АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ
В СССР авторская песня зарождалась в туристской и студенческой среде. Выпускники вузов одной союзной республики распределялись на работу в другие республики. Основной сферой бытования авторской песни был 116 Ферапонтов И.Е. Туристский быт и фольклор: Опыт системного анализа (http://ivgi.rsuh.ru). 117 Пушкарева О.В. О специфике и многообразии фольклора туристов (http://ivgi.rsuh.ru). 118 См.: Шостак Г.В. Массовые музыкальные жанры XX века в системе музыкально-эстетического 119 Пушкарева О.В. О специфике и многообразии фольклора туристов (http://ivgi.rsuh.ru). пригородный туризм. Его черта — неформальный и неподцензурный характер межличностных контактов. Сформировалась туристско-«домашняя» среда как зимний вариант пения у костра120. Культура общения в клубах авторской песни вырабатывалась под большим влиянием традиций туристской и альпинистской среды. Авторской песне полагается звучать в замкнутом пространстве — на кухне, в камерном зале, подъезде, подворотне, вагоне поезда, возле костра. По выражению Александра Галича, авторская песня часто является историей чьей-то жизни, рассказанной песенным монологом. Она очень чутка к бытовой интонации современников. Мелодии извлекаются из хождений по улицам, из поездок в метро и в автобусе. Это почти разговорная интонация, и она у всех «на слуху». Как рассказывает Михаил Анчаров, сначала пишется стихотворение, в котором он выражает сокровенные мысли о мире, людях и себе. Затем он эти стихи начинает скандировать. Получается напев, органически вытекающий из интонации текста. Музыкальное воплощение такой песни очень часто оказывается скупым, но оно неотделимо от слов и работает на подчеркивание смысла слов. Плохо, когда человек приписывает себе чувства, которых не испытывает, а берет напрокат. Отсюда либо жеманство, либо преувеличения, либо риторика. Из огромного числа авторских песен лишь лучшие становятся достоянием широкого круга исполнителей и попадают в «золотой фонд», становясь традиционными, по крайней мере, для двух-трех поколений туристов. Авторская песня — самодеятельное песенное творчество, зародившееся в СССР в конце 1950-х, предполагающее, что один и тот же человек сочиняет слова и музыку, а также исполняет собственные произведения в кругу друзей и знакомых, не получая материального вознаграждения. Сегодня на пространстве бывшего СССР действуют десятки, а может быть и сотни школ, в которых талантливые педагоги обучают детей и молодежь основам гитарного аккомпанемента на основе особенного песенного жанра — авторской песни. Когда-то полулегальный жанр ныне получил всеобщее признание. Проходят большие и маленькие фестивали, издаются диски и книги, антологии и даже учебники — для факультативов по литературе в средней школе. В авторской песне можно отметить много течений, направлений, традиций. В 1960-е гг. в нашей стране возникает новое направление неформального молодежного движения, названного КСП (клубы самодеятельной песни). Оно олицетворяло собой идеологию романтизма, которая, во-первых, включала в себя критику монетаристского, подчиненного принципам рациональности устройства капиталистического общества и сопутствующего ему буржуазного стиля жизни, ограниченного ценностями мещанского, потре- См.: Шостак Г.В. Массовые музыкальные жанры XX века в системе музыкально-эстетического воспитания: Учеб.-методич. пособие. Брест, 2002. бительского мировоззрения, и, во-вторых, ориентировалась на поиск новых идеалов общественного устройства и гармонично развитой личности121. Отсюда пошел культ дороги, туристского маршрута и нового «культурного протестанта» — советского барда. Бард, как новый «культурный герой» — романтик, не мещанин, это другой образ мира. Во второй половине 1950-х — начале 1960-х гг. становятся известными такие самодеятельные авторы и исполнители: Александр Городницкий, Борис Полоскин, Валентин Вихорев, Валентин Глазанов, Владимир Лосев, Валерий Сачковский, Евгений Клячкин, Леонид