ПРОИСХОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ИЗ РЕЛИГИИ
Религия и культура — это не две разные, хотя и родственные, сферы общества, а причина и следствие. Культура произошла от религии, но не наоборот. В первобытные времена, когда еще только появилась наскальная живопись, люди изображали животных не для эстетических целей — чтобы полюбоваться совершенством формы и красотой стиля, — а ради магических действий. Ни о каком искусстве речи не шло. Так продолжалось многие тысячелетия. Прнд:.ку:ы. сыи.1'''1?рьсгвую1цие о характере верований. представлении с. душе и ее превращениях Только с появлением древневосточных империй и первых государств форма отделилась от содержания. Появились культовые постройки, которые представляли эстетическую ценность прежде всего. Когда актер изображает молитву на театральной сцене, он на самом деле думает не о Боге, а о том, какую позу принять, как наиболее ярко или красиво изобразить религиозное действо. Напротив, верующий в храме, совершая молитву, ни о какой красоте не думает. Ему все равно, как он выглядит со стороны, красиво или правильно ли он встал. Для него главное — содержание молитвы — просьба, обращенная к Богу. Таким образом, культура — вторичный продукт религиозной деятельности, ее отчужденная форма. Искусство интересовали действие и форма сами по себе. Точно так же Г. Зиммель учил нас о том, что социологию интересует прежде всего форма социального действия сама по себе — независимо от его содержания. Предмет социологии — чистые формы социации (sociation). Социологический метод вычленяет, считает Зиммель, что «из явлений момент социации... как грамматика отделяет чистые формы языка от соединения, в котором живы эти формы. Чистая форма есть попросту отношение между индивидами, рассматриваемое отдельно от тех объектов, которые выступают предметом их желаний. Подобно тому, как геометрия располагает и измеряет любые отношения в пространстве, социология изучает форму и траек- тории социальных отношений, их рисунок безотносительно к эпохе, конкретному обществу, социальным группам и самим носителям. Это и позволяет отделить форму от содержания, выделить абстрактное общество как результат взаимодействия индивидов в противоположность реальному обществу, созданному живыми людьми во всем их многообразии и целостности интеллекта и чувств». Культура и искусство — игровые формы религии, так сказать эстетическая репрезентация религиозных действий и чувств на сценической площадке, художественном полотне или материале для скульптуры. Жертвоприношение на сцене и жертвоприношение в храме или на капище — две большие разницы. Второе действо относится к сфере серьезного и реального, первое — к сфере игрового и символического. Символическое действо — это всегда процесс замещения, в котором содержание выпарилось, но осталась форма. И с ней можно совершать любые сценические превращения: подчеркивать, выпячивать, оставлять главное или купировать. С подлинным ритуалом ничего подобного совершать нельзя — устоявшиеся веками правила его проведения никто из людей менять не имеет права. Таким образом, режиссер в искусстве подобен ученому-экспериментатору в науке — оба манипулируют формами явления. Жрец совершает убийство на самом деле, актер изображает его «понарошку». У первого цель — умилостивить богов, у второго — вызвать эстетическое сопереживание зрителя. При этом зритель должен любоваться красотой игры актера, а верующий — надеяться на реальный исход действий жреца, шамана или священника: спасение души, вызывание дождя, излечение больного. В этом смысле театр — символический институт жертвоприношения. В реальном жертвоприношении есть тайна и страх, в театральном — красота и катарсис (очищение чувств, превращение низменных переживаний в возвышенные). Игровая форма предполагает соучастие зрителя на основе сходства переживаний. Изображая религиозный экстаз, артист стремится вызвать похожие чувства у зрителя и тем самым настроить его на возвышенный лад. Приобщение к возвышенному искусству формирует еще и функцию социализации — воспитание зрителя в нужном направлении. Но опять же разговор идет пока лишь о чувствах и переживаниях. Следующий, третий, этап связан с разложением и анализом культурной формы на составляющие элементы, анализом и самого религиозного действия, его объекта, сущности и происхождения. Появляются методы познания и наука. Античная философия строилась на религиозном фундаменте, когда философы отвлеклись от содержания и в качестве объекта анализа взяли религиозную форму, например поклонение божеству. На этом этапе отчуждения в ход идут не чувства, а разум и рассудок. Таковы три этапа восхождения человечества от религии к искусству (культуре) и науке. Две последние ступени представляют собой результат действия отчуждения, т.е. отделения формы от содержания и последующие манипуляции с ней — репрезентацию (искусство) в одном случае и анализ (наука) в другом. Отчуждение, или отделение, формы от содержания — универсальный элемент человеческой деятельности, который мы можем наблюдать и в традиционном, и в индустриальном, и в постиндустриальном обществе. Рождение абстракционизма в начале XX в. — поздний пример отчуждения формы от содержания. Абстракционизм в музыке появился после того, как композиторы отклонились от тематической музыки Чайковского и начали экспериментировать с чистыми звуками. Абстракционизм Кандинского и Малевича также появился после того, как художники ушли от тематической живописи передвижников и начали экспериментировать с чистой формой и цветом.
|