Студопедия — ВУЛЬГАРНЫЙ СОЦИОЛОГИЗМ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВУЛЬГАРНЫЙ СОЦИОЛОГИЗМ






Вульгарный социологизм основан на попытке вывести особенности ре­лигии непосредственно из отношений между социальными классами. Его придерживались К. Маркс, Ф. Энгельс, К. Каутский и М. Мауренбрехер. Однако социальную подоплеку религии европейские мыслители пытались рассмотреть еще в эпоху Просвещения. В XVIII в. католические епископы Боссюэ и Франсуа Фенелон (1651 — 1715) пытались построить на Библии обоснование монархии (первый — в духе абсолютизма, второй — в более умеренной форме). Французский аббат Шарль де