ХРИСТИАНСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
"СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ" Не раз отмечалось, что основной идеей "Слова о полку Игореве" является идея единения Руси, идея синтеза, соборности, которая вытекает из христианского нравственного сознания автора. В этом отношении создатель "Слова" выступает продолжателем зародившейся задолго до него традиции древнерусской литературы. Полтора века назад в эпоху правления Ярослава Мудрого митрополит Иларион в "Слове о законе и Благодати" призывал к всеединению на основе христианских традиций, ко всеобщему стремлению к "благодати", "евангельскому источнику", свету. Вместе с тем "Слово о законе и Благодати" проникнуто и духом патриотизма: митрополит Иларион восхваляет русских князей-язычников за то, что они сумели собрать и сберечь Русскую землю, подготовить её к приятию Благодати. Таким обратом, в произведении четко прослеживается христианско-патриотическая традиция в русском православном варианте. Эта традиция нашла свое отражение и в "Слове о полку Игореве", которое, в свою очередь, стало фактором развития последующего русского литературного процесса. Памятник завершает период Киевской Руси, богатый духовной, культурной жизнью. Позади правление Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, впереди – всенарастающий вал феодальных усобиц. Время Ярослава – это эпоха утверждения христианства, роста древнерусского национального самосознания, могущества, величия Русской земли. Автор противопоставляет это время, с одной стороны, периоду язычества, с другой – начинающимся распрям, раздору в лице Олега Святославича:
Были въчи Трояни, минула лъта Ярославля, были плъци Олговы, Ольга Святъславличя. Тъй бо Олегъ мечемь крамолу коваше и стр'Ьлы по земле сЪяше.
Всёпроизведение наполнено восхвалением автором времен "первых князей" и сожалением об утрате могущества, единства Руси в современный ему период:
О, стонати Руской земли, помянувше пръвую годину, и пръвыхъ князей!
Рассуждая о событиях, происходящих в его эпоху, автор прекрасно понимает, что эгоцентризм княжеских интересов ("се мое, а то мое же") заключает в себе отступничество князей от христианских заповедей, самой сути православия, воплощенной во всепрощении и любви к людям. Специфика православного русского миропонимания, заключающегося в соединении национальных и вселенских мотивов, человеколюбие в глубоком смысле этого слова заставляют автора обратиться с призывом к объединению княжеских сил на основе любви к родине и, если взять шире, на основе любви к Богу. Эти чувства в сознании русского человека имеют единый исток. Автор осуждает князей Игоря и Всеволода устами князя Святослава за то, что в походе на половцев они руководствовались побуждением сыскать себе славу, а не интересами Руси и христианского вероисповедания. Поход князя Игоря не имеет Божьего благословения, (на что указывает и затмение, наблюдавшееся в момент выступления войск):
"О моя сыновча, Игорю и Всеволоде! Рано есма начала Половецкую землю мечи цвълити, а себъ славы искати Нъ нечестно одольсте, нечестно бо кровь поганную пролияте".
Поэт уверен в том, что князья хитростью и ловкостью отстаивая свои собственные интересы, порождают раздор, разлад на Русской земле, за что они ответят перед Богом:
Ни хытру, ни торазду, ни птицю горазду Суда Божия не минути.
Нестерпимы для автора страдания его любимой Русской земли, к которой он испытывает нежное, всепроникающее чувство. Это лирическое, интимное отношение, свойственное русскому православному христианину, проявляется в забвении себя ради родной земли, в чувстве личной вины, испытываемом поэтом при виде её страданий. Автор понимает что его дело и оружие – слово, он использует его, внося свой вклад в процесс единения. К этим сложным внутренним переживаниям прибавляется и негодование по отношению к тем самым князьям, которых он осуждает за крамолу, и жалость и любовь к ним. Для православного мировосприятия характерен плавный переход от осуждения к всепрощению. Это эмоциональное состояние ярко выражается в отношении автора прежде всего к князю Игорю. Все русское в сознании поэта имеет христианскую основу. Сами русичи для него "христиане", автор не разделяет эти понятия:
Здравы князи и дружина побарая за крестьяны на поганыя плъки!
Соответственно, облекаясь а национальную оболочку, идеалы христианства становятся идеалами человека Русской земли. Это не открытие автора, это то, что он в себя уже впитал, что откладывалось в национальном сознании, начиная с эпохи Владимира и крещения Руси. Некоторые исследователи, например Б.Рыбаков, отмечают остатки двоеверия в сознании поэта и преобладание языческих элементов поэтики. Элементы язычества, несомненно, в памятнике присутствуют, но несут прежде всего художественную функцию. Д.С.Лихачев верно подчеркивал: "Автор "Слова", конечно, христианин, старых же русских богов он упоминает только как поэтические символы, как художественные обращения (примерно как и XVIII в. постоянно пользовались в поэзии божествами античности)". Обращение к силам природы, своеобразное ее одухотворение, думается. также не является остатком язычества. Русскому человеку всегда (и в прошлом, и в настоящем) было свойственно особое, духовное, даже душевное восприятие природы, гармоничное, проистекающее из чувства проникновения души во все сферы живого, из ощущения растворимости человеческой сущности в каждом дереве, листке, травинке, из ощущения всепричастности человека к творению Бога. Неслучайно отшельники на Руси уединялись в лесных массивах не только для того, чтобы ужесточить условия своего существования, но и для того, чтобы почувствовать, "услышать" Бога. Говоря о "Слове" как о жемчужине древнерусской литературы, нужно всегда помнить о глубокой христианской, православной традиции, заложенной в нем, продолженной им и переданной им последующим поколениям русских авторов. СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА "СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ" И "ПЕСНИ О РОЛАНДЕ" "Слово о полку Игореве" и "Песнь о Роланде" – величайшие поэтические памятники русского и французского народов, давшие так много всей мировой культуре. Оба они представляют собой жанр героического эпоса. Гениальное произведение "Слово о полку Игореве" было создано в ХП в. Это время характеризуется оживлением междоусобной войны между князьями и нависшей над Русью половецкой опасностью. Создание "Песни о Роланде" приходится также на XII в. Франция переживает ту же раздробленность и вражду между феодалами, а также постоянные набеги внешних врагов. "Песнь о Роланде" дошла до нашего времени во многих отрывках и списках. Наиболее полным является Оксфордский список (1180 г.), в который вошли 3002 стиха, а в XIII и XIV вв. добавилось 60 песен. "Слово о полку Игореве" было создано вскоре после Игорева похода (1185 г.) – не позднее 1187 г. Оно написано под свежим впечатлением, полно еще не притупившегося, горя. Автор "Песни о Роланде" не был очевидцем описываемых событий. "Песнь" была создана тремя столетиями позднее. Действительность предстала в более приукрашенном виде. Проблема авторства обоих памятников до сих пор не решена: был ли создателем один автор или эти произведения – результат коллективного творчества. Сильно влияние устного народного творчества на оба эпоса. "Слово" - произведение, народное по духу и содержанию. Это – страстный призыв автора к прекращению княжеских усобиц, к единению перед, страшной внешней опасностью. В центре внимания художника слова – образ Русской земли, ее прославление. Главное для него – ее процветание, спасение. Поэтому и тема "Слова" – Русская земля, ее оборона и отражение внешних врагов. И личная храбрость каждого воина, и общая доблесть войска – ничто в сравнении с миром и благополучием Русской земли. "Песнь о Роланде" – произведение, народное лишь по форме. Мысль, заключенная в нем, – прославление империи и Карла Великого. Общая тематика "Слова" и "Песни" совпадает: оборона страны, борьба с внешними врагами и с феодальной раздробленностью. Но в "Песни" примешивается и религиозный аспект – особая христианская миссия Франции. В обеих поэмах есть главные герои. Это Игорь и Роланд. Они оба индивидуалисты, и им свойственно безрассудство и переоценка собственных сил. Автор "Песни" восхваляет Роланда. Ведь он – образец вассальской верности и рыцарской доблести, и он проливает кровь во имя короля. Но создатель слова осуждает Игоря за эти качества, так как платой стала кровь земли Русской. В поэмах даны как положительные, так и отрицательные образы князей. Идеален образ Святослава Киевского, который упрекает Игоря в том, что он без сговора с ним отправился в поход. И в "Песни" есть подобный герой. Это – Оливье. Он не менее смел, чем Роланд, но к тому же разумен и благороден. Из хроник известно, что Оливье не принимал участия в битве в Ронсельванском ущелье (778 г.). Этот образ введен в эпос позднее, уже после правления Карла. Он явился воплощением мечты о мире в период феодальных распрей XII в. В "Слове" с большим осуждением рисуется фигура Олега Гориславича, при нем "сеялась и прорастала усобицами земля Русская". В "Песни" есть также образы изменников. Характерен яркий образ Ганелона. Он – выражение некоего злого мощного начала, враждебного всякому общему делу, олицетворение феодального эгоизма. Так по-разному отвечают русский и французский эпосы на сходные запросы эпохи. Один из них – народно-героический ("Слово о полку Игореве"). Автор прославляет Русь, верит в ее будущее процветание. Другой эпос – имперско-героический ("Песнь о Роланде"), созданный, правда, в народных традициях, был направлен на прославление не просто Франции как "милой" родины, а империи и выражает веру в ее будущее могущество.
|