Это и явилось основанием для особого почитания казаками святого Кирилла как своего Крестителя [4]. Прочность позиций Российского государства на казачьих окраинах, как известно из фактов истории, во многом способствовала укреплению Церкви. Отметим, что данный процесс был взаимообразным: эволюционные процессы духовного и социокультурного развития России привели к тому, что уже в XVII веке храмы, которые до этого времени имелись только в центрах казачьих областей, а в Сибири — в городах и крупных селах, в период петровских реформ начинают активно воздвигаться и в казачьих станицах. Защите православной веры и границ Отечества в значительной мере способствовало распространение монастырской культуры, расширяющей свои границы благодаря строительству новых казачьих обителей: на Дону были построены Черниев, Кременской (мужские), а также Старочеркасский, Ефремовский, Бекреневский и Усть-Медведицкий монастыри, позднее преобразованные в женские.
Одной из специфических черт исповедания казачеством христианства можно назвать своеобразный синтез православных ценностей с почитанием и соблюдением воинских традиций, преемственный характер которого позволил сохранить этот духовно-культурный феномен до настоящего времени. Основой для такого сочетания служили слова из Евангелия: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Иоанн. 15,1З). Казачьи монастыри, как и в прежние времена, служили пристанищем пострадавших в боях воинов, а в женские, как правило, уходили вдовы,
чьи мужья не вернулись из походов. Следует указать и на
принципиальную особенность казачьих обителей - в отличие от Центральной России, в них никогда не применялся труд крепостных [8].
В условиях соблюдения духовно-нравственных приоритетов и выполнения воинской защитной миссии постепенно формировались отличительные черты российского казачества: чувство собственного достоинства, понимание ответственности за судьбу Отечества, своего войска, станицы, семьи. В казачьей среде закрепились навыки эффективного хозяйствования, дисциплина, достигли высокого уровня воинское искусство, художественно-эстетическое своеобразие народных обычаев, промыслов и, что чрезвычайно важно, сформировалось глубокое уважение к личной свободе. Заметим при этом, что понимание свободы в православном казачестве носило глубоко христианский смысл – она воспринималась
не как своеволие, а как осознанное, добровольное служение Богу,
Отечеству, как воинская защита веры и государства от неприятеля.
Традиции святости и социального служения российского казачества воплотились в жизни и подвигах многих его выдающихся представителей. Казаки, как люди православные, почитают всех святых, поминаемых Русской Православной церковью. Но есть святые, особо связанные с казачеством и особо же чтимые казаками. Прежде всего - это святой Георгий Победоносец - покровитель всех российских воинов (303-304). Мужественный военачальник римского императора Диоклетиана открыто исповедовал христианство, за что был подвергнут тяжким восьмидневным пыткам и обезглавлен. Святого Георгия чтят на Руси со времен Ярослава Мудрого. Память его празднуется 26 ноября (9 декабря по новому стилю).
Как великого воина и заступника Руси чтят казаки и святого Александра Невского.