Девиация и социализация
Формирование личности, обретение человеком социокультурных черт - процесс чрезвычайно сложный. Почему мы отличаемся друг от друга? Какие силы сделали нас личностями? Почему некоторые люди выбирают не социально одобряемые нормальные роли, а девиантные и становятся на путь правонарушений и преступности? Ответить на эти вопросы непросто. Теоретически и экспериментально доказано, что люди развивают свои отличительные социальные свойства (способность любить, испытывать стыд, быть честным или бесчестным, законопослушным или преступным и др.), навыки лингвистической коммуникации (речь), мышление и способность выполнять социальные роли не в результате биологического созревания, а в процессе социального взаимодействия. Любопытный пример значения общества, социального ролевого поведения и взаимодействия в процессе становления личности приводит известный американский социальный психолог Т.Шибутани.[70] В 1920 году в Индии английским миссионером в логове волков были найдены 2 девочки - Камала, чей возраст был определен в 8 лет, и Амала, которой было полтора года. Священник доставил их в приют для сирот, где каждый день наблюдал за ними и делал об этом записи. Девочки обладали физическими качествами человеческих существ, но вели себя во многом подобно волкам. Они обнаружили значительную приспособляемость к передвижению на четырех ногах, могли есть только молоко и мясо, и прежде чем взять в рот пищу, тщательно ее обнюхивали. Испытывая жажду, они облизывали губы. Их сенсорные органы были необычайно хорошо развиты: они могли хорошо видеть в темноте и чуяли запах свежего мяса на расстоянии около 70 метров. Дети сильно страшились огня, не любили солнечного света. Единственным звуком, который они могли издавать, был громкий вой. Амала вскоре умерла. Со временем к Камале пришла физиологическая зрелость, но развитие этой девочки в социальной среде оказалось невозможно. Так, в течение 6 лет она освоила только 30 слов. Ее способность к участию в совместных действиях была и осталась очень ограниченной. Таким образом, человеческие существа, исключенные из процессов социальной интеракции, освоения норм и правил ролевого поведения, не становятся личностями вовсе, не превращаются в более или менее независимых индивидов, стремящихся занять определенное место в обществе, группе, освоить те или иные социокультурные ценности. Удивительный и сложный процесс формирования личности, имеющий место только в социальной среде, социологи называют социализацией. Термин «социализация» введен в научный оборот в конце XIX столетия под влиянием идей Э.Дюркгейма. Основные же концепции социализации выдвинуты З.Фрейдом, Дж.Мидом, Т.Парсонсом и Ж.Пиаже. Поскольку феномен социализации неоднозначен, то исследователи обычно по-разному его определяют. Во-первых, социализация может пониматься как усвоение социальных норм: социальные правила становятся внутренними для индивида в том смысле, что они не навязываются посредством внешней регуляции, а налагаются самим индивидом и являются, таким образом, частью личных свойств индивида (Ж.Пиаже и др.). Следовательно, в рамках этой концепции процесс социализации мыслится слишком индивидуальным. Данный подход разрабатывается чаще всего в работах психологов.
|