Космологизм раннегреческой философии. 1.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии
5.Платон. Соч. в 3-х т.М., 1971 Глава 3 АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ Космологизм раннегреческой философии
Главной особенностью самого раннего периода в развитии греческой философии было стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Первоначально греческая философия наследует мировоззренческую проблематику мифологии. Главным вопросом философии был вопрос о первоначале мира. Этот же вопрос ранее стоял и в мифологии. Но при его решении наблюдалось принципиальное различие между мифологией и философией: если мифология пыталась решить этот вопрос по принципу «кто родил всё существующее?», то философы стали вопрошать «из чего всё произошло?». Так, родоначальник греческой философии Фалес (ок. 624-547 до н.э.) выдвинул идею субстанции – первоосновы мира, чем произвёл переворот в мировоззрении. Он рассматривал всё существующее многообразие вещей и явлений мира как проявление единого, вечного, неуничтожимого начала – воды. Фалес говорил, что все вещи образуются из воды и, разрушаясь, снова превращаются в воду. Вода – это первооснова, субстанция всех вещей и процессов. В положении «всё из воды» был произведён отказ от мифологического мышления и намечен путь к естественному объяснению мира. Похожие воззрения развивали Анаксимен (от.588-25 до н.э.) и Анаксимандр (от.610-546 до н.э.). У первого из них первоначалом и субстратом всех вещей является воздух, у второго - апейрон («бесконечное») – неопределённое, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движении первоначало всех вещей. В последующем идея апейрона разовьётся материалистами в учение о неисчерпаемой материи как основе мира. По мысли Анаксимандра, в центре мира находится Земля, имеющая форму короткого цилиндра, а вокруг неё вращаются три сферы: солнечная, лунная и звёздная. Интересно отметить, что Анаксимандр впервые в истории высказал идею эволюции человека: человек, как и другие живые существа на Земле, произошёл от рыбы. Одним из значительных учений греческой философии было учение Гераклита, написавшего сочинение «О природе». В нём он в качестве порождающего и вещественного начала мира рассматривал огонь. «Этот космос, - писал Гераклит, - один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнём, мерами загорающимся и мерами потухающим». На основе превращения огня строится космология Гераклита. Все предметы и явления природы рождаются из огня, а когда исчезают, то вновь обращаются в огонь. Древние видели, что огонь наиболее подвижен и изменчив из всех стихий. Это-то и привлекло внимание Гераклита к огню. По одной из версий учения Гераклита, огонь превращается в воздух, воздух – в воду, вода – в землю, земля – в огонь. Важным моментом учения Гераклита является признание им существования закономерности и необходимости, по которой происходит превращение огня. Эту закономерность он назвал Логосом. Всё в мире происходит согласно Логосу. В дальнейшем это представление о Логосе послужило важнейшим методологическим основанием для развития наук, задачей которых служит как раз обнаружение и описание закономерностей мира как устойчивых и существенных связей между явлениями. Гераклит – один из родоначальников диалектики. В его представлении, мир – это процесс: «Всё течёт, всё изменяется, нет ничего неподвижного»; «В одну и ту же реку нельзя войти дважды, ибо на входящего каждый раз текут новые воды». Эти выражения Гераклита стали афоризмами. Кстати, последователь Гераклита Кратил (5-4 вв. до н.э.) абсолютизировал принцип изменчивости, говоря, что «в одну и ту же реку нельзя вступить не только дважды, но и единожды». Кратила можно считать родоначальником онтологического релятивизма (от лат. «релативус» – относительный) – убеждения в том, что в мире нет ничего стабильного, устойчивого, определённого, в силу чего никакую вещь нельзя не только познать, но даже назвать, поскольку она в момент наименования становится уже другой. Релятивизм служит одним из источников агностицизма. Идеи релятивизма в понимании вещей потом не раз воспроизводилось в истории философии. В XX в. они были основополагающим принципом в так называемой общей семантике. Один из её представителей, американский философ С.Чейз сформулировал «принцип нетождественности», согласно которому любой предмет никогда не равен самому себе. И, значит, обозначение словом индивидуальных объектов якобы невозможно. Релятивисты не учитывали того обстоятельства, что несмотря на наличие непрерывных изменений в вещах, в определённом интервале времени сохраняется темп, характер изменений, в силу чего вещь до некоторого предела изменений (до границы меры) сохраняет свою качественную определённость и стабильность, Например, в организме постоянно происходит обмен веществ, молекулы и атомы тела непрерывно заменяются, но характер изменений сохраняется, и наше тело остаётся самим собой, пока чрезмерные изменения (деструктивные) не вызовут смерть. Возвращаясь к учению Гераклита, следует отметить, что он не только доказывал факт развития, но и называл его причину – взаимодействие противоположностей: «Следует знать, что война всеобща, и правда борьба, и что всё происходит через борьбу и по необходимости». В процессе развития осуществляется переход одной противоположности в другую: «Холодное теплеет, тёплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется». Обмениваясь друг с другом своими качествами, противоположности становятся тождественными. На основе борьбы, полагал Гераклит, устанавливается гармония мира. В дальнейшем учение Гераклита о противоположностях было развито другими диалектиками, особенно Г.Гегелем. В заключение этого параграфа следует упомянуть ещё о взглядах Эмпедокла (490-30 до н.э.), который в качестве первоначал сущего исходил из признания четырёх стихий: земли, огня, воздуха и воды. В целом изменения в мире, по Эмпедоклу, происходят циклами в результате борьбы двух сил – Любви и Вражды: от господства первой до абсолютного преобладания второй. Здесь мы также отмечаем догадку мыслителя о причине развития как борьбе противоположностей.
|