Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КОНТИНУУМ ФОРМ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КУЛЬТУРЫ





Рассмотренные три формы распространения культуры — заимствования, диффузия и открытия — можно считать общими. Внутри них выделяются частные формы, представляющие собой конкретные культурные практики заимствования новшеств.

Все многообразие частных форм распространения культуры — от торго­вого обмена народов и туризма до колонизации и насильственной русифи­кации (американизации, европеизации) — можно расположить на некото­ром континууме (рис. 11). Полюса такого континуума представлены двумя противоположными формами распространения: стихийное (нецеленаправ­ленное) и организованное (целенаправленное) распространение.

Рис. 11 Континуум форм распространения культуры

Организованной формой является только такой способ, при котором в качестве основной цели сознательно выдвигается навязывание, перенесение или заимствование культурных образцов у другой страны, а также органи­зованная форма распространения культурных образцов господствующей культуры на все этносы и социальные группы населения внутри одной стра­ны. Борьба с неграмотностью, принявшая в 1920—1930-е гг. в СССР харак­тер массовой и хорошо спланированной правительством кампании, отно­сится к числу подобных способов распространения культуры. Сегодня Ми­нистерство культуры проводит единую политику в сфере государственных средств массовой информации и книгоиздания, осуществляет поддержку деятельности полиграфических предприятий, а также организаций и учреж­дений одноименного профиля.

В этом смысле миссионерство и шпионаж своей главной целью имеют, в одном случае — насаждение другим народам своей религии (христианства, ислама, буддизма), а в другом — заимствование культурных нововведений: чертежей ядерного оружия, промышленных секретов и т.п. Торговля меж­дустранами, хотя и является насквозь организованным процессом, относит­ся к стихийным формам потому, что культурный обмен выступает побочным эффектом, а на первом месте стоит купля и продажа товаров и прибыль (т.е. экономические цели — главные).

К организованным формам относятся экономическая помощь развитых стран слаборазвитым, так как она оказывается при условии, что в странах-реципиентах произойдут демократические преобразования и будут усвоены культурные ценности капитализма. Колонизация располагается посредине. Ее главная цель — добыча новой и дешевой рабочей силы в Африке, а вовсе не распространение западной культуры. Оно происходит позже — как по-

бочный эффект. Колонизация Азии, Африки и Латинской Америки corm"
вождалась не только введением новых технологий, но попытками замеццт'
старые ценности западной моралью и верованиями. Завоеватели считаю
свою культуру выше туземной. Когда СССР вторгся в Афганистан в 1980 /
изменился способ производства туземных племен, политическая структура'
стратификация. " " >

К стихийным формам следует относить лишь те способы распространецИя культурных артефактов, которые возникают сами собой, никем заранее нр планируются, не управляются, никак не организуются и ни оцениваются

Они возникают в точках массовых эт­нических контактов. Стихийные фор­мы растянуты во времени, а организо­ванные — сжаты, поскольку они пла­номерно внедряются правительством или местными властями. Когда Петр | выбрал стратегию европеизации (про­рубил «окно в Европу»), то в очень ко­роткое время, специальным указом, всему дворянству сбрили бороды. Но если нет вмешательства властей, то процесс стихийного распространения культуры затягивается на десятилетия и столетия. Время сокращается в том случае, если заимствуются более прогрессивные ценности, например, вос­точные страны перенимают западный образ жизни.

Организованное распространение нередко принимает форму насиль­ственного культурного внедрения. Оно осуществляется по-военному быст­ро, эффективно, но держится краткое время, часто вызывая народные воз­мущения. Достаточно вспомнить волнения в Корее в конце XIX в., связан­ные с попыткой насильственно изменить национальную прическу, а сопротивление старообрядцев религиозной реформе Никона в России про­должалось не одно столетие. Как правило, новые элементы полностью вы­тесняют старую культуру, при стихийных формах процесс идет медленно, но новшество приживается надолго. Часто новое синтезируется и органич­но уживается со старым. Процесс врастания в японскую культуру иннова­ций китайско-корейского происхождения занял целое тысячелетие, об их иностранном происхождении в конечном итоге забыли. Сегодня только филологи напоминают нам об иноязычном происхождении привычных рус­ских слов «халат», «арбуз», «революция» и др.

Наиболее яркий пример _ распространение европейской обуви на Вос­токе. Устройство интерьера национального дома корейцев и японцев (не­смотря на значительные Различия) на протяжении многих столетий выра­ботало у этих народов обычай разуваться и переобуваться, входя в помеще­ние. В результате в современном быту корейцев и японцев преобладает нешнурованная европейская обувь, широко распространены всевозможные приспособления для надевания обуви, используются туфли-слипперы не только в домашнем быту, но и на производстве, в транспорте. В Корее обы­чай переобуваться сохраняется даже при входе в жилое помещение, обстав­ленное европейской мебелью. Домашние туфли стали непременной деталью сервиса европейских отелей и в Корее, и в Японии. Кроме того, в Японии в

Б

самолетах и в железнодорожных вагонах в креслах устраивают специальные приспособления, которые предусматривают употребление их в одном поло­жении для опоры обутых ног, в других — для опоры разутых. Обычай корей­цев обязательно перед едой мыть руки или протирать их влажным полотен­цем привел к тому, что деталью костюма корейского рабочего или строите­ля, одетого по-европейски, стало заткнутое за пояс с правой стороны свернутое полотенце24.

После походов Александра Македонского усиливается увлечение греков религиозными празднествами. Особенно возросло значение празднеств с традиционными для греков спортивными и мусическими состязаниями. Такие празднества стали одной из форм распространения греческой куль­туры в землях, завоеванных Александром. Он первым использовал их в сво­ей политике слияния греческой и восточной культур25.

В древности люди не могли точно установить, кто из реальных людей является первооткрывателем или изобретателем культурного новшества, поэтому честь открытия нередко приписывалась вымышленным лицам. Основные персонажи древнекитайской мифологии — культурные герои — первопредки, представленные в древних памятниках как реальные прави­тели и сановники глубокой древности. Они выступают как создатели куль­турных благ и предметов: Фу-си изобрел рыболовные сети, Суйжэнь — огонь, Шэнь-нун положил начало земледелию, рытью первых колодцев, определил целебные свойства трав, организовал меновую торговлю; Хуан-ди изобрел средства передвижения — лодки и колесницы, а также предме­ты одежды из материи, начал устройство общественных дорог. С его име­нем связывают и начало счета годам (календарь), а иногда и письменности (по другой версии, ее создал четырехглазый Цан-цзе). Всем мифическим первопредкам обычно приписывалось изготовление различных глиняных сосудов, а также музыкальных инструментов, что считалось в древности чрезвычайно важным культурным деянием26.

Более архаичным способом их приобретения считается похищение или получение в виде дара чудесных предметов у их хозяев из иного мира. Ан­тичный миф о Прометее, похитившем огонь у богов и передавшим его лю­дям, — один из древнейших образцов организованной формы культурной инновации.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 801. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия