ЕВРОПЕИЗАЦИЯ
Культурная экспансия может носить не только негативный, но и позитивный оттенок. Так, например, европеизация российского общества, начатая Петром I и продолженная Екатериной II, положительно отразилась на 57 Николов С, Милев Р., Стаменов С. Болгария между Востоком и Западом (http://cjes.ru). 58 Павлич Б. Новый подход к процессу развития // Культуры — диалог народов мира. 1983. № 4. С. 63-77. историческом строе нашей страны и в конечном итоге вывела ее на передовые позиции культуры и науки. К началу XVIII в. в западноевропейских странах произошло осознание того, что на европейском континенте формируется своеобразная историческая, этническая и культурная общность — европейская цивилизация. Народы Германии, Франции, Англии, Голландии, Испании обнаружили свое глубокое родство в мышлении, психологии, укладе жизни. Страны Европы в XVII в. вступили в процесс «европеизации», т.е. формирования европейской цивилизации. Англичанин Ньютон и немец Лейбниц одновременно и независимо друг от друга изобретают дифференциальное и интегральное исчисление — совпадение неслучайное, подтверждающее существование европейской (а не только немецкой, английской и т.д.) науки и, больше того, единого стиля мысли, единой проблематики мысли. Рождался особый европейский тип экономики, государственности, европейский стиль философии, искусства, литературы, происходил процесс взаимных влияний и международных контактов — рождалась Европа59. В этот момент в процесс европеизации включается и Россия. Европеизация России означала, что закончился период самоизоляции страны, Россия вышла на контакт с соседними народами. В связи с этим России стали интересны европейские народы, их образ жизни, их языки, их культура. В Россию проникают немецкая мода, немецкая военная наука, немецкие и голландские технологии, английские экономические идеи, французская гастрономия и философия и т.д. С другой стороны, в европейскую культуру входят русские научные достижения, русские товары, русские понятия. Россия приобщается к Европе, обнаруживает в себе родство с европейской идеей. Как отмечает Г.Ю. Литвинцева60, активное проникновение западноевропейской культуры на Русь наблюдалось на протяжении всего XVII в. Тем не менее в петровскую эпоху изменяется направленность западноевропейского влияния, а новые идеи и ценности насильственно внедряются, насаждаются во все сферы жизнедеятельности русского дворянства — главного объекта преобразовательной политики Петра I. Такого рода ситуация во многом объяснялась государственными целями — Петру были необходимы достижения и опыт Европы для проведения, прежде всего, промышленной, административной, военной, финансовой реформ, для решения задач внешней политики. Успех этих реформ Петр связывал с формированием нового мировоззрения, перестройкой культуры и быта русского дворянства в соответствии с европейскими ценностями. Еще в XVII в. Немецкая слобода, так называемая «русская заграница», являлась местом, куда стекалось большое количество иностранных мастеров. В петровскую же эпоху можно говорить об огромном наплыве иностранцев, начиная от таких выдающихся, как Д. Трезини, Б. Растрелли с сыном, Ж. Леблон и заканчивая различного рода авантюристами, которые рассматривали Россию как место «отхожего» промысла. С помощью иностранцев, их опыта и знаний Петр стремился решить прежде всего экономические, технические, военные проблемы, но этим их сфера деятельности не исчерпы- ,ч Подковыркин П.Ф. История русской литературы XVIII века (http://ppf.asf.ni). 60 Литвинцева Г.Ю. «Европеизация» культуры русского дворянства в петровскую эпоху (www.orenburg.ru). валась, так как они оказывали влияние на просвещение, образование, искусство, светскую жизнь дворянского общества. Анализируя просветительскую роль иноземцев — пленных шведов, М. Богословский отмечал, что «очевидно на долю этих пленных шведов в первой четверти XVIII в. выпала такая же роль в русском обществе, какую в начале XIX в. пришлось повторить французским эмигрантам, оставшимся в России после кампании 1812 г. и сделавшимися гувернерами в помещичьих семействах и учителями в школах»61. С 1700 г. Петр I ввел в России принятое в европейских странах летоисчисление «от рождения Христова» вместо летоисчисления «от сотворения мира», принятого в древней Руси. Изменение календаря имело прямое отношение к «европеизации», так как российский календарь приводился в соответствие с западным. В 1702 г. в Москве начала работать «Комидиальная деревянная храмина» — первый постоянный театр, где подвизалась