Студопедия — ФУНДАМЕНТАЛИЗМ КАК КУЛЬТУРНАЯ УНИВЕРСАЛИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ КАК КУЛЬТУРНАЯ УНИВЕРСАЛИЯ






Фундаметализм как устремление очистить первоначальные принципы веры, вернуться к истокам, можно рассматривать вообще как одну из куль­турных универсалий. Возвращение к первоистоку, к тому, как это было «при отцах», — основной мотив мифологии.

Возвращение к первоистокам послужило стимулом для зарождения ислама. Миссия Мухаммада заключалась не в создании новой религии, а в восстанов­лении исконной и истинной веры в единого Бога. Ислам видит себя стоящим в известном родстве с библейской традицией: исповедуя веру в единого, сущего и живого Бога, он возводит свои истоки к «религии Авраама», которая, по убеж­дению мусульман, была забыта и искажена иудеями и христианами.

Движением назад к истинной вере отмечено возникновение протестан­тизма, который, как и другие течения, основанные на принципах фундамен­тализма, стремился воскресить «забытое и искаженное» вероучение перво-христиан.

Фундаментализм многолик. Его можно считать стражником старины, а можно посмотреть на него как на революционера и поборника нового. В этом случае его придется квалифицировать как разновидность реформа­торского движения.

РЕФОРМАЦИЯ (от лат. reformatio — преобразование) — обществен­ное движение в Западной и Центральной Европе в XVI в., направлен­ное против католической церкви. Начало Реформации положило вы­ступление в 1517 г. в Германии М. Лютера. Идеологи Реформации вы­двинули тезисы, которыми фактически отрицалась необходимость католической церкви с ее иерархией и духовенства вообще, отверга­лось католическое Священное Предание, отрицались права церкви на земельные богатства и др. Под идейным знаменем Реформации проходили Крестьянские войны 1524-1526 гг. в Германии, Нидерландах и Английская революция. Реформация положила начало протестан­тизму (в узком смысле реформация — проведение религиозных пре­образований в его духе).

В лоне суннитского ислама в середине XVIII в. возникает религиозно-по­литическое движение ваххабитов (по имени основателя — Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба), отвергавших «новшества», которые появились в исламе в процессе его исторического развития и контактов с другими религиозными системами (культ святых, веру в чудеса, дервишество и т.д.). Ваххабизм ока­зал определенное влияние на мусульманских реформаторов 2-й половины XIX — начала XX в. (ал-Афгани, Мухаммад Абдо, Рашид Рида), которые понимали реформацию как очищение ислама от исторических искажений и наслоений через возврат к этосу ранней мусульманской общины. В XX в. — во многом как реакция на социально-политическое и культурное влияние Запада — в мусульманских странах возникают идеологии, базирующиеся на исламских ценностях (панисламизм, фундаментализм).

Реформация породила протестантизм. Этот термин подразумевает идей­ный протест против сложившегося церковного канона, господствующей

идеологии или существующего социального устройства. В узком значении к протестантизму относят только одну конфессию христианства — сам про­тестантизм. В широком смысле к протестантскому движению нужно отно­сить русских старообрядцев и духовных христиан.

Протестантизм (от лат. protestans, род. п. protestantis — публично доказы­вающий) откололся от католицизма в ходе Реформации XVI в. Для него ха­рактерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсут­ствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа Богородицы, свя­тых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причаще­нию). Протестантизм не знает святых и не имеет монастырей.

Протестантизм, по мнению С.С. Аверинцева, создал культуру — мирскую и церковную, — которая отличается от католической и православной: осо­бый интерес к Библии (включая Ветхий Завет), библейские чтения в семей­ном кругу; перенос акцента с церковных таинств на проповедь, а с личного послушания духовным «предстоятелям» и практики регулярной церковной исповеди — на индивидуальную ответственность перед Богом; новая дело­вая этика, оценивающая бережливость, порядок в делах и уверенность в себе как род аскезы, а успех как знак Божьего благоволения; бытовая респекта­бельность, равно удаленная от монашеской суровости и аристократическо­го великолепия. Такая культура воспитывала людей волевых, инициативных, внутренне уединенных — человеческий тип, сыгравший важную роль в ста­новлении раннего капитализма и вообще цивилизации Нового времени.

Протестантизм активно прокладывал дорогу капитализму, а католицизм и православие все еще отражали эпоху феодализма (разумеется, социальная приписанность типа религии к типу общества всегда является условной и может использоваться лишь как научная метафора).

Недаром протестантский Север Европы (к которому позднее присоеди­нятся США) по темпам индустриального развития обогнал южные регио­ны Европы — центры католицизма, не говоря уже о православной России, значительный вклад в капитализацию и индустриализацию которой внесли, как известно, старообрядцы, выработавшие свой аналог протестантской этики. Для новых течений протестантизма в XX в. характерна проповедь «религии без бога» (т.е. только как нравственного учения).







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 444. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия