Студопедия — А. И. Клибанов Покаянные книги
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

А. И. Клибанов Покаянные книги






Источником Покаянных книг XIV—XVII вв. служат так называемые поновления и епитимейники. В поновлениях (их нет в католичестве) перечис­лялись грехи, записанные в епитимейниках. По­новления давались исповедуемому до исповеди и знакомили его заранее со списком грехов, в ко­торых ему предстояло признаться. Благодаря этому верующий получал возможность заблаго­временно сосредоточиться на своих поступках, мыслях, чувствах, явиться на исповедь подготов­ленным. Таким образом, они выполняли роль са­моисповеди.

Покаянные книги служат богатым источником сведений о быте, нравах и культуре различных слоев населения. Из всех известных письменных источников, служащих характеристике духовной культуры народа XIV—XVII вв., они — самый мас­совый. До 150 из них опубликовано. В Покаянных книгах обозначены грехи, в которых верующему


надлежало каяться своему исповеднику. Содер­жание их было довольно устойчивым, но варьи­ровалось в зависимости от категорий верующих. Это источник не только массовый, но и всеобщий,

ибо исповедь была обязательной для всех. Испо­ведь считалась тайной, следовательно, претендо­вала на то, чтобы исповедуемые раскрывали со­кровенные мотивы своих поступков, поведения, деятельности, мыслей.

Источник: Клибанов А.И. Духовная культура сред­невековой Руси. М., 1994. С. 35-36

БС

клонений порождает другой культурный феномен — фундаментализм. Оба они представляют идейную и общественную реакцию на ереси и расколы. Экуменизм появился только в XX в. как попытка воссоединения христи­ан различных вероисповеданий, как ответ на вызов, брошенный христиан­ству как тоталитаризмом, так и секуляристским релятивизмом.

ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (от ойкумена) — движение христи­анских (первоначально протестантских) церквей за объединение всех христианских церквей. Руководящий орган — Всемирный совет церк­вей (с 1948).

Для современной молодежи, очень быстро забывающей или отходящей от традиций отцов, стали совершенно неактуальными взаимные счеты кон­фессий. Она не знает, а иногда и не стремится узнать доктринальные и ве­роисповедные тонкости, приведшие христианство к расколу. По выражению С.С. Аверинцева, экуменическое движение обусловлено ситуацией христи­анства как веры, заново предлагающей себя нехристианскому миру. Совре­менный человек, в акте личного выбора становящийся христианином, все реже наследует навыки конфессиональной культуры своих предков. Внеш­ним побудителем к объединению стало культурное и политическое давле­ние со стороны нехристианских стран, прежде всего исламских, население и политический экстремизм которых стремительно растут.

Инициатива в экуменическом движении принадлежала протестантским деноминациям (Эдинбургская конференция, 1910). С тех пор протестант­ские церкви играют в нем главную роль. С православной стороны конферен­ция была поддержана в 1920 г. посланием Константинопольского патриар­ха, обращенным ко всем Церквам и призвавшим их к общению и сотрудни­честву. В 1948 г. был создан Всемирный совет церквей (ВСЦ), объединивший важнейшие протестантские деноминации и ряд православных поместных церквей. С 1961 г. участие в его работе принимает Московская патриархия, а также наблюдатели от Ватикана. В 1965 г. папой Павлом VI и патриархом Афинагором было объявлено об отмене взаимных анафем между католичес­ким Римом и православным Константинополем.

Фундаментализм — термин, возникший как самоназвание групп американ­ских протестантов, выступивших против либерального протестантского ра­ционализма и отвергавших любую критику Библии (как течение сложились в южных штатах США в 1910-х гг.). Сегодня трактуется расширительно для обозначения любого (чаще всего относимого к исламским странам) социаль­ного и культурного движения, сторонники которого выступают за неизмен­ность обрядов и основных принципов вероучения, против попытки их модер­низации, изменения или отклонения от них, за восстановление первоначаль­ной чистоты, «возвращение к истокам». По существу, это консервативное идейное течение. Фундаментализм близок к различного типа ортодоксии. Он возникает в условиях кризиса какого-либо движения и, как правило, проти­востоит, втом числе насильственными средствами, процессу перемен, обнов­лению. До исламских фундаменталистов были известны движение католичес­ких «интегристов», отвергших 2-й Ватиканский собор, в православной Гре­ции — «старокалендаристов», в России — старообрядцев, не принявших церковных реформ XVII в. и ставших оппозиционными или враждебными официальной Православной церкви.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 458. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия