Студопедия — Массовая культура на Украине
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Массовая культура на Украине






Культура современной Украины конца XX в. впол­не «мозаична» (термин А. Моля) на каждом из ос­новных ее уровней (подсистем). На технологиче­ском уровне мы сохраняем земледельческие ори­ентации во всех сферах жизни. Готовность городского населения совместить «балконное земледелие» с «дачным производством», призы­вы возродить «казацкую республику», садить деревья-символы и создавать «рун-веру» из од­ного гнезда представлений. На соционормативном уровне возрожден нату­ральный обмен в виде бартера между предприя­тиями и в виде продуктовых подарков между друзьями и родственниками. «Культура бедно­сти» восстанавливается и усовершенствуется. Обмен рецептами дешевой пищи, натуральных лекарств и бытовых приспособлений становится неотъемлемой частью современного бытия тру­дящихся.

На символическом уровне культуры возрождают­ся старые земледельческие мифы и создаются новые рыночно-космические. Геометрически ра­стет количество различных и все более экзоти­ческих конфессий наряду с массовым «крестоно-шением». Технократическая научная фантастика уступает место мистической «фэнтези» со сред-


невековыми персонажами и проблемами. Мифо­логия и магия становятся властителями вообра­жения молодежи.

Вся эта «духовная» продукция издается или пред­лагается (переводится) на русском языке. Это есть некий городской фольклор периода индустриаль­ного и постиндустриального развития человече-

ства в момент кризиса первого и неясности перс­пектив второго. Для нашей страны именно русский язык есть наиболее полное воплощение индустри­альной культуры времени ее расцвета, а сейчас он фиксирует момент ее упадка. Но вербальные но­сители информации, ориентированные, главным образом, на левое полушарие мозга, отступают под натиском визуальных теле-видео-компъютер-ных организаторов сознания, ориентированных на правое, образное полушарие мозга.

Массовая культура выполняла и продолжает выпол­нять важную психотерапевтическую функцию, обеспечи­вая миллиарды людей зарядом положительных эмоций. В целом массовая культура жизнелюбива, она за редким исключением чурается по-настоящему неприятных или удручающих сюжетов, ее произведения завершаются обычно счастливым концом. Ее аудиторию составляет среднестатистический обыватель, не отягощенный фило­софскими рассуждениями и мало задумывающаяся над кардинальными, но и не утративший жизненного опти­мизма и в массе своей добросердечный.

Преобладающая ориентация на развлекательность и отсутствие глубоких философских идей делают массо­вую культуру доступной широким слоям населения. К удивлению, в руках современной демократической мысли оказалось самое эффективное орудие влияния на умы и сердца людей, оно довольно примитивно и вульгарно, но оно демократично. Таким орудие массовой пропаганды было и во времена античной демократии. Когда Сократ бродил по улицам Афин и беседовал с любопытными, вряд ли он общался с народными массами на непонятном языке философских абстракций. А все массовые действа антич­ных трагиков и авторов комедий, проходившие в переполненных амфите-

«Массовой культурой» обычно называют именно этот продукт духовного производства, достигший наиболее полного соответствия с конвейерной (тех­нологической) и рыночной (соционормативной) под­системами культуры США. Поэтому термины «мас-совизация» и «американизация» часто отождествля­ют европейские исследователи, стремящиеся защитить свою национальную самобытность. В Украине ситуация имеет иной вид. Здесь нацио­нальные идеологи ратуют за американизацию в политике, экономике, быту и слегка сопротивляют­ся американизации на языковом уровне. Итог до­вольно парадоксальный. Создается новый крими­нально-американизированный жаргон, в котором «разборки» уживаются с «импичментом», а «бес­предел» с «киллерами». Реальные же технологи­ческие и соционормативные подсистемы культуры не имеют ничего общего с «американским образом жизни», рекламируемым в качестве эталона «ци­вилизованности». Повсеместно наблюдается де­градация индустриальной цивилизации, замена промышленности ремеслом, машинного труда в сельском хозяйстве ручным, товарно-денежных отношений натуральным обменом. Лишь в сфере духовного производства на остатках электрифи­кации утверждается американская визуальная массовая культура, потеснив латиноамерикан­скую. Но это утверждение отнюдь не триумфаль­но. Зритель ищет отечественную тематику и тер-


минологию, узнаваемые пейзажи и родной юмор. Но украинские производители видеопродукции не отвечают на запрос потребителя. А русские теле­программы, особенно игровые, и видеопродукция успешно конкурируют с американской продукци­ей. Особенно показательны в этом отношении ви­деофильмы. Термин «русские» в киосках видео­кассет стал классификационным наряду с терми­нами «боевики», «мелодрамы» и т.п. Таким образом, и вербальная, и визуальная ду­ховная продукция, произведенная в России и в Украине на русском языке прочно удерживает по­зиции в составе массовой культуры Украины. Уже несколько десятков лет культурологи Евро­пы критикуют массовую культуру за примитивный уровень, рыночные ориентации, оболванивающий эффект. Оценки «китч», «примитив», «литература толкучки» типичны. Но в последние годы защит­ники элитарного искусства все чаще начали заме­чать, что элитарная литература не несет обще­ственно важной информации. А развлекательная продукция типа «Крестного отца» Марио Пьюзо оказывается довольно точным и глубоким анали­зом западного общества. И может быть, что успех такой литературы обусловлен именно ее познава­тельной, а не развлекательной стороной. Сокращено по источнику: Лобас В.Ф. Феномен русской культуры в составе массовой культуры Украины (www.niurr.gov.ua)

атрах, были понятны, просты и жизненно актуальны. Это сегодня язык ан­тичной комедии кажется возвышенно-прекрасным в силу непонятности или непривычности ее слога и стиля современному сверхмобильному россияни­ну или американцу. Но язык Аристофана в некоторых местах излишне от­кровенен и даже вульгарен. Даже так называемая «совковая литература» советского периода куда более сложна и по-своему возвышенна.

Великое произведение мировой литературы «Преступление и наказание» Ф. Достоевского тоже, по всей видимости, представляет шаг навстречу массо­вой культуре — долой от выспренного языка и «высокого штиля» классики XVIII в. Достоевский работает с журнальными хрониками, полицейскими

репортажами, с повседневным «трэ-шем», используя его почти в сыром виде с минимальной «художествен­ной» обработкой. Оказывается, что ис­пользование «низкого» материала бы­тового сознания способствует станов­лению новой литературной формы. И современная зарубежная литература сближается с простым нарративом, с бытовым «рассказыванием историй»29. Известны критические нападки Л. Толстого на высокую поэзию Шекспи­ра, его стремление к опрощению языка, сюжетов и мотивации поступков в литературе.

Отечественные фильмы, формально принадлежащие к жанру массовой культуры и ориентированные не на узкий круг интеллектуалов, а на миллио­ны простых людей, такие как «Любовь и голуби», «Служебный роман», «Москва слезам не верит» или «Гараж», по содержательным критериям мас­сового искусства — примитивизму, вульгарности, стандартизации средств выражения, как раз к ней не относятся. По своим художественным досто­инствам и той правде, с какой выражаются реальные отношения людей, гу­манистические ценности и глубина философских обобщений, они принад­лежат к шедеврам высокого искусства.

Появление массовой культуры в XX в., возможно, будет оценено крити­ками грядущих эпох как величайшая культурная революция в истории че­ловечества. Античность греков и римлян не знала зажатости и аскетизма в изложении, показе или рассказе о тех темах, которые в действительности интересовали массы людей, не тех, что им придумывали философы под име­нем вечных проблем человеческого бытия или высокой духовности, а самые насущные и повседневные: с кем можно и с кем нельзя заниматься сексом, с какого возраста это можно делать, откуда берутся дети, почему я не могу убить своего отца, который жестоко издевается над моей матерью, и мно­жество других.

Затем наступили «темные века» средневековья, когда христианская цер­ковь, надо сказать, порядком уставшая от грехов и похоти своей паствы, решила призвать ее к порядку, одуматься, стать на путь истинный — разу­меется, истину, какой она сама ее понимала. В течение тысячелетия — с V по XV в. — европейцы проходили тяжелую школу религиозной аскезы, сми-

29 Иванов А. В защиту спецэффектов (www.guelman.ru).

рения плоти, укрощения чувственности. Она уже была почти укрощена, но художники итальянского Возрождения вновь, как и во времена античности, вызволили ее из подполья. Правда, придали ей изящную форму и уточнен­ный вид. Но от этого она стала еще более привлекательной и соблазнитель­ной. Картины Веронезе и Рафаэля — это победа античности, свершившая­ся через два тысячелетия.

Однако праздник плоти длился недолго. Последовала эпоха Реформации, Контрреформации, Просвещения и Нового времени, когда народные мас­сы призывали одуматься, увлечься науками и образованием, но не предавать­ся беспутству и тайным страстям. И лишь в начале XX столетия модерни­сты и авангардисты — от футуристов, дадаистов до сюрреалистов и какафо-нистов — вызволили абсурдное под­сознательное человека из подполья, показав, что самые обычные вещи — стул, чайник или меховое манто, — бу­дучи деформированы, препарированы или еще как-либо искажены, могут стать объектом высокого искусства. Близилась эра массовой культуры, приход которой подстегнули две ми­ровые войны, унесшие жизни 50 млн человек и разрушившие всю прежнюю инфраструктуру европейского искусства. Возможно, ее приход затянулся бы до сего дня, если бы местом своего рождения она выбрала разоренную вой­нами Европу. Но массовая культура родилась в сытой и благополучной Аме­рике. Лишь одна страна тогда осмелилась продемонстрировать человечеству его «светлое будущее» — мирное, богатое и развлекающееся.

Появление массовой культуры можно приравнять ко второму приходу Ренессанса — пусть в иных формах, с иными красками и звуками. Но глав­ное — освобождение запрятанного в глубины подсознания мира чувствен­ности — состоялось. Конечно, далеко не в самых приглядных тонах прохо­дит сегодня парад эмоций, сексуальности, интима. Вседозволенность и раз-решенность стали главными принципами философии массовой культуры. Молодежный авангард 1950—1960-х гг. — движение битников и хиппи — явился первым контркультурным вызовом традиционной морали и провоз­вестником массовой культуры. Проповедников контркультуры во всех стра­нах отличали шокирующая манера мышления и общения, культ спонтанно­го, неконтролируемого разумом поведения, склонность к массовым тусов­кам и даже оргиям, нередко с применением наркотиков («наркотическая культура»), организация разного рода молодежных «коммун» и «коллектив­ных семей» с открытыми, «беспорядочно-упорядоченными» интимными связями, интерес к оккультизму и религиозной мистике Востока, помножен­ным на «сексуально-революционную» «мистику тела» и многое другое. Соб­ственность, семья, нация, этика труда, личная ответственность и другие традиционные ценности, воспитанные за тысячу лет христианством, были провозглашены ненужным предрассудком.

Внешний вид «детей цветов» — грязные, оборванные, обалдевшие от наркотиков, пропагандируемые ценности и идеалы, равно как и вызываю­щие формы их поведения, в том числе свобода любви и секса, возможно, и породили в обществе негативное мнение о молодежной массовой культуре.

Но какого ребенка еще может родить мать, если ей запрещали это делать несколько тысяч лет? Да и окружающие были не подготовлены к встрече с младенцем. За 50 лет нельзя сформировать новую культуру в совершенных формах. Вспомним, что высокая культура выращивалась человечеством многие тысячелетия — начиная с первых наскальных бизонов. Народной культуре, возникшей, кстати сказать, на той же самой мифологическо-ма-гической почве, не меньше лет. Ныне это солидные дамы, с усмешкой встре­чающие неловкие шаги младенца.

Надо только помнить, что хиппи и молодежные революции 1968 г. пере­вернули политический и культурный мейнстрим в западном полушарии.

Хиппи стали первым поколением аме­риканской молодежи, ценностные ориентации которого лежали далеко от бизнеса, денег, карьеры и делового ус­пеха. Движение хиппи потрясло и пе­ревернуло весь мир. Десятки тысяч молодых людей в Старом и Новом све­те одновременно демонстративно по­рвали с укладом жизни своих родите­лей. Все это получило общее название рок-культура. Ее стержнем послужил социальный протест, принимавший самые разные формы и направления и выражавший себя в недовольстве сво­ими родителями, правительством, влас­тями, законами, политической систе­мой. Впервые в истории молодежная музыка перестала быть по преимуще­ству развлекательным жанром и взяла на себя несвойственную ей функцию социального протеста.

Стремление молодежного авангарда адекватно выразить на музыкальном языке не только свои эмоции и настроения, но гораздо более богатую палит­ру своих чувств, идей и даже теорий привели к концептуальному усложне­нию музыкальных форм. Начиналась совершенно новая культурная эпоха — постмодернизм, когда ценится многообразие культурных форм и политиче­ских ориентации, уважается чужое мнение, главным признаются веротер­пимость и плюрализм, высоко ценится самоирония и сарказм, ирония и лю­бознательность.

В Советском Союзе термин «массовая культура» в 1960—1980-е гг. зву­чал как обвинение или приговор писателя в буржуазности, разрыве с идей­ными основами социалистического реализма и марксистско-ленинской философии. Советскому человеку, по мнению чиновников от культуры, должны быть чужды принципы массовой культуры — продукта тлетворного загнивания Запада. Для них она всегда была чем-то постыдно-второстепен­ным. Этот термин использовался для идеологического шельмования В. Высоцкого, группы «Машина времени», певицы А. Пугачевой. Но про­стые граждане тянулись к массовому чтиву. Для них массовая культура но­сила печать какого-то протеста официозу, некий ореол андерграундности, нонконформизма.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 492. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия