религии -практически для всех отраслей гуманитарного знания.

В психологии понятие личности является одним из ос­новополагающих. Личность, - писал С.Л. Рубинштейн, -образует «основу, изнутри определяющую трактовку пси-хики человека в целом. Все психические процессы состав­ляют психическое содержание жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой специфический вклад в богатство ее внутренней жизни»1. С другой стороны, - под­черкивал он, - и все «психические процессы... протекают в личности, и каждый из них в своем реальном протекании зависит от нее»2.

Понятие «личность» соотносится с такими понятиями как «индивид», «индивидуальность». Из этих понятий «че­ловек» - самое широкое и общее, все остальные включа­ются в него.

Понятие «индивид» может относиться и к человеку, и к животному. Человек как индивид представляет свой био­логический род, род Homo sapiens, «человек разумный». Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены, приобретены в ходе развития. Основ­ные характеристики индивида - активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия с окружа­ющим миром.

Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповтори­мое своеобразие человека, то, в чем он отличен от дру­гих, а также в определенной степени указывает на выра­женность этого отличия. Недаром мы говорим, «яркая ин­дивидуальность», «у него нет никакой индивидуальности».

Это же можно сказать и о понятии «личность». В повсе­дневной жизни мы часто говорим: «Это личность», «Она -сильная личность», «Он - не личность», оценивая таким образом своих близких, знакомых или героев книг, филь­мов. Говоря так, мы выделяем прежде всего цельность чело­века, его способность занять некое, только ему присущее место в обществе, в мире других людей, умение управлять собой, своим поведением и своим развитием, оказывать влияние на других людей.

Обратите внимание на то, что если понятие «индивид» не несет в себе никакой оценки, то понятия «индивиду­альность» и «личность»» подчеркивают, выделяют неко­торые особые присущие человеку качества, выражает вы­сокий уровень его развития.

Именно поэтому многие психологи подчеркивают, что «индивидами рождаются, а личностью становятся» (А.Н. Ле­онтьев, В.В. Давыдов). «Личность, - подчеркивал А.Н. Ле-

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946. - С. 618. 2Там же. -С. 617.онтьев, - есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека»1.

Какого же человека можно назвать личностью? Л.И. Бо-жович отвечала на этот вопрос так: «Человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического разви­тия, который делает его способным управлять своим пове­дением и деятельностью... Личность, достигшая полного раз­вития, характеризуется наличием собственных взглядов и отношений. Собственных моральных требований и оценок, делающих человека относительно устойчивым и независи­мым от ситуативных воздействий среды. Необходимой ха­рактеристикой личности является особая форма ее актив­ности, связанная с наличием иерархического строения мо-тивационной сферы; человек, достигший такого уровня психического развития, способен действовать, не только следуя непосредственным побуждениям, но и в соответ­ствии с сознательно поставленными целями и принятыми намерениями. Иными словами, для личности становится ха­рактерной активная, а не „реактивная"2 форма поведения»3.

Таким образом, человек, достигший уровня личности, обладает определенной иерархией мотивов, т.е. способен подчинять низшие мотивы высшим, преодолевать непос­редственные побуждения ради высших, т.е. действовать опосредованно. Он относительно независим от внешних воз­действий и ведет себя в соответствии с собственными, самостоятельно, сознательно выработанными целями и намерениями.

Если понятие «индивид» соотносится с понятиями «дру­гие индивиды», понятие «индивидуальность» - «другие люди», то понятие «личность» - не только с понятиями «другие личности», но и «общество», «социум». В понятии «личность» подчеркивается социальный характер жизни че­ловека. Личность - «социальный человек», человек в мире других людей.

Черты человека как индивидуальности могут проявлять­ся в особенностях темперамента, характера, интересах, потребностях, способностях. Они могут быть социально значимы и социально нейтральны. Например, способность к живописи может стать социально значимой, если чело-

1 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - С. 176.

2 Реактивное действие, поведение - действие, поведение, возника­ющие в ответ на то или иное воздействие извне.

3 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.-С. 421.век становится художником, и может остаться нейтраль­ной, если он рисует для себя, для своего удовольствия и никому своих картин не показывает.

Человек как личность является носителем исторически выработанных и общественно, социально значимых ка­честв, форм поведения, деятельности. Качества личности, черты личности всегда значимы для других людей. Напри­мер, доброта - качество личности, потому что она всегда направлена на других людей, а значит, и на общество в целом. Различные стороны, черты личности воспитывают­ся, целенаправленно формируются.

Многие ученые (А.В. Петровский, В.А. Петровский и др.) считают, что человек является личностью настолько, насколько он значим для других людей, насколько он спо­собен отдать, передать себя другим людям, оставить в них свой след. Только так он становится значимым и для себя. То, насколько человек значим как личность, во многом зависит от особенностей его деятельности, реализуемых в ней ценностей, смысла, которые эта деятельность имеет для каждого из тех, кто ее осуществляет.

Пользуясь определением известного французского писателя А. де Сент-Экзюпери, можно сказать, что лич­ность - «человек как узел связей». Связи личности мо­гут далеко выходить за пределы ее непосредственного окружения, соотноситься с обществом, с миром лю­дей вообще.

Именно это определяет активность личности - ее спо­собность производить значимые изменения в окружающем мире и самом себе. Человек рассматривает себя как источ­ник и причину своего поведения, своего развития. Счита­ет себя хозяином собственной жизни. Это обеспечивает. устойчивость и последовательность его поведения.

2.2. Личность и социальные роли

Слово «личность» в западных - английском, французс­ком, немецком - языках первоначально означало маску в древнегреческом театре, которую надевал актер, исполняя роль. Этот же смысл содержится и в русском слове, от кото­рого образовано слово «личность», - «личина». По словарю В. Даля, значение слова «личина» - «накладная рожа, харя, маска... Ложный, притворный вид, лукавое притворство»1.

1 Даль В. Толковый словарь: В 2 т.- М., 1955. - Т. 2. - С. 259.Это послужило основанием для представлений о том, что «личность» - маска, которую человек надевает на себя, исполняя некоторую роль для общества, для близкого ок­ружения (семьи, друзей), даже для самого себя. И эта маска часто скрывает его истинные черты, то, что он представляет собой на самом деле. Это положение легло в основу теории личности как носителя социальных ролей.

Согласно этой теории, таким образом, человек может в семье играть роль сына, в школе - ученика, в компании друзей - вожака, лидера. Роль формирует определенные ожидания со стороны других, определяя, как должен вес­ти себя носитель («исполнитель) той или иной роли, она формирует его действия.

Против этой теории выступили многие психологи, под­черкивавшие, что личность не может быть сведена к сум­ме «исполняемых» ею ролей и это не «маска», за которой человек «прячет» свою истинную сущность. Личность со­знательно принимает и исполняет определенную соци­альную роль, относясь к ней и преобразуя ее. Социальные роли есть формы реализации личности.

В психологии существует множество теорий личности. Представления о личности в отечественной психологии личности основываются на том, что личность нельзя рас­сматривать «как индивида, обладающего психофизиоло­гическими и психологическими особенностями, изменен­ными в процессе его адаптации к социальной среде». Ее следует рассматривать как новое качество, порождаемое движением системы объективных общественных отноше­ний, в которое вовлекается его деятельность. Личность, таким образом, перестает казаться результатом прямого наслаивания внешних влияний; она выступает как то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. Он утверждает ее и в повседневных делах и общениях, и в людях, которым он передает частицу себя1.

2.3. Самосознание личности, «Я-концепция»

Для самого человека, субъективно, личность - это «Я». Мы думаем, размышляем о себе, даем себе отчет в своих поступках. Процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств называется самосознанием.

1 См.: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. -С.217. Самосознание личности начинает формироваться очень рано. Оно основывается на тех элементарных ощущениях младенца, которые возникают, когда он направляет дей­ствия на самого себя. Еще И.М. Сеченов выделял возни­кающее в результате этого «цельное самоощущение» как первичную форму самосознания.

Самосознание развивается. Ребенок начинает говорить о себе «Я», узнавать себя в зеркале и на фотографиях (это про­исходит у разных детей в разное время, но, как правило, не позднее 2,5—3 лет). Постепенно он начинает осознавать себя как причину происходящих вокруг него и с ним событий. Начинает осознавать себя как субъекта собственных действий и поступков. Понимать свои потребности, желания. Он стре­мится выразить себя через собственные действия («Я сам!»). С этим связан так называемый кризис трех лет. Важное вли­яние на развитие самосознания оказывает исполнение роли в играх, когда ребенок начинает четко отличать себя от ис­полняемой им в игре роли. В 6-7 лет происходит еще один существенный сдвиг в самосознании - ребенок начинает смот­реть на себя как бы со стороны, представлять, как он выгля­дит в глазах окружающих. Он смущается и от этого «кривля­ется». Недаром этот период носит название «кризиса непо­средственности».

Существенный сдвиг в развитии самосознания проис­ходит в подростковом и юношеском возрастах. Человек начинает целенаправленно думать о себе, ставить перед собой вопросы «Кто Я? Какой Я? Кем мне быть? Каким мне быть? В чем смысл моей жизни? Могу ли Я уважать себя и за что?», т.е. думать о себе как о личности. Не слу­чайно подростковый и юношеский возраст называют воз­растом второго рождения личности, личности как перио­да открытия «Я» для самого себя. Ведь, думая о себе, мы крайне редко бываем нейтральны, мы всегда каким-то об­разом относимся к себе. Эти представления реализуются в поведении, отношениях с другими людьми, в том, чего следует ждать от себя в будущем.

Думая о себе, человек крайне редко бывает нейтрален, он всегда каким-то образом относится к себе. Поэтому мысли о себе всегда эмоционально окрашены и часто содержат оценку себя, отдельных сторон своей личности, деятельности. Мне­ние человека о себе реализуется в поведении, в отношениях с другими людьми, в его ожиданиях относительно того, чего следует ждать от себя в будущем. Они создают основу устой­чивого личностного образования - «Я-концепции». «Я-концепция» объединяет все знания человека о себе и то, как он оценивает себя. Она существует не только на осознаваемом, но и на неосознаваемом уровне, отражая неосознанные, представленные только в переживании ус­тановки человека по отношению к себе.

В «Я-концепции» обычно выделяют три основных ком­понента - когнитивный, эмоционально-оценочный и по­веденческий.

1. Когнитивный компонент «Я-концепции» - «образ Я» -характеризует содержание представлений человека о себе. В «образ Я» могут входить представления человека о своих способностях, отношениях с окружающими, внешности, социальных ролях, интересах, качествах личности и т.п. Перечисление практически бесконечно, поскольку в «об­раз Я» может включаться все, что значимо для человека, все, что позволяет ему, с одной стороны, чувствовать общ­ность с другими людьми, объединять с ними, а с другой, -отличать себя от них, осознавать себя как особую, неповто­римую личность. Поэтому содержание «Я-концепции» ха­рактеризуют две составляющие: (1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с другими людьми и (2) дифференцирующая, способствующая его выделению по сравнению с другими и создающая основу для чувства собственной неповторимости, уникальности.

Например, для одного человека наиболее значимы пред­ставления о себе как о человеке, который многим интере­суется, хочет узнать больше о разных сторонах жизни. Ве­дущее место в его «образе Я» будет занимать его представ­ления о своей эрудиции, познавательных интересах - их разнообразии, глубине и т.п. Для другого - самым глав­ным может быть то, что он отец. В этом случае централь­ными в образе Я будут характеристики, качества, связан­ные с отцовством. Это не означает, что этими характерис­тиками исчерпываются представления человека о себе. Но они включаются в «образ Я» как менее значимые, второ­степенные.

2. Второй компонент - эмоционально-ценностное отно­шение к себе - отражает отношение человека к себе в це­лом или к отдельным сторонам своей личности, деятель­ности и т.п. и проявляется в самоуважении, чувстве соб­ственного достоинства, самооценке и уровне притязаний.

Фундамент эмоционально-ценностного компонента со­ставляет самоуважение, или чувство собственного достоин­ства,собственной ценности. Самоуважение - это вера всобственные силы, возможности. Оно не связано конкрет­но с какой-либо областью, и выражает столько оценку, сколько общее отношение человека к себе. Самоуважение -это принятие себя, любовь к себе.

В понятии самооценка, как видно из самого названия, на первый план выходит именно оценочный компонент. Самооценка - оценка личностью себя в целом (общая са­мооценка) и отдельных сторон своей личности, деятель­ности, отношений с другими людьми (частные, или пар­циальные самооценки). Самооценка может быть устойчи­вой, т.е. сохраняться в разных ситуациях и на достаточно длительное время, и неустойчивой.

Для развития очень важно разумное сочетание устой­чивости и неустойчивости самооценки. Так, сохранение устойчивой самооценки при изменившихся условиях си­туации препятствует и нормальному осуществлению дея­тельности, и самореализации в ней. Сильная неустойчи­вость самооценки, порождая колебания, своеобразные «качели» - от очень высокого до очень низкого представ­ления о себе.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний,т.е. уровнем трудности целей, которые человек ставит перед собой и определяющее, какие достижения он будет вос­принимать как неудачу, а какие - как успех. Уровень при­тязаний основывается на самооценке, сохранение кото­рой стало для человека потребностью.

Для нормального развития личности очень важно, что­бы уровень притязаний был несколько выше самооценки, несколько опережал ее, создавая тем самым возможности роста. Поэтому уровень притязаний, полностью совпадаю­щий с самооценкой, для личностного развития неблаго­приятен. Столь же неблагоприятным является низкий или средний уровень притязаний в значимых для человека об­ластях. Подробнее об уровне притязаний рассказано в теме «Деятельность».

В конкретной деятельности самооценка и уровень при­тязаний могут быть достаточно точно установлены. Поэто­му применительно к конкретной деятельности можно го­ворить об уровнях самооценки и притязаний - высоком, среднем и низком.

В этих случаях можно говорить и об адекватности само­оценки. Самооценка является адекватной, если она соот­ветствует реальной успешности человека в какой-либо де­ятельности. Неадекватной самооценка бывает в тех случа-ях, когда она не соответствует успешности человека. Не­адекватная самооценка может быть завышенной (человек существенно завышает свои актуальные возможности) и заниженной (занижает их). И неадекватно завышенная, и неадекватно заниженная самооценка - сильный тормоз и общего развития, и успешности в какой-либо деятельнос­ти.

Если человек имеет завышенную самооценку и ставит перед собой слишком высокие, не соответствующие ре­альным возможностям цели, он неминуемо сталкивается с неуспехом, неудачами. Такие переживания очень болез­ненны, и чтобы избежать их, человек должен либо скор­ректировать свою самооценку, снизив ее и свои притяза­ния, либо как-то обесценить неуспех, доказав прежде всего самому себе, что это произошло случайно, вызвано не­справедливостью других людей, в особо сложных случаях человек как бы не замечает собственный неуспех, игнори­рует его. Часто это происходит неосознанно для самого человека, в этом проявляется действие защитных психо­логических механизмов, которые мы подробнее рассмот­рим в следующем параграфе.

При заниженной самооценке человек ставит перед со­бой слишком легкие для себя, только достижимые цели и тем самым мешает собственному развитию.

Важно помнить, однако, что о завышенной или зани­женной самооценке можно говорить лишь по отношению к какой-либо конкретной деятельности, результаты в ко­торой могут быть точно определены и соотнесены с ка­ким-либо образцом, эталоном. Применительно к общей самооценке эти определения следует использовать с очень большой осторожностью, поскольку критерии «правиль­ности» такой самооценки обычно не выявлены.

Оптимальным для жизни человека, для развития лич­ности является высокий уровень самоуважения, общей самооценки. Это далеко не то же самое, что самовлюблен­ность, некритичность, повышенное самолюбие. Человек с высоким уровнем самоуважения - это человек, обладаю­щий чувством собственного достоинства, уверенный в себе, человек, который осуществляет и утверждает себя не за счет других людей, а за счет реализации собственных воз­можностей, собственных усилий.

Напротив, низкий уровень самоуважения, неприятие

себя, как правило, характеризуется ощущением собствен-

• ной неполноценности, болезненным самолюбием, стрем-лением утвердить себя за счет окружающих. Люди с низ­ким уровнем самоуважения часто болезненно реагируют даже на безобидные шутки со стороны окружающих и еще более остро - на критику с их стороны. Они бывают склонны к накоплению мелочных обид, к соперничеству. Для них бывает характерна постоянная боязнь проявить свою не­состоятельность в глазах других людей.

Одним из проявлений низкого уровня самоуважения, самооценки является комплекс неполноценности. Это явле­ние было открыто известным психоаналитиком А. Адле­ром (1870-1937). Комплекс неполноценности проявляется в стойкой уверенности человека в своей несостоятельнос­ти, неспособности решать жизненные проблемы.

Люди с низким уровнем самоуважения бывают очень трудны в общении. Как ни парадоксально это звучит, имен­но они, а не люди с высоким самоуважением часто вы­глядят как самоуверенные зазнайки.

Однако на самом деле такие люди нуждаются в поддер­жке и помощи окружающих, а в наиболее сложных случа­ях - в оказании специальной психологической и психоте­рапевтической помощи.

3. Третий компонент «Я-концепции» - поведенческий. Он определяет возможность саморегуляции, способность чело­века принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, контролировать его, отвечать за свои поступки.

В нем отражаются представления и переживания чело­века относительно того, способен ли он решать задачи, которые ставит перед ним жизнь, и те, которые сам он ставит перед собой, может ли он справляться с трудно­стями, сумеет ли достичь своих целей, что выражается в его уверенности или неуверенности в себе.

Важным измерением «Я-концепции» является ориен­тация в поведении на внешний или внутренний контроль. При ориентации на внешний контроль самооценка чело­века определяется в основном отношением к нему других людей, а события своей жизни он объясняет соответственно судьбой, роком, влиянием других людей. Личность, ори­ентированная на внутренний контроль, основывается глав­ным образом на самооценке и считает, что все в жизни зависит только от нее. Крайние выражения каждого из этих типов являются непродуктивными. Для успешного осуще­ствления деятельности и развития необходим их разум­ный баланс. Вот как описывает внутреннее состояние каж­дого из этих типов американский психолог Э. Шостром:«Личность, полностью ориентированная на внешний контроль: „Что подумают люди? Скажи, что ты думаешь, мне следует делать", „Что нужно делать, чтобы правиль­но делать".

Личность, полностью ориентированная на внутренний контроль: „Чтобы я не решал, я должен принять собствен­ное решение", „То, что я хочу, есть то, что я делаю".

Самоактуализирующаяся личность (наиболее оптималь­ный тип личности по Э. Шострому): „Я сверяюсь с теми, кто любит меня, и поэтому принимает мои собственные решения", „Я собираю столько информации по пробле­мам и следствиям, сколько можно, а затем доверяю реше­ние моим глубочайшим чувствам", „Я свободен от давле­ния других людей, но, однако же, меня интересует то, что они думают"»1.

Поведенческий аспект «Я-концепции» обеспечивает и возможность саморазвития, творения себя. Вот что по это­му поводу писал выдающийся русский актер и теоретик театра Михаил Чехов: «...одна мысль, одно ощущение стало овладевать мной. Это ощущение возможности творчества внутри самого себя. Творчество в пределах собственной личности... По опыту я знал только об одном виде творче­ства: вне себя. Мне представлялось, что творчество непод­властно воле человека и направление его зависит исклю­чительно от так называемого природного предрасположе­ния. Но вместе с мыслью о самотворчестве у меня есте­ственно возник волевой импульс, как бы некий волевой порыв к овладению творческой энергией с тем, чтобы перенести ее вовнутрь, на самого себя...»2.

Как система осознаваемых и неосознаваемых установок человека по отношению к самому себе «Я-концепция» вы­ражает реальное Я (каким я являюсь в настоящее время); идеальное Я (каким я хотел или должен стать); зеркальное (социальное) Я (каким меня видят другие). Выделяются также «динамическое Я» (как, по моим представлениям, я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать), «пред­ставляемое Я», «Я-маска»,«фантастическое Я» и т.п.

Наиболее важна для личности величина расхождения между «идеальным» и «реальным» Я. Оптимально Я-иде-альное должно быть соотносимо с Я-реальным, опережая его настолько, чтобы показать личности, куда и как она

1 Шостром Э.Т. Человек-манипулятор. - М., 1978. - С. 35-36.

2 Чехов М. Литературное наследство. - М., 1986. - Т.1. - С.108.может развиваться. В этом случае оно служит важным ис­точником саморазвития. В тех случаях, когда Я-идеальное слишком оторвано от Я-реального, человек переживает невозможность достичь своего Я-идеального. Это может явиться источником внутриличностных конфликтов и не­гативных переживаний.

«Я-концепция» формируется под воздействием жизнен­ного опыта человека, его деятельности, отношения к нему других людей. Чем ближе отношения, чем больше они обусловлены эмоциональными связями, тем большее вли­яние они оказывают на личность.

Первоначально она складывается под влиянием пред­ставлений о ребенке, отношения к нему любящих его лю­дей, прежде всего родителей. Как правило, родители лю­бят ребенка ни за какие-то его особые успехи, таланты, а просто так, за то, что он - это он. В дальнейшем на нее начинают оказывать серьезное влияние жизненный опыт, условия, успехи и неудачи в деятельности, отношение других людей. Уже у детей «Я-концепция» сама приобре­тает активную роль в развитии человека, влияя на все стороны жизни человека, и тем самым на его собствен­ное развитие.

Таким образом, в процессе жизни человека «Я-концеп­ция» изменяется, обогащается, но может и упрощаться, меняется отношение человека к себе, его возможности саморегуляции. Однако в отличие от частных самооценок «Я-концепция» является все же относительно устойчивой. Устойчивость «Я-концепции» обеспечивает внутреннюю со­гласованность личности, ее цельность, последовательность ее поведения, преемственность во времени (Я-прошлое -Я-настоящее - Я-будущее). Для человека очень важно иметь устойчивую систему представлений о себе, устойчивое отношение к себе. Именно это позволяет ему ставить пе­ред собой определенные цели, видеть свое место среди других людей, строить планы на будущее. Но столь же важ­но для него и оперативно изменять отношение к себе, представление о себе. Поэтому «Я-концепция» одновре­менно и достаточно устойчивое, и динамично изменяю­щееся образование.

2.4. Механизмы психологической защиты личности

В процессе жизни человек меняется. Он меняет свои взгляды, представления, ценности, изменяет «Я-концеп-цию». Иногда это происходит незаметно для самого чело­века, естественно, иногда требует от него серьезной рабо­ты над собой. Такие изменения обычно осознаются или могут быть осознаны при самоанализе.

Однако бывают случаи, когда то, что происходит с че­ловеком, настолько травмирует его, что он неосознанно отвергает этот новый опыт, новую беспокоящую инфор­мацию или так перерабатывает ее, что она становится ме­нее или совсем не травмирующей. Это осуществляется за счет неосознаваемых регуляторных психологических меха­низмов. Действие таких механизмов осуществляется поми­мо сознания, помимо воли человека. Для того чтобы рас­познать наличие у себя таких механизмов, как правило, требуется длительная, углубленная психологическая работа.

Такие механизмы «охраняют» психику, «защищают» ее от непосильной нагрузки. Поэтому они получили назва­ние механизмов психологической защиты. Они были впер­вые открыты 3. Фрейдом.

Описан и изучен целый ряд защитных механизмов. Ука­жем лишь на некоторые из них. Самым первым был от­крыт механизм вытеснения. В этом случае неприемлемые для человека, травмирующие его переживания, обстоя­тельства, сведения как бы исчезают из сознания. Вытесне­ние лежит в основе забывания.

Описывая это явление, 3. Фрейд приводит интересное наблюдение Ч. Дарвина: «В течение многих лет, - пишет Ч. Дарвин в своей автобиографии, - я следовал золотому правилу; а именно: когда я сталкивался с опубликован­ным фактом, наблюдением или идеей, которые противо­речили основным результатам моих исследований, я неза­медлительно записывал это; я обнаружил по опыту, что такие факты и идеи гораздо легче ускользают из памяти, чем благоприятные».

Еще один распространенный защитный механизм - про­екция. В этом случае те качества, намерения, чувства, ко­торые есть у человека, но по каким-то причинам непри­емлемы для него, приписываются другому. Так, недолюб­ливая кого-то и желая кому-то зла, человек с помощью механизма проекции начинает искренне думать, что имен­но тот замышляет против него что-то недоброе.

