Студопедия — ЭЛИТАРНОЕ И МАССОВОЕ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЭЛИТАРНОЕ И МАССОВОЕ






Массовая культура — порождение исключительно западной цивилиза­ции, которая была совершенно незнакома ни одной восточной цивилиза­ции, но которая активно проникает в нее, захватывает и перестраивает ее. И этот процесс получил название вестернизации. Западным феноменом массовая культура является потому, что только в Западной Европе и США возник в свое время классический капитализм, а на его вершине — уже в XX в. — массовое производство и массовое потребление.

Понятие массового потребления характери­зуется в работах западных философов и социо­логов как вид коммерческой культуры. И это неудивительно, ведь продукты данной культу­ры выступают в качестве предметов потребле­ния, способных при продаже приносить при­быль, если они учитывают вкусы и запросы массового потребителя. Реклама, ставшая обя­зательным атрибутом современного общества, является неотъемлемой частью массовой куль­туры. Как неотъемлемой частью массовой куль­туры стали нынешние понятия «раскрутка ар­тиста» и «брэнд» — торговое имя.

Элитарная культура лишена коммерческой жилки, она ориентирована на эксклюзивное потребление единичными и высокостатусными потребителями. Они самые богатые, и для мас­совой культуры — самые желательные покупа­тели. Но массовая культура производит серийную продукцию среднего ка­чества для массового покупателя, на котором и делает прибыль благодаря большим объемам. Но это вовсе не значит, что она не заглядывается на аген­тов элитарной культуры. Они для нее — эталон подражания, ориентир на будущее и желанный покупатель. Потребитель элитарной культуры аристо­кратичен и большой сноб. Он избирателен и любит приобретать то, чего нет у других. Но общая тенденция развития культуры такова: то, что сегодня считается недоступным массам, но высоко ценится экспертами, через 40— 50 лет становится желанным и понятным широким массам. Таким образом, элитарная культура выполняет функцию первопроходца, открывая для мас­совой культуры те тропы, по которым она вскоре пойдет. Элитарная куль­тура нужна массовой не только как художественный ориентир или культур­ный инноватор, но и как великолепный хронометр маркетинга. Ведь мате­риальное благосостояние среднего класса, во всяком случае в развитых странах, постоянно растет, а вместе с ними расширяются его возможности и растут культурные запросы. Коллекции художественных раритетов — кар­тин Пикассо или ювелирных произведений Фаберже, раньше украшавшие аристократические салоны, — вскоре будут предметом повседневного спроса среднего класса. Надоевшая уже сегодня потребителям из низшего класса попса через какое-то время исчезнет из репертуара массовой культуры вов­се. Ее должно что-то заменить. Исчезнет или уменьшится в процентной доле и низший класс с его примитивным художественным вкусом. Рост матери-

ального благосостояния населения в культурологическом смысле означает переход от элитарной культуры к массовой либо существенные сдвиги вто­рой в сторону первой.

Удачные находки, художественные приемы, идеи и ценности элитарно­го искусства через некоторое время теряют свой новаторский характер, пе­ренимаются и тиражируются массовой культурой, повышая ее качество, а тем самым подтягивая художественные вкусы массового потребителя. Так элитарная культура идет в авангарде художественного прогресса, выполняя важную функцию социального локомотива для основной части населения. Развитие культуры предполагает не только сохранение лучших образцов

прошлого, но и создание нового, т.е. новаторство. Создание нового стано­вится творчеством тогда, когда оно приобретает общественную значи­мость, получает признание других лю­дей. Признание не обязательно насту­пает при жизни творца. Бывает так, что произведения искусства или научные открытия не находят признания у со­временников. Нередко слава приходит через десятилетия или даже столетия — когда общество дозреет до этих идей и сделает их актуальными для себя. Не случайно говорят о том, что великий художник всегда опережает свое время.

Как бы то ни было, если творец создает произведение или делает откры­тие, несущее подлинную духовную ценность, то их время рано или поздно приходит, и последующие поколения воздают им должное. Творчество Ван Гога и Гогена, гениальных художников, непризнанных при жизни современ­никами, работы предтечи космических полетов человечества К. Циолков­ского — блестящее свидетельство тому. Человеческую культуру продвигают не те, кто тиражирует известное, а те, кто открывает неведомое. Вот почему элитарная культура, к которой принадлежат и Циолковский и Ван Гог, все­гда находится чуть или значительно впереди массовой культуры.

Элитарная культура более сложна по содержанию и трудна для восприя­тия неподготовленными людьми. К ней обычно относят кинофильмы Фел­лини и Тарковского, произведения Кафки, Воннегута, Томаса Манна, му­зыку Шнитке. Подобные произведения, которые входят в мировую сокро­вищницу и называются шедеврами искусства, рассчитаны на узкий круг знатоков и ценителей.

Тиражирование или репродуцирование не является творчеством, хотя и играет важную роль в распространении культуры. Картины Рубенса долгое время были уникальными не только по художественному качеству, но и по доступным для масс количеству экземпляров. Пока его полотна висят на стене, ими могут пользоваться многочисленные любители, поклонники, ценители, подражатели и ученики. В расцвете своей славы на Рубенса тру­дилась целая корпорация учеников, которыми он руководил, работу кото­рых корректировал, а в заключении ставил свое имя — самый мощный в Европе тех лет торговый брэнд. Как только полотна Рубенса стали доступ­ны с книжных прилавков, они превратились в часть массовой культуры. Дешевые репродукции мещане покупали для украшения своих комнат или

в подарок друзьям. Ценить и хвалить Рубенса стало традицией. Его произ­ведения и художественные новации перестали быть уникальным образцом, хотя и не перестали быть шедевром. Размноженные в миллионах экземпля­ров они стали западноевропейской художественной традицией, знать и счи­таться с которой было признаком хорошего вкуса, воспитанности и принад­лежности к «приличному обществу».

Традиции подразумевают, что наследовать и как наследовать. Под тради­циями понимаются элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в тече­ние длительного времени, на протяжении жизни многих поколений. Каж­дое поколение осуществляет отбор тех или иных традиций и в этом смысле выбирает не только будущее, но и прошлое.

Однако новое поколение не только пассивно потребляет уже созданное культурное богатство. Оно вносит свой вклад в копилку мировой культуры в зависимости от того, что было унаследовано им от культуры прошлого. Таким образом, традиции и творчество в развитии культуры органично вза­имосвязаны.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 527. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия