Философия Древней Индии. Обычно под философским наследием Индии понимают философские учения периода древности и средневековья
Обычно под философским наследием Индии понимают философские учения периода древности и средневековья, т.е. индийскую классическую (традиционную) философию в отличие от индийской философии Нового времени XVIII-XX вв. В рамках этого исторического периода выделяют три этапа развития индийской философии: ведический - пер. пол. I тыс. до н.э.; эпический - втор. пол. I тыс. до н.э.; классический - с пер. тыс. н.э. до 17 в. Древнеиндийская философия возникает в середине 1 тысячелетия до н.э. В этот период индийское общество делилось на группы, которые назывались Варны, из которых впоследствии сформировалась кастовая система общества. Варн было четыре: 1) варна жрецов (брахманы); 2) Варна военной аристократии (кшатрии); Варна землевладельцев, ремесленников, торговцев (вайшьи) и 4) низшая варна (шудры). Самый древний политик индийской философии – Веды. Старейшая их часть – Ригведа (знание гимнов) – сборник гимнов, который формировался длительное время и окончательно оформился к ХП в. до н.э. Более поздними являются брахманы (примерно Х в. До н.э.). Самое позднее произведение ведического периода - Упанишады. Источники ведического периода - обширные и многослойные тексты Вед. В целом Веды представляли собой священные тексты, которые были результатом откровения мудрецов и выражали идеологию брахманизма, а затем - иудаизма. Одной из самых важных частей Вед являются Упанишады (букв.: сидящий у ног учителя). Упанишады наглядно демонстрируют переход от мифологического к философскому мировоззрению. Наряду с живым мифологическим богом Брахманом (слово мужского рода) мы находим учение о Брахмане (слово среднего рода) как о генетическом и субстанционном начале всего сущего. Все природные вещи и стихии, все многообразные миры суть Брахман. Из него все вещи происходят, им поддерживаются и в нем растворяются: "Поистине от чего рождаются эти существа, чем живут рожденные, во что они входят, умирая, то и стремись распознать, то и есть Брахман". Ясно, что в подобных контекстах речь идет уже об отвлеченном философском начале, некоем мыслимом духовном и телесном пределе, выражаемом образом - понятием. В аналогичном аспекте в Упанишадах развивается учение об Атмане как индивидуальном и универсально-космическом психическом бытии. Согласно Упанишадам, Атман есть универсальная основа, заключенная во всех индивидах, всех вещах мира. Брахман и Атман как объективное и субъективное, космическое и психическое начала отождествляются, и они оба, как сверхчувственные начала всего сущего, отождествляются с человеческим "я". Тем самым человек в своих высших духовных проявлениях становится и богом, и космосом. В Упанишадах, видимо, уже осознается сам факт антропоморфности мира (стихийное перенесение на природу свойств человека). Но при этом мировоззрение Упанишад не является еще личностным философским творчеством, а остается предфилософским видением мира. В эпический период философия в Индии постепенно превращается в особую отрасль знания, специальную науку. Развитие философии мы рассмотрим более обстоятельно по тексту Бхагавадгиты (шестой книги Махабхараты), самого выдающегося литературно-философского памятника Индии. С философской точки зрения "Гита" есть йога-шастра - этический трактат, в котором йога повсеместно сохраняет чисто практическое, а не созерцательное, как в Упанишадах, значение. Йога понимается как такое волевое усилие, которое противостоит любому соблазну. Йога - это метод психического воспитания, очищение интеллекта от эмоциональных заблуждений, позволяющий непосредственно и истинно воспринимать реальность. Первичное, устойчивое бытие есть Брахман - вечный дух. Но так как вечный дух всегда в вещах, то он качественно не отличим от их конечности. Брахман есть духотворение всякого конечного существования, олицетворение бесконечного бытия как бытия духа. В сознании человека тоже заложено что-то постоянное, о нем свидетельствует постоянная неудовлетворенность индивидуального "я", его стремление к вечности - бесконечности. Каждое "я", следовательно, причастно вечному духу. Таким образом, вещественное начало не действует само по себе, собственно развитие обусловлено наличием вечного духа, последний есть основа и объединитель всего сущего. На этой основе строится весь корпус этических идей "Гиты". Буддизм – одна из мировых религий, наряду с христианством и исламом. Особенность этой мировой религии заключается в том, что в ней нет бога в традиционном понимании. Учение буддизма основывается на легенде об основателе религии принце Сиддхартхи, или Гуатаме Будде. Время жизни Будды относится к VI в. до н.э. Учение буддизма систематизировано в литературном источнике под названием «Трипитака» («Три корзины мудростей»). В третьей из этих «корзин» (книг) рассматривается философия буддизма. Буддизм распространен в Индии, на Цейлоне, в Ки Тае, Монголии, Тибете, Японии. В России буддизм распространен в Бурятии. Философия буддизма основана на следующих принципах: 1) жизнь исполнена страданий; 2) существует причина возникновения страданий; 3) имеется возможность прекращения страданий: существует путь, идя по которому можно избавиться от страданий. Уже факт рождения необходимо влечет за собой цепь страданий. Жизнь человека, его стремление к наслаждению, сопровождается страданием. Буддизм учит, что цель жизни – освобождение человека от страданий, В основе буддизма лежит убеждение в том, что избавление от страданий достижимо не в загробной, а в земной жизни. Такое прекращение страданий называется в буддизме «нирваной». Буквальное значение этого термина – «угашенный». Под нирваной буддисты понимают состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, отвлечение от внешнего мира. Важное место в буддизме занимает учение о восьми добродетелях, при помощи которых достигается нирвана. Добродетели состоят в правильном поведении, в правильном видении, правильном образе жизни, правильной речи, правильном направлении мысли, правильном усилии, правильном внимании, правильном сосредоточении. Правильное суждение отождествляется с правильным пониманием жизни как юдоли скорби и страданий, правильное решение (усилия) понимается как решимость проявлять сочувствие ко всем живым существам. Правильная речь характеризуется как бесхитростная, правдивая, дружественная и точная. Правильная жизнь заключается в соблюдении предписания нравственности - знаменитых пяти заповедей: не вредить живым существам, не брать чужого, воздерживаться от запрещенных половых актов, не вести праздных и лживых речей, не употреблять опьяняющих напитков. В процессе развития индийской философии возникла философия джайнизма. Название учение получило по имени одного из «мудрецов» - Вардхашана, жившего в VI в. до н.э. и получил прозвище Победитель – Джина, его последователи стали называться джайнистами. Джайнизм – это этическое учение, главная цель которого – указать путь освобождения души от подчинения страстям. Задача философии джайнизма – особый образ поведения, при помощи которого достигается это самое освобождение. Главным признаком души джайнизм считает сознание. Степень сознательности в различных душах различна. От природы душа совершенна, а её возможности безграничны: душе доступны и безграничное знание, и безграничная мощь, и безграничное счастье. Но душа склонна подчинять себя телу. Основная причина, порождающая зависимость души – её сильные желания, или страсти. Причина страстей состоит в незнании жизни. Поэтому познание должно освобождать душу от материи. «Освобождение, составляющее цель учения джайнизма, должно привести к полному отделению души от материи (тела). А достигается это посредством аскетизма. Йога как философская система оформляется примерно во II в. н.э. Важным элементом всей системы является описание правил психологически ориентированной тренировки; её отдельные ступени содержат самообладание (Яма), овладение дыханием при определенных положениях тела (асана), изоляцию чувств от внешних влияний (пратьяхара), концентрацию мысли (дхарана), медитации (дхьяна) и, наконец, состояние отторжения (самадхи) - освобождение от телесной оболочки. Вайшешика как философская школа возникла в 1 в. н.э. Основные тезисы этой школы исходят из того, что существуют постоянные изменения, вечный и циклический процесс возникновения и упадка. В этом процессе, однако, имеется устойчивый элемент атом (анну). В понимании вайшешиков, атомы вечны, неуничтожимы, никем не созданы. Обладают они также и различными качествами (гунна), в которых насчитывается семнадцать. Вайшешика видит цель мудрости в освобождении человеческого «Я» от страдания к зависимости. Последняя причина страдания – незнание. Путь к освобождению лежит через знание, т.е. через истинное постижение реальности.
Вспомогательная литература по теме
Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М.,1980 История китайской философии. М.,1989 Китайская философия.Энциклопедический словарь. М.,1994 Лукьянов А.Е. Дао «Книги перемен» М.,1993 Мень А. Проповедь Гаутамы Будды // Наука и религия. 1991 №11 Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба.М.,1993 Радхакришан С. Основные черты индийской мысли // Индийская философия. М.,1993 Т.1. Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга Перемен». М.,1993
|