выписанная из Данцига труппа Куншта. В 1703 г. в Москве, а затем в Петербурге стала издаваться первая русская газета «Ведомости», которую редактировал сам Петр. С 1704 г. были установлены определенные правила градостроительства. В Москве, в Кремле и Китай-городе было разрешено строить только каменные дома. В Петербурге строились дома определенного образца. Введено было мощение улиц булыжником и уличное освещение. В 1708 г. Петр I ввел новый гражданский шрифт: вместо кириллицы и полуустава были введены близкий к современному так называемый гражданский шрифт и новая азбука. В 1719 г. открыта Кунсткамера, собрание которой послужило основой для создания других музеев. Указом от 28 января 1724 г. создавалась Академия наук. Повсеместно происходило изменение стиля и образа жизни русского дворянства, насильственно перекраиваемых по западным меркам: бояр заставляли стричь бороды, надевать парики и камзолы и танцевать на ассамблеях. Так Петр старался приобщить русское общество к просвещению европейских стран: «сперва повелел монарх платью сему быть венгерскому, но потом сие отменил, а указал носить мужескому полу верхнее саксонское и французское, а камзолы и нижнее платье немецкое, и женскому немецкое». Внешне русские дворяне уже ничем не отличались от своих западноевропейских собратьев. Одевались они в иноземное платье, пудрили свои парики, в их языке было много иностранных слов и оборотов речи. В своем обращении друг с другом дворяне руководствовались изданной по приказу Петра книгой «Приклады, како пишутся комплименты разные», в быту — книгой «Юности честное зерцало». Всюду, куда приезжал царь Петр, перенимая европейский опыт, он прежде всего знакомился с учеными, посещал академии, музеи, университеты, лаборатории, искал «раритеты», «монстры», «куриозите». В Амстердаме он 61 Литвинцева Г.Ю. «Европеизация» культуры русского дворянства в петровскую эпоху (www.orenburg.ru). подружился с бургомистром Витзеном, географом и этнографом, и связь между ними не прекращалась и в дальнейшем. Здесь же Петр посетил кабинет знаменитого анатома, изобретателя способа сохранения анатомических препаратов — доктора Райша и очень интересовался ег~о трудами. В Лейдене Петр осматривал университет и знакомился с его анатомическим театром В Дельфе Петр впервые заглянул в микроскоп, показанный емуЛевенгуком Заинтересовавшись ботаническими садами Амстердама, Петр завел собственную коллекцию. В Англии Петр посетил Королевское общество, Оксфордский университет, монетный двор, директором которого был великий математик Исаак Ньютон, Гринвичскую обсерваторию, где беседовал с известным математиком и астрономом Рэллеем. В 1711 г. Петр познакомился с Лейбницем, который еще за несколько лет до того составил по просьбе царя докладную записку о развитии наук и просвещения в России. Любя и ценя науку, Петр гордился избранием в 1717 г. членом Французской Академии Наук. Он знал истинную цену знаниям и был польщен подобной оценкой составленной им карты Каспийского моря. До сих пор в европейских городах, в том числе в Антверпене, можно встретить памятники, мемориальные доски и другие достопримечательности, связанные с Петром I. Пожалуй, он был единственным среди русских людей, кто оставил по себе такую громкую культурную память за рубежом. Хотя сам Петр I не особо интересовался вопросами культуры62, своими реформами он способствоват быстрому проникновению в Россию западных влияний и расцвету культуры. Каналом экспансии иноземных идей послужили не столько театр, живопись или поэзия, сколько техника и технология, прежде всего кораблестроения, передовые приемы которых царь изучал в Голландии. Одновременно происходило ослабление позиций Православной церкви, которая выступала ревнительницей старых традиций и защитницей консерватизма. Правление Екатерины II вошло в историю России как время бурного градостроительства, многих начинаний в области искусства, науки и техники. Екатерина переписывалась с Вольтером и другими французскими мыслителями, создавая себе в глазах европейской общественности образ мудрой правительницы, радеющей о народном благе. Императрица приглашает в Россию крупнейших европейских композиторов: Б. Галуппи, Дж. Паизиел-ло, Дж. Сарти, Д. Чимарозо и др. При ней вошло в моду исполнять кантаты (вокально-инструментальные произведения), заменившие исключительно вокальные петровские канты. В течение всего XVIII столетия русские писатели перенимали образцы европейской культуры, европейский литературный стиль. Вскоре екатерининская Россия стала полноправной участницей европейской системы государств. Только в начале XIX в., после 75-летнего ученичества у культурной Европы, в России сложился возвышенный язык светской литературы — основа возникновения современной литературной формы и оригинальной культурной продукции. Появление переводной литературы породило поток оригинальной русской литературы, новых жанров, новых сюжетов и героев. 62 Петр любил больше всего точные науки и технические отрасли знания, в том числе артиллерию, кораблестроение, фортификацию. Позднее Петр увлекся естественными науками, из которых его больше всего привлекли анатомия и лекарственная ботаника. Нового в литературе XVI11—XIX вв. стало так много, что традиционные черты, унаследованные ею от древнерусской литературы, оказались малозаметными, трудно различимыми. Глубокие перемены произошли в русском языке, причем перемены всеобъемлющие: от фонетики до синтаксиса; изменилась русская разговорная речь, письменная речь приблизилась по структуре к европейским языкам63. Благодаря европеизации в литературе к нам пришло античное искусство, наследницей которого всегда считала себя Европа. Петр I, в своей попытке перевести мышление русских дворян в европейскую мифологическую систему, стремился сделать для них привычной античную мифологию. Свой первый сад он «заселяет» выписанными из Италии мраморными фигурами античных богов, бюстами императоров и героев. В Летнем саду он также размещает скульптуры, которые иллюстрировали басни Эзопа. Как отмечает С.Н. Шубинский «император любил собирать здесь гуляющих и сам объяснял им смысл изображения басен». Огромную поддержку в реализации программы «европеизации» культуры русского дворянства Петр получал от иностранцев, проживающих в России. Процесс европеизации происходит и в XXI в. Термин «европеизация» отражает реальность европейских интеграционных процессов. Унификация учебного процесса в европейских странах привела к организации двухступенчатого образования в России — бакалавриат и МБА В сфере образования он предполагает унификацию образовательных систем в различных странах, сближение содержательного аспекта образования. В этой связи в российской высшей школе создалась многоуровневая система, включающая и магистратуру как один из этапов. Введение магистратуры в программу российских вузов означает, что наша страна не просто готова к вхождению в международную образовательную систему, но и явля- 63 Виноградов В. В. Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIXbb. Изд. 3-е. М., 1991. С. 64—65; См. также обстоятельную монографию: Живов В.М. Язык и культура в России XVIII века. М„ 1996. ется достойным партнером для серьезно зарекомендовавших себя заруье* ных учебных заведений. В настоящее время международное образователь ное сообщество осуществляет проект «Международный бакалавриат» (выходом на диплом, дающий право поступать в университеты любой стра ны). В связи с этими основными направлениями реформ называются г1Вр главные цели: а) способствовать приобретению новых знаний; б) добивать ся овладения тремя основными европейскими языками («Белая книга образования». Страсбург, 1995). Следствием международного экономического сотрудничества и социальной стабильности стала и единая образовательная политика в странах Западной Европы, направленная на формирование стандартизированной системы информации, согласование реформ общего и профессионального образования (Shennan M. Teaching about Europe London, 1991). От европеизации надо отличать близкое ему понятие европоцентризма. Европоцентризм — мировоззренческая установка, согласно которой Европа является центром мировой культуры и цивилизации. Возвеличение Запада прослеживается в европейском сознании на протяжении столетий. Крестовые походы и путешествия, великие географические открытия, захват новооткрытых земель, Великая французская революция, индустриальная революция, развитие капитализма и экономический прогресс способствовали формированию сознания и ощущения технического, политического и экономического лидерства Европы во всем мире. Согласно европоцентризму, Запад с его экономическим и культурным превосходством представляет безусловную ценность, противостоящую «неправильности» и «неразвитости» восточного мира, в котором усматривали воплощение патриархальной старины и отсталости. Восходящая к эпохе Просвещения вера в прогресс человеческих знаний укрепляла представление об однонаправленном движении истории. Прогресс мыслился европейскими философами и учеными как постепенное проникновение европейской цивилизации во все регионы мира.
|