Гносеология и трансцендентность
Гносеология (от греч. gnosis — познание и...логия) описывает способ приобретения новых знаний, т.е. метод и созданную на основе этого метода теорию, которую называют еще теорией познания. Она выступает разделом философии, изучает закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности. Так понимаемая гносеология обладает уникальным качеством — быть рациональной, т.е. открытой, понятной человеческому рассудку и логике. Однако это преимущество тут же оборачивается недостатком, как только мы обращаемся к миру нерационального и иррационального, того, что стоит по ту сторону рассудочной (склонной все упрощать и схематизировать) логики. Уже мифологическое и народное знание превышает пределы такой логики. А если речь идет о более сложной сфере духовного, а именно религии, то рациональная логика — фундамент современной техники и науки — вовсе пасует. Гносеология имеет дело со знанием. Но знания включают не только представления и понятия, но также ощущения. Стало быть, они не помешаются в область рационального, а занимают также область нерационального и иррационального. В пределах нерационального разместились народные знания. Что достается тогда религии — сфера иррационального? Но уже обосновались сновидения, которые никакого отношения к религии не имеют. Стало быть, существует еще одна область, не учтенная нами и занимаемая религиозным знанием. Ее называют областью трансцендентного. Трансцендентное (от лат. transeo, transcendere — переступать) означает нечто вышедшее за пределы человеческого сознания и «мира явлений», а потому недоступное теоретическому познанию. Трансцендентное символизирует нечто запредельное по отношению к миру в целом. В философии это характеристика абсолюта, превосходящего всякое бытие, а в теологии — синоним потусторонности Бога. В философии Канта — выходящее за пределы возможного опыта (например, идея Бога, души, бессмертия). Если рациональный мир рассудка, логики и науки, пользуясь мифологической терминологией, уподобить срединному миру, то иррациональное и нерациональное топографически займут место нижнее, или подземного царства. Там обитают сновидения, вечно пугающие нас непонятными намеками на земное, рядом примостилось подсознательное и неосознанное (желания, страсти, инстинкты, рефлексы), пугающие нас своей неконтролируемостью. Религиозное знание располагается там, где находится верхнее, или небесное царство. Рис. 22. Структура трех миров и место в ней трансцендентного Нам многое проясняет рис. 22, несмотря на всю свою условность и односторонность (а как еще выразить схематически бесконечно сложный и вариативный мир религии!?). Во-первых, нижний мир — это антагонист верхнего, там — сосредоточение всего плотского и греховного. Верхний мир — сосредоточение всего идеального, высшего, лучшего. Христианство призывает нас, жителей срединного мира, бороться со своими страстями и грехами. Только мы способны сделать такое. Бог, находящийся в царстве трансцендентного, не может проделать за нас подобную работу, поскольку напрямую верхний мир не контактирует с нижним. Между ними лежит граница. Это мы с вами — ее пограничники. Однако для того чтобы дотянуться до божественного, надо предпринять над собой огромное усилие, и не кратковременное. Надо постоянно работать над своей душой — через веру в Бога, смирение, покаяние, усмирение гордыни и т.п. Пост — одна из многих практик усмирения плотского начала в себе и возвышения к небесному. Только полная вера в Бога спасет душу и только она — основа христианской гносеологии, т.е. познания его сущности. Религиозная вера не может быть нерациональной или иррациональной, ибо эти обе категории располагаются совсем в ином измерении. Поэтому трудно согласиться со знаменитой формулой Тертулиана: «Верю ибо абсурдно». Абсурдность — тоже из мира нерационального. Я верю потому, что не могу не верить. Как поэт не может не писать стихи. Не может потому, что просит душа. Душа должна просить веры в Бога. В списке потребностей, учтенных известной теорией потребностей А. Маслоу (физиологические, экзистенциальные, социальные, эгоистические и самореализации), потребность души верить в Бога не учтена. И не случайно. Социальный психолог разумел срединный и нижний миры. Вера в Бога как потребность души — только начало или половина пути. Какие бы усилия ты не предпринимал, но Таким образом, христианская гносеология подразумевает двустороннее движение знаний, которое никак не умещается в схематичные конструкции науки и философии — порождений срединного мира.
|