ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА М. ВЕБЕРА
Немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920) по праву носит имя основателя научной социологии. Он разработал все базисные теории, которые сегодня составляют фундамент современной социологии: учения о социальном действии и мотивации, общественном разделении труда, отчуждении, профессии как призвании, основы социологии религии, экономической социологии и социологии труда, социологии города, теории бюрократии, концепцию социальной стратификации и статусных групп, основы политологии и института власти, учения о социальной истории общества и рационализации, об эволюции капитализма и института собственности. М. Вебер — один из основоположников социологии религии. Если Дюркгейма интересовала религия в ее простейших формах, т.е. в обществе на сравнительно низкой ступени его развития, то Вебер исследовал главным образом мировые религии и их влияние на ход истории. В работе, которая сделала его знаменитым, «Протестантская этика и дух капитализма» (1904—1905), он исследует влияние христианства на историю Запада, его экономическое развитие и социальную жизнь. Вопросам религии у Вебера посвящен целый ряд фундаментальных исследований, помимо «Протестантской этики» они освещаются также в работах: «Хозяйственная этика мировых религий», «Теория ступеней и направленности религиозного неприятия мира», «Социология религии» и др.41 Отвергнув классовый подход своего предшественника К. Маркса и мо-рализаторский подход своего современника Э. Дюркгейма, претендовавших на открытие объективных законов развития общества, М. Вебер открыто предложил понимать социологию как научное знание о субъективной мотивации поведения людей, в том числе религиозных действий. Он рассматривал социологию как науку о социальном действии. Поведение, по Вебе-ру, становится социальным, если оно имеет смысл, субъективно, осмысленно соотносится с поведением других людей, ориентировано на ожидании определенного их поведения и в соответствии с этим сопровождается субъективной оценкой шанса на успех тех или иных своих действий. В соответствии 41 Вебер М. Протестантсткая этика и дух капитализма// Он же. Избр. произведения. М., 1990. С. 44-272; Он же. Протестантские секты и дух капитализма // Он же. Избр. произведения. М., 1990. С. 273-306; Он же. Теория ступеней и направленности религиозного неприятия мира // Вебер М. Избр. произведения. М., 1990. С. 307-344; Он же. Социология религии (Типы религиозных сообществ) // Он же. Избр.: Образ общества. М., 1994. С. 78-308; Он же. Хозяйственная этика мировых религий // Он же. Избр.: Образ общества. М., 1994. С. 43-76. со своей концепцией предмета науки М. Вебер формулирует специфику социологического подхода к исследованию религии. С его точки зрения социолог, в отличие от теолога и философа, не должен касаться вопросов об источнике религии, так же как и не должен устанавливать некую метафизическую «сущность» религии. Социолога интересует не сущность религии, а условия ее существования. Иначе говоря, для социолога религия интересна лишь как особый тип мотивации социального поведения людей. М. Вебер представляет религию как первичную основу ценностей и в этом качестве она является одним из важнейших способов придания смысла социальному действию, определяет его значения и цели. Именно на основе религиозных установок все происходящие в жизни человека события квалифицируются им как осмысленные или бессмысленные. Религиозное истолкование мира является средством ориентации в нем и регуляции поведения. Религия рисует определенную картину мира и в то же время задает систему ценностей и норм, в соответствие с которыми одни действия запрещаются, а другие разрешаются. Тем самым она создает моральные нормы поведения человека. Особое внимание М. Вебер уделяет формированию влияния религиозного фактора на действенное отношение индивида к окружающей действительности. Одни религии стимулируют уход из этого мира, созерцательно-мистическое к нему отношение (например, буддизм), другие нацеливают на его завоевание и преобразование (например, христианство в его протестантской разновидности). М. Вебер настаивает на религиозной обусловленности не просто повседневного поведения верующих индивидов, но и их «хозяйственного» (экономического) поведения. Вебер создал целостную систему категорий и понятий, при помощи которых он рассматривал как структуру, так и эволюцию мировых религий, в том числе спасение, харизматические колдуны, культовые сообщества, пророчество, рутинизация, религиозный опыт, сакральная роль, буддизм, обетование, молитва, протестантизм, конфуцианство, посюсторонний и потусторонний миры, магически мотивированные действия, жертвоприношения, народная религиозность, святые, благочестие, религиозный дух, душа, Бог, анимизм, рациональная догматика, мифы, монофизитская церковь, магическая практика, обряды, символы, рационализированные религии, ритуальные магические танцы, песнопения, религиозные традиции, монотеизм, мифологическое мышление, символически рационализированная магия, сакрально-правовая казуистика, грех, наказание, раскаяние, демоны, хтонические боги, вочеловечение бога, повседневная религиозность, стереотипы религиозного поведения, пантеон богов, монолатрия, антропоморфи-зация богов, иерократия, священство, странствующие монахи, книжная религия, послушничество и доктрина, жрецы, тотемное братство, культовые сообщества, магическая квалификация, деноминации, общины мирян, епархия, сотериология, инициации, канонизация и др. В используемой Вебером терминологии можно отметить следующие особенности: а) автор пользуется такими понятиями и терминами, которые употреблялись в религиоведении в его время и употребляются ныне (конфуцианство, жертвоприношения); б) автор придумал специальные термины и выражения, которые употребляются только им и характеризуют его видение предмета исследования (сакрально-правовая казуистика, символически рационализированная магия); в) в равной мере автор оперирует общерелигиозными, антропологическими и социологическими понятиями, не отдавая явного преимущества ни одной из дисциплин. Религия интересовала Вебера главным образом с точки зрения ее воздействия на общество. Он изучал отношение религии к другим культурным институтам, особенно к экономике. Его не интересовала природа трансцендентного сама по себе, но то, как это трансцендентное влияет на поведение огромных масс людей, каковы причины и последствия такого влияния, очень сильно волновали Вебера как социолога. Вера в сверхъестественное, полагал немецкий мыслитель, недостаточна для возникновения религии как социального феномена. Необходима еще так называемая харизма, носителем которой выступает группа, организация или индивид. Только вера в особую миссию и его необыкновенные способности может вдохновить массы верующих следовать за пророком. Харизма — неформальный авторитет, основанный на вере в особое предначертание и избранность индивида, создает учителя и учеников, священника и мирян, пророка и последователей, колдуна и его клиентов, и также множество других форм социальных отношений, в которые вовлекаются все члены общества. Символическая активность, связывающая верующих в единую общность, существует во всех религиях во все эпохи. Она организуется и возглавляется, она сплачивает и создает незримое поле религиозного восприятия, а на его основе — религиозного опыта и переживания. Религия как социокультурный феномен подразумевает следующие характеристики: ♦ вера в единственный источник сверхъестественной силы либо множество таких центров; ♦ наличие способов манифестации этим источником своей особой силы, доступной восприятию и пониманию верующих; ♦ присутствие харизматического лидера, способного организовать массы непросвященных новобранцев вокруг единой доктрины, учения или культа с целью регулярного и систематического посвящения своих действий ради служения им; ♦ инфраструктура и способы трансляции организованного в культ учения или вероисповедания на остальное население, не приобщенное к данной доктрине (кафедры, храмы, школы, миссионерская деятельность); ♦ умение харизматического лидера и служителей культа отвечать на важнейшие вопросы о смысле жизни, задаваемые верующими, в духе исповедуемого учения; ♦ существование эффективного механизма социализации и воспитания новообращенных, система наказаний и поощрений за соблюдение религиозных норм и принципов. Вебер сравнивает разные религии, выявляя, какая степень рационализации экономической деятельности допускается той или иной религией. Она обратно пропорциональна силе влияния магического элемента, в разной степени присутствующего в каждой религии. Проследив эволюцию самых разных типов религий — от поли- до монотеизма, — Вебер установил, что они движутся в сторону все большего насыщения этическими элементами. Наконец, христианство, а особенно протестантизм, наполнены этикой, что называется, до краев. Процесс этизации религии позволял ей — уже в Новое время — захватить в круг своего непосредственного влияния также область светской жизни и благотворно воздействовать даже на экономическую деятельность людей. С известной долей преувеличения можно говорить, что единственная цель религии — создать для человечества такую этическую систему, которой бы оно безотчетно доверяло, которая базировалась бы на мощном культурном слое и которая служила бы не просто набором ритуальных норм поведения, но глубокой философской основой для понимания жизни во всей сложности и многообразии ее социальных проявлений. Ни философы, ни педагоги, ни ученые или политики не способны создать такую систему. Только вера в трансцендентный источник нравственных принципов способна внушить людям уважение к ней и заставить следовать ей. Трансцендентным субъектом высочайших нравственных заповедей, дарованных человеку, может стать Некто, кто никогда не жил на земле, кто не является таким же человеком, как мы все, кто невидим, неслышим, неосязаем и недоступен обыденному рассудку, как доступны и осязаемы обыкновенные смертные. В языческие времена субъектов было много и они назывались богами, а позже они трансформировались в единого субъекта, имя которому Бог. Религии, которые анализирует Вебер, — буддизм, зороастризм, христианство, ислам, иудаизм, сменившие на протяжении I тысячелетия до н.э. прежние формы религиозной жизни, в которых доминировал культово-ритуальный элемент, предполагают сравнительно высокий уровень социальной дифференциации, значительное интеллектуальное развитие, появление личности, наделенной самосознанием. Именно эти религии дают материал для анализа этических учений, которыми руководствуются действующие индивиды, связи религии с социальными и профессиональными слоями и группами таких типов религиозной организации, как церковь и секта. Он стремился установить связь, которая существовала между различными традициями внутри Библии, общественными группами и институтами, а также создал классификацию этих традиций. В частности, он провел сравнение между хилиастической мессианской эсхатологией и эсхатологией, ориентированной на потусторонний мир, а также установил различие между харизматической властью (судьи) и традиционной (цари, священники)42. Подробнее см.: Мень А. Библиологический словарь: В 3 т. М., 2002. Т. III. В магический период религиозной истории поведение людей надо считать еше внеэтическим, поскольку им руководила особая система запретов, именуемых табу. Ее основой служили внешние запреты, часто имевшие естественно-натуральные критерии, например не потреблять ядовитые растения. Прошло несколько тысячелетий, прежде чем локус контроля сместился вовнутрь самого человека, а его источником послужила совесть и христианские принципы. Наступила эпоха этического религиозного поведения, эпоха теодиции (оправдание Бога), богословия (учение о Боге и Слове Божьем) и сотериологии (учение об искуплении и спасении). Проблема теодиции, по Веберу, заключается в ответе на вопрос о том, каким образом совершенный Бог или боги могут примириться с несовершенным миром, который они же сами создали и которым они управляют. Иными словами, Врезка
|