В других случаях для защиты те или иные качества или переживания заменяются диаметрально противополож­ными. Например, скупой человек считает себя чрезмерно щедрым, а самоуверенный и даже нахальный - робким ибеззащитным. Так, в одном из исследований сопоставля­лись суждения человека о себе с мнением нескольких лю­дей, которые хорошо его знали. Выявилось, что люди ча­сто не осознают своих недостатков, которые были на­столько очевидны, что окружающие единодушно называли их. Более того, многие утверждали, что они обладают ка­чествами, прямо противоположными тем, которые виде­ли в них окружающие. Так, человек, которого все, знаю­щие его, считали лицемерным, описывал себя, как ис­креннего и открытого. Нередко за самоуверенностью, самодовольством и властностью скрывается сильное чув­ство неуверенности. В этом случае человек может держаться уверенно, но будет избегать ситуаций, где его способно­сти могут быть проверены. Этот механизм получил назва­ние - реактивное образование.

Достаточно распространенным является и механизм рационализации. В этом случае неприемлемым мыслям и чувствам даются логически убедительные объяснения. Чаще всего встречаются типы рационализации, получившие название «зелен виноград» (по известной басне «Лиса и виноград»), т.е. обесценивание недоступного, но сильно желаемого предмета, явления. «Сладкий лимон» - это пре­увеличение ценности имеющегося, причем преувеличения сильного, неоправданного. Благодаря этому снижается зна­чимость недоступного.

Еще один защитный механизм - замещение. В этом слу­чае действие, направленное на какой-либо объект, спрово­цировано не им и не ему предназначено, а вызвано другим недоступным объектом. Яркий пример замещения представ­лен на известной карикатуре X. Бидструпа - начальник кри­чит на подчиненного, тот - на жену, жена - на детей, те -на кошку. Но замещение может проявляться и по-другому. Так, человек, не сумевший реализовать себя в деловой сфе­ре, начинает много времени уделять своему хобби.

Но хотя эти и другие защитные механизмы защищают психику человека от травмирующих переживаний, однако достается это дорогой ценой - ценой нарушения адекват­ного осознания действительности и отношения к ней. Ме­ханизмы психологической защиты осуществляют эту за­щиту во многом дефектными способами, препятствуя пол­ноценному получению и осознанию человеком своего жизненного опыта.

К чему это приводит, можно проиллюстрировать на при­мере из книги американского психолога и психотерапевтаР. Кэмпбелла: «Когда мы влюблены, то в первые недели или месяцы совместной жизни идеализируем предмет своей любви и абсолютно не можем выносить неприятных чувств по отношению к своему избраннику. Поэтому мы подав­ляем (отрицаем, игнорируем) все, что нам может не по­нравиться в супруге. Тогда мы можем замечать только его (ее) хорошие черты. Мы не обращаем внимания на такие вещи, как несовершенство фигуры, болтливость, молча­ливость, склонность к полноте, обидчивость, угрюмость, неспособность к спорту, музыке, рисованию, шитью или приготовлению пищи.

Это „упрятывание" нежелательных сторон нашего суп­руга поначалу действует превосходно. Но в процессе совме­стной жизни, день за днем, месяц за месяцем, мы делаем открытия в своем избраннике. Одни приятные, а другие не очень. Некоторые просто отвратительные. Но покуда мы подавляем в себе неприятные впечатления, оттесняя его в подсознание, нам удается продолжать видеть нашего воз­любленного близким к идеалу, и все кажется прекрасным.

Но вот проблема. Мы не можем подавлять свои чувства вечно. Однажды мы достигаем критической точки, и мы не можем продолжать подавлять отрицательные эмоции. Неожиданно наступают дни (месяцы, годы) противоре­чивых чувств по отношению к нашему супругу. Опять, вследствие незрелости (неспособности справляться с про­тиворечиями), мы делаем сальто-мортале: подавляем доб­рые чувства и акцентируем внимание на дурных. Теперь мы видим нашего супруга в противоположном свете, счи­тая его абсолютно плохим, поразительно неприятным или почти лишенным привлекательности»1.