Нахамкин, Арон Крупп, Вячеслав Цветков, Александр Генкин, Владимир Москвин, Виталий Сейнов. Почти все они были заядлыми туристами, пели свои песни у костров, их первыми слушателями были друзья по туристским группам и геологическим партиям. Когда круг любителей туристских песен вырос, стали собираться на квартирах и в студенческих общежитиях. Позже все переместились в молодежные кафе, которые строились почти во всех городах. Концерты нередко заканчивались дискуссиями. В конце 1950-х гг. центром авторской или, как называли ее сами создатели, самодеятельной песни стал Московский государственный педагогический институт, в котором одновременно учились и писали свои песни-стихи Юлий Ким, Владимир Чернов, Юрий Визбор. Лирический герой их произведений — романтик, мечтатель, бродяга с рюкзаком и гитарой, будь то геолог, турист или строитель новых городов, презирающий мещанский уют. Его мир — это горы, тайга, нехоженые тропы. Иногда к исполнителям авторской песни причисляют Б. Окуджаву, В. Высоцкого и А. Галича, однако их творчество выходит за рамки туристского фольклора. За прошедшие десятилетия жанр авторской песни приобрел невиданную популярность. На ежегодный фестиваль им. Валерия Грушина собирается более 100 тыс. человек со всей России и стран ближнего зарубежья. В каждом крупном городе России есть свои клубы авторской песни, которые проводят вечера и слеты, сохраняя традиции жанра. Фестивальная история авторской песни насчитывает уже более 30 лет. Разные по масштабам, содержанию, составу участников эти фестивали дали возможность многим и многим любителям авторской песни встретиться друг с другом, открыть для себя новые имена и песни, найти единомышленников. Новосибирский фестиваль 1967 г., Московские фестивали самодеятельной песни, Куйбышевские фестивали памяти Валерия Грушина стали вехами в истории жанра, удивительным образом сочетающего многочисленность аудитории поклонников и далеко не средний уровень художественного и особенно поэтического содержания лучших своих образцов. В 1973 г. состоялся первый Ильменский фестиваль авторской песни. Тогда он назывался конкурсом исполнителей туристской песни и собрал 600 человек из семи 121 Чернова Ж. Романтик нашего времени: с песней по жизни // О муже(М)ственности: сб. статей. М, 2002. С. 454. городов. В некоторые годы число участников и зрителей фестиваля доходило до 15 тыс. человек. С 1986 г. началась история Всесоюзных фестивалей авторской песни, в основу которых были положены конкурсы авторов и исполнителей самодеятельной песни. Эти фестивали, которым предшествовали отборочные конкурсы в регионах, явились естественным результатом развития движения Клубов самодеятельной песни, охватившего практически всю страну. Они выявили новых талантливых представителей жанра, дали толчок его дальнейшему развитию. К сожалению, история этих фестивалей оказалась короткой. Было проведено лишь три Всесоюзных фестиваля (Саратов, Таллинн, Киев). А после распада Советского Союза они прекратились. Грушинский фестиваль авторской песни — наиболее известный из всех подобных затей Самым крупным событием в истории авторской песни стал Грушинский фестиваль. Его идея возникла в 1967 г. после того, как на реке Уде трагически погиб студент куйбышевского авиационного института Валерий Грушин, спасая тонущих детей начальника станции, на которой он с друзьями остановились на ночевку во время одного туристского похода. В 1968 г. друзья Валерия (500—600 человек) собрались в центре Жигулевских гор, в Каменной Чаше. Эта встреча и стала потом называться I Грушинский фестиваль, положив начало традиции. Следующие фестивали было решено проводить на Мастрю-ковских озерах. Там прошли фестивали со II по VI, а с VII по XII — на Федоровских лугах. В период с 1980 по 1985 г. включительно фестиваль был отменен, но в 1986 г. проведение его возобновилось. XIII фестиваль проводился в честь 400-летия города Куйбышева (ныне г. Самара) вновь на Мастрюковских озерах. Там же проводятся фестивали до сих пор. Сначала фестиваль проводился как туристический слет, где собирались любители турпоходов. Скоро их стало десятки тысяч. Фестиваль превратился в массовую символическую акцию приобщения к высшим идеалам. Формируются культурные образцы, символические коды: знаки, ритуалы, традиции. «Груша» становится не только феноменом туристической культуры, но и каналом производства нового образа мира, механизмом трансляции и ретрансляции ценностей неформального движения КСП-шников через песни, где определяющим является текст, а не музыка122. Основной конкурс песни проводится как концерт на эстраде — огромной плавающей «гитаре». Сидящим далеко позволяет увидеть происходящее телепроектор, экраном которого становится парус баркаса, причаленного к «гитаре». Помимо основной эстрады — горы, существуют «повседневные» эстрады. Вместо зрительного зала — гора, на которой надо вырыть себе ямку — сиденье. Постепенно гигантский фес тиваль начинает приобретать формы культурного шоу: слушатели приветствуют своих любимцев, скандируя их имена, размахивая фонариками и флагами и пуская ракеты и фальшфейеры. Из-за шума камерную лирическую песню услышать невозможно, зато горячо приветствуются песни-хохмы и особенно те, что требуют подпева или прихлопа. Возникнув из среды студентов, инженеров и учителей, которые в свободное время были туристами, альпинистами и несли дух свободы, Грушинский фестиваль был символичным миром-страной этих социальных слоев. Зарождаясь как туристический слет, продолжая существование как массовая акция, фестиваль нес идею общности вне зависимости от статусной позиции. Тем не менее основными участниками были «нереализованные романтики», т.е. студенческая, «интеллигентная» молодежь. Возрастные границы — самые широкие. Образ КСП-шника — это образ туриста, отсюда невербальные коды внешнего вида — рюкзак, палатка, спальник, довольно «немытый» вид, гитара, котелок, привязанный к рюкзаку123. На «Грушу» многие добираются автостопом, или сплавляются на байдарках, или планируют пеший поход. К сожалению, коммерциализация и сопутствующие массовой культуре негативные процессы затронули ныне и знаменитый Грушинский фестиваль. Сюда перестали приезжать очень многие именитые барды, зато стало очень много случайной публики, позарившейся на популярный культурный брэнд «Груша». Зачастили на фестиваль и политики всех мастей — прежде всего для того, чтобы поднять собственный имидж в глазах избирателей. Комфортабельное размещение на фестивале — теплоходы, турбазы и совершенно фантастический проект домиков-бунгало на Поляне — разрушило еще одно представление о Грушинском, как о месте всеобщего равенства и братства. Он превращается в место встречи «золотой молодежи» и тех, кто причисляет себя к ней. Увеличивающееся год от года число участников похоронило представление о фестивале как о неком альтернативном действе. Эксперименты организаторов с привлечением на фестиваль представителей самых разных жанров привели к исчезновению или сведению к минимуму главного — авторской песни: Доброштан О.А. «Груша»: фестиваль или повод потусоваться? (http://bulletin.region.ulsu.ru). Там же. «Что греха таить, Грушинский фестиваль уже давно превратился в самый настоящий брэнд, а если говорить проще, то в некий "виртуальный" товар, который дважды в год, летом и зимой, предлагают всем желающим гражданам России, сопредельных государств, равно как и всему остальному миру. И это отнюдь не из-за увеличивающейся год от года Торговой поляны, на которой сейчас уже можно "затовариться" не хуже, чем в московском супермаркете. Совсем нет. Товар, продукт, услуга в том смысле, в каком употребляем эти слова мы все, становясь homo economicus, по крайней мере, пять раз в неделю, когда уходим на работу, погружаясь в мир товарно-денежных отношений. 100... 150... 300 тыс. участников. Подобный рост "потребителей" продукта под названием Грушинский способен заставить завидовать любого бизнесмена. Активный рост "клиентской базы" по масштабам сравним разве что с сотовыми операторами»124. В 2001 г. в районе проведения Грушинского фестиваля, по официальным данным, побывало 100 тыс. человек. Правоохранительные органы дают вдвое большую цифру — 200 тыс. — рекорд за три с лишним десятка лет проведения фестиваля125. Конечно, пребывание такого количества людей на достаточно ограниченном пространстве бесследно не проходит, но гораздо больший урон приносят «дикие» туристы, эксплуатирующие эти места в течение всего года. Они катаются на досках по песчаной горе, стаскивая вниз огромные массы песка. Гора практически разрушается. Многие приезжают на машинах, разводят костры — все это губит травяной покров. От гостей фестиваля урон тоже немалый. На склоне горы выкапываются своеобразные террасы, чтобы сидеть во время концерта, разводятся костры, а ночью каждый кустик служит общественным туалетом126. Авторская песня — это целый пласт нашей национальной культуры, из зарубежных аналогов можно отметить искусство «фолк» в США и «шансон» во Франции. Авторская песня зародилась в 1960-е гг. и до сих пор почти не утратила своих гуманистических традиций. Это не развлекательный жанр, а городской фольклор российской интеллигенции. * * * Историческими предшественниками современных исполнителей авторской песни выступают: АКЫНЫ — поэты-импровизаторы, исполнители своих и народных произведений эпического и лирического характера у тюркских народов. АШУГИ (от араб, и тюрк, ашик — влюбленный) — народные поэты, певцы у народов Кавказа, Средней Азии, Турции, Ирана, Балканского полуострова, исполняющие эпические сказания, свои и народные песни в сопровождении струнных инструментов: саза, тара или кеманчи. АЭДЫ (от греч. aoidos — певец) — в начальный период древнегреческой литературы (VIII—VII вв. до н.э., так называемая гомеровская эпоха) певцы, сочинявшие и исполнявшие эпические песни под аккомпанемент струнного инструмента (лиры). Котельников А. Грушинский брэнд (www.samarabard.ru). 125 Утренняя газета. 28 августа 2001. Вып. 221 (543). 126 Там же. БАРДЫ — 1) народные певцы древних кельтских племен. Впоследствии стали профессиональными поэтами — бродячими или живущими при княжеских дворах (главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии); 2) поэты и музыканты, исполнители собственных, так называемых авторских песен. Овладение высшим поэтическим мастерством требовало длительного (от 10 до 12 лет) обучения в специальных школах. Поэзия бардов приобрела европейскую известность в XVI11 в., с того момента слово «бард» теряет свое специфическое значение и становится синонимом слова «поэт». В XX в. бардами в СССР называли представителей авторской песни. РАПСОДЫ [согласно античным объяснениям термина — «сшиватели песен» или «певцы с жезлом в руке»] — профессиональные исполнители эпических, главным образом гомеровских поэм в классической Греции; странствующие певцы, декламировавшие поэмы с жезлом в руке (жезл — символ права выступать на собрании). КОБЗАРИ — исполнители народных песен в сопровождении кобзы (музыкальный струнный инструмент с небольшим корпусом и длинной шейкой) на Украине в XV—XVII вв. Они воспевали в думах и песнях героев народной борьбы с иноземными захватчиками. БАНДУРИСТЫ — украинские странствующие музыканты, сменившие старинных кобзарей; как и последние, они получили свое название от музыкального инструмента, на котором аккомпанируют своим «думам», историческим песням, «козацьким притчам», сатирическим и юмористическим стихам. В большинстве случаев это были слепцы-крестьяне, зарабатывавшие пропитание своим искусством. БЫЛИННИКИ — авторы-исполнители русских народных песен и сказаний преимущественно героического содержания в IX—XIII вв. МЕНЕСТРЕЛИ (франц. menestrel, от позднелат. ministeriales — состоящий на службе) — средневековые бродячие (часто придворные) поэты и профессионалы-музыканты в XIII—XIV вв. в Англии и Франции. Выходцы из беднейшего дворянства, а также небогатых горожан состояли на службе у феодалов, воспевали рыцарские подвиги, боевые походы и турниры, беззаветное служение даме. ВАГ АНТЫ (от лат. vagantes — бродячие) — в средневековой Западной Европе бродячие нищие студенты, низшие клирики, школяры — исполнители пародийных, любовных, застольных песен. XII—XIII вв.— время расцвета вольнодумной, антиаскетической, антицерковной литературы вагантов, в основном песенной. Преследовались официальной Церковью. ТРУБАДУРЫ (франц. troubadour, от прованс. trobador, от trobar — находить, слагать стихи) — провансальские поэты-певцы XI—XIII вв., слагающие и сами исполняющие лирические стихи, аккомпанируя себе на скрипке или другом инструменте; воспевали радости земной жизни, красоту мира, возвышая человека и его любовное чувство. Предметом поклонения и любви часто оказывалась замужняя женщина. ТРУВЕРЫ (франц. trouvere, от trouver— находить, придумывать) — французские средневековые поэты-певцы (XII—XIII вв.), часто авторы слов и музыки. Их искусство, близкое народу, отражало влияние трубадуров, но было менее эмоциональным, утонченным и более рассудочным. Беря за основу народные поэтические традиции, создали особые жанры: ткацкие песни, исполняемые мастерицами за работой, песни о горькой доле женщин, неудачно вышедших замуж. ЛАУДИСТЫ (Laudesi) — католические послушники, в своем пении восхвалявшие духовные ценности. Позже они преобразовались в орден слуг (Ordine dei Serviti). Лауда (итал. Lauda — гимн, хвалебная песня) — жанр религиозной поэзии, зародившийся в Италии в XIII в., генетически близкий народному жанру танцевальной песни — баллаты, прославляющий Иисуса Христа, деву Марию, святых, мир как Божье творение, христианские добродетели127. Эти произведения напрямую связаны с произведениями святого Франциска Ассизского. МИННЕЗИНГЕРЫ (нем. Minnesinger — певец любви) — немецкие рыцарские поэты-певцы, авторы произведений куртуазной любовной лирики. Использовали приемы и образы народных песен. Их искусство возникло в XII в. под влиянием провансальских трубадуров. Воспевали любовь к даме, служение Богу и сюзерену, крестовые походы, стремясь согласовать светски-рыцарское и религиозное миропонимание и даже выйти за рамки придвор-но-рыцарской поэзии. МЕЙСТЕРЗИНГЕРЫ (нем. meister— мастер и singer— певец) — немецкие поэты и певцы XIV— XVI вв., выходцы из среды горожан, пришедшие на смену миннезингерам. Они объединялись в цеховые корпорации и певческие школы, организованные на основе специальных правил, так называемых табулатур. Строгими правилами регламентировалась вся деятельность мейстерзингеров: тематика их произведений, строфика и ритмика. Член корпорации получал звание мастера, представив на рассмотрение школы «пробную песню». В праздничные дни они устраивали состязания первоначально в церкви, позднее — в здании цеха или в ратуше. Ценилась не новизна темы и оригинальность исполнения, а версификаторский блеск, напыщенность, ученость, дидактизм. ШАНСОНЬЕ (франц. chansonnier) — французские эстрадные певцы, исполнители жанровых песен, часто авторы слов и музыки. В их числе — П. Дюпон, Г. Монтегюс, М. Шевалье, Э. Пиаф, Ив Монтан, Ж. Брассенс, Ш. Азнавур, М. Матье, П. Каас. Атрибутика жанра — незатейливая мелодия без электронной обработки звука, мотивы любви, скитания одинокого человека, обрывки пейзажей и видений, ироничная грусть. «Gaudeamus» (название по начальному слову песни) — популярная и в настоящее время во многих странах студенческая песня128, созданная в средние века в Западной Европе и, вопреки церковно-аскетической морали, восхвалявшая жизнь с ее радостями, молодость и науку. Эта песня восходит к жанру застольных песен вагантов или голиардов (от латинского vagantes — странствующие) — средневековых бродячих поэтов и певцов, среди которых были и студенты; они слагали на латинском языке задорные песни с изобличением морали феодального общества. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под. ред. А.Е. Махова. М, 2001. Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus! — Будем веселиться, пока мы молоды.
|