Студопедия — Разрывы» психологического знания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Разрывы» психологического знания






У. Джемс однажды написал своему другу: «Мне кажется, что психология напоминает физику догалилеевского варианта: нет ни одного общезначимого факта, ни одного общеразделяемого обобщения». Трудно не согласиться с этими словами. Но, пожалуй, худшее состоит не в том, что они верны, а в том, что сказаны более ста лет назад, т. е. с тех пор изменилось очень немногое. Конечно, в чем-то изменения к лучшему все же можно усмотреть, например, в обогащении содержания психологических категорий (Ярошевский, 1985). Однако едва ли подобные изменения свидетельствуют о прогрессе: сомнительно, что обрастание психологических ка­тегорий противоречивыми представлениями означает развитие знания.

Любая система знания предполагает связь между ее элементами. В психологии ра­зорваны три фундаментальные связи, без которых единая система знания не­возможна: между отдельными фрагментами знания, между его прошлым и на­стоящим, между его исследовательской и практической составляющими.

Раздробленность психологии на различные школы, течения, исследовательские направления общеизвестна. Проблема, конечно же, состоит не в том, что такие школы, течения и т. д. существуют (они есть в любой науке), а в том, что вырабатываемые ими виды знания несоизмеримы, т. е. фактически не имеют точек пересечения друг с другом. Каждая школа, или исследовательское направление в психологии — это «государство в государстве», которое живет по своим собственным законам (использует особый образ психологической реальности, специфические средства ее изучения, собственный критерий достоверности знания) и с соседними «государствами» не имеет ничего общего, кроме границ.

Разрыв между ее настоящим и прошлым выражается в том, что большинство психологических концепций строится как бы на пустом месте: все предшествующее знание либо попросту игнорируется, либо используется как коллекция поучи­тельных ошибок. Кумулятивность знания, сохранение одного знания в другом фактически отсутствуют. Ее подменяет псевдокумулятивность, состоящая в том, что теории «по­едают» друг друга, ассимилируя ключевые категории своих предшест­венниц, усваивая их онтологическое содержание и отсекая объяснительный по­тенциал. Этот способ взаимодействия теорий описан Ф. Е. Василюком: «Основной прием состоит здесь в том, что центральная идея конкурирующей теории рас­секается на две части — абстрактную и конкретную, затем первая из них от­брасывается, поскольку в ней отказываются видеть реальное психологическое содержание, а ассимилируется лишь вторая. За своей же центральной категорией, выступающей как главный объяснительный принцип, признается право выражать абстрактную и конкретную части идеи в их единстве» (Василюк, 1986, с. 77). В результате при сохранении онтологической преемственности категорий «распалась связь времен» в развитии их гносеологического содержания.

О разрыве двух частей психологического знания — исследовательской и при­кладной психологии — сказано достаточно много (например, Эткинд, 1987). По свиде­тельству голландского психолога Р. Ван дер Влейста, они фактически представляют собой две разные науки: использующие различные «языки», различные «единицы» анализа и различные «логики» его построения (Van der Vleist, 1982). «Язык» исследовательской (академической) психологии пестрит специальными терминами, в то время как «язык» практической психологии мало отличается от обыденного языка. В ис­следовательской психологии «единица» анализа — отдельный психологический процесс или феномен, искусственно отделенный от личности и изъятый из целостной психологической реальности («дизъюнктивный подход» в терминах А. В. Брушлинского). В практической психологии такой «единицей» служит «индивидуальная история» личности. Традиционная логика исследовательской психологии состоит в вычленении независимой переменной, нескольких (обычно 2—3) зависимых переменных и в измерении корреляций между ними. Поэтому недалеки от истины характеристики психологической науки как измерения корреляций между А и Б (McGuire, 1976) и вполне возможно, что «психологические журналы оказались бы не у дел, если бы не существовало метода анализа вариаций» (Cartright, 1979). Практическая психология стремится не количественно описать отдельные связи, а качественно осмыслить целостную детерминацию личности или ее состояний (Van der Vleist, 1982). Различие «языка», логики и «единиц» анализа приводит к тому, что исследовательское и практическое знание плохо стыкуются: практическая психология недостаточно научна, а исследовательская — недоста­точно практична.

Перечисленные разрывы создают мозаичную структуру психологического знания. Они отличают психологию от «благополучных» наук, каждая из которых, по крайней мере в периоды «нормальной науки» (между научными революциями), развивается как единая система знания. Эта структура привычна каждому пси­хологу со студенческой скамьи, и о ее несовершенствах не следовало бы в очередной раз вспоминать, если бы они не приближали к пониманию законо­мерностей развития этой науки.

Но, прежде чем говорить о них, вернемся еще раз к Т. Куну и его «парадигмам». Это понятие и сопряженные с ним представления прочно укоренились в мето­дологическом самосознании большинства сорциогуманитарных наук — в отличие от других науковедческих понятий, выражающих «единицы» развития науки, таких, как «исследовательская программа» (Л. Лакатос), «исследовательская традиция» (Л. Лаудан), «гипотеза» (К. Поппер) и др. Психологи тоже регулярно используют понятие парадигмы и, подобно представителям других наук, употребляют его в самых разнообразных и противоречащих друг другу смыслах[75]. В результате сосуществуют различные мнения о том, что представляют собой парадигмы в психологии и каков парадигмальный статус этой науки. Обозначим три наиболее распространенные позиции. Позиция первая (совпадающая с мнением самого Т. Куна): психология — «допарадигмальная» дисциплина, в ней парадигма еще не сложилась. Вторая позиция: в психологии сосуществуют различные, несо­измеримые между собой парадигмы, представленные разными психологическими школами (бихевиоризм, когнитивизм, психоанализ и т. п.). Она основана на том, что психологические теории выполняют функции парадигм: задают критерии адекватности знания, диктуют способы его получения и т. п. Позиция третья: психология идет собственным уникальным путем, является не допарадигмальной, а внепарадигмальной дисциплиной, соответственно представления о па­радигмах, порожденные анализом точных наук, к ней неприменимы.

Нетрудно видеть, что все три позиции сходятся в одном: единая парадигма, т. е. парадигма в куновском смысле слова, в психологии отсутствует. Но означает ли это, что различные течения в психологии не имеют ничего общего, кроме объекта — человеческой психики, и различные модели исследования на­чисто лишены объединяющего начала? В «системе соотнесения» Т. Куна ответ на этот вопрос звучит утвердительно. Однако он прозвучит иначе, если выйти за пределы этой системы и укрупнить «единицу» анализа науки. В расширенной перспективе объединяющее начало большинства течений психологической мысли вырисовывается достаточно отчетливо. Это — позитивистская исследовательская традиция.

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 300. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия