Элейская школа
Школа элеатов или элейская философская школа – это древнегреческая философская школа, которая существовала с конца 6 в. до н.э. до начала второй воловины 5 в. до н.э. и представлена тремя крупными философами – Парменидом, Зеноном и Мелисом. Поскольку основные учения школы были выработаны Парменидом и Зеноном, жителями города Элеи, то школа в целом и получила название элейской. Парменид (род. Около 540 г. до н.э.). Получилось так, что основным содержанием творчества Парменида стала борьба против философии Гераклита. Мы помним, что Гераклит утверждал, что основная характеристика природы – это движение. Более того, Гераклит утверждал, что это движение есть движение через противоположности. Это учение подвергается у Парменида резкой критике. Из положений о единстве мира и его сплошной вещественности Парменид вывел как необходимое следствие невозможность никакого деления или раздробления мира на множество вещей. Учение Парменида было первой философской попыткой сформулировать метафизическое понимание природы. Если Гераклит – первый диалектик в античной философии, то Парменид её первый метафизик, первый антагонист диалектики. Он определяет мир как не подвижный, неизменный. Почему могло сформироваться такое философское мировоззрение? Элейская школа возникла и развивалась в греческом городе – государстве Южной Италии. Здесь промышленность была развита слабее, чем на востоке Греции, большей была роль земледелия, земледельцев и землевладельцев. Здесь не было, как в ионийский городах, почвы для быстрого развития знаний о природе. Не удивительно, что Парменид и его ученик Зенон, были в какой-то мере враждебны философским и научным результатам греческих малоазийских школ диалектики. Наиболее ярким представителем элейской школы является ученик Парменида по имени Зенон (род. ок. 460 г. до н.э.). Зенон создал наиболее яркую теорию элейского отрицания движения и утверждения неизменности и неподвижности мира. Эти взгляды он выразил в так называемых апориях (неразрешимых противоречиях), которые получили название апории Зенона. Первая из апорий названа дихотомией (деление пополам). В ней Зенон стремится доказать, что тело не может сдвинуться с места, т.е. движение не может ни начаться, ни закончиться. Предмет, который движется к цели, должен сначала пройти половину пути между местом нахождения и местом цели. Однако, чтобы дойти до этого места, оно должно пройти половину намеченной половину пути. Это повторяется до бесконечности. Поэтому тело не может никогда достичь своей цели, ибо оно должно было бы «пройти» за конечное время бесконечное множество точек. Второй апорией Зенона является апория Ахиллес. Эта апория показывает, что самый быстрый человек (Ахиллес) никогда не сможет догнать черепаху. Ахиллес, чтобы догнать черепаху, должен вначале пройти расстояние от своего места до места, где в то время находилась черепаха. Но прежде чем он пройдет это расстояние, черепаха опять продвинется вперед на определённый отрезок, и эта ситуация повторяется вновь и вновь, так что более медленный с необходимостью продвинется несколько вперед. В этой апории повторяется то же самое, что и в апории «дихотомия». Ахиллес, преследующий черепаху, должен был бы конечное время пройти бесконечное число отрезков. Третья апория – «летящая стрела». Согласно этой апории путь движения состоит из суммы покоящихся точек. Мы можем сказать, что в данный момент времени стрела находится в данном пространственном интервале. А если стрела «находится» в данном месте, то она не летит. Приведенные рассуждения Зенона могут показаться спекулятивными, а иногда и просто глупыми (ну как же Ахиллес не догонит черепаху). Аргументы Зенона сообщили мощный импульс дальнейшему развитию математики, логики, диалектики. Они внесли существенный вклад в понимании пространства, времени, движения и покоя, прерывного и непрерывного. Современно представление квантовой механики о том, что при переходе электрона с орбиты на орбиту он не проходит ни какого пространства, а лишь «исчезает» на одной орбите и «появляется» на другой весьма созвучно представлениям Зенона о пространстве и времени.
|