Единственный защитный механизм, который не имеет такого отрицательного значения, - сублимация. Такое назва­ние получил процесс, посредством которого побудительная энергия, содержащаяся в неприемлемых для человека по­требностях, мотивах, переводится в другое русло, направля­ется на желательные для него и допустимые в социальном отношении формы деятельности, науку, искусство, культу­ру. Эта энергия дает человеку силы для творчества.

Существует и еще один механизм, который, не являясь в полном смысле слова защитным, все же позволяет чело­веку отвергать неприятные факты, травмирующую инфор­мацию.

1 Кэмпбелл Р. Как по-настоящему любить своего ребенка. - СПб., 1996.-С.27-28.Этот механизм - сопротивление - субъективно пережи­вается как внутренний барьер, препятствующий измене­нию себя или осознанию каких-то неприятных событий, негативных переживаний. Сопротивление может проявлять­ся в стремлении выйти из ситуации (просто выйти из ком­наты или, например, не прийти на важную встречу), в желании изменить тему разговора, в особо яростном от­стаивании своей правоты. Оно обнаруживается и в так на­зываемой «пробуксовке мыслей», в чувстве внезапной ус­талости, внезапном кашле, смехе, а также во многом дру­гом. Важно, что стремления, желания человека проявляются не прямо, а косвенно. И это происходит не потому, что он притворяется. Сопротивление действует на неосознанном уровне. Его отличие от других защитных психологических механизмов в том, что оно может осознаваться и человек, распознав, может преодолеть его.

Ученые по-разному объясняли, с чем связано установ­ление, «включение» защитных механизмов. Как уже гово­рилось, 3. Фрейд считал, что это вызывается прежде всего сексуальными и агрессивными импульсами. В современной психологии как наиболее травмирующие для человека рас­сматриваются события и явления, угрожающие представ­лению человека о себе, о своем месте в мире - угроза «Я».

Сохранение целостности, устойчивости личности, ее преемственности во времени - очень важный и существен­ный аспект личностного развития. И он, конечно, обеспе­чивается не только действием защитных механизмов, а охватывает все стороны личности. Сохранение постоянства личности, писал А.Н. Леонтьев, «этого высшего единства человека, изменчивого, как сама жизнь, и вместе с тем сохраняющего свое постоянство... Ведь независимо от на­капливаемого человеком опыта, от событий, которые ме­няют его жизненное положение, наконец, независимо от происходящих физических его изменений, он как личность (курсив автора) остается и в глазах других людей, и для самого себя тем же самым»1.

Вопросыи задания

1. Какие из приведенных ниже черт человека характеризуют его как индивида? Как личность? Как индивидуальность? Объяс­ните свой ответ. Обоснуйте свой ответ.

1 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - С. 217.Аккуратность, медлительность, общительная, хорошая мотор­ная координация, сила воли, сообразительность, мечтательность, яркость проявления черт, лень, самолюбие, решительность, адаптационные возможности, математические способности, тем­перамент, упрямство, реактивность, возбудимость, выразитель­ная мимика, литературная одаренность, направленность, бли­зорукость, сила нервной системы.

Всегда ли легко было отнести характеристику к тому или иному понятию? Что вызвало у вас наибольшие затруднения? Как вы объясните возникшие у вас трудности?

2. Могут ли черты индивида становиться чертами личности? Индивидуальности? Если да, то при каких условиях?

3. Известный психолог и философ Э. Фромм писал: «...Мое собственное „Я" должно быть таким же объектом моей

любви, как и другой человек. Утверждение собственной жизни, счастья развития, свободы коренится в моей способности любить, т.е. в заботе, уважении, ответственности и знании. Если индивид в состоянии испытывать плодотворную любовь, он любит также и себя; если он любит только других, он вообще не может лю­бить»1. Согласны ли вы с этим высказыванием? Проанализируй­те его с точки зрения того, что вы узнали о «Я-концепции» лич­ности.

4. Всегда ли можно считать человека с высокой самооценкой зазнайкой? Если нет, то в каких случаях?

5. Проанализируйте отрывок из воспоминаний А.И. Деники­на с точки зрения формирования отношения к себе.

«С грехом пополам перевалил через 3-й и 4-й классы, а в 5-м застрял окончательно: в среднем за год получил по каждому из







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 1488. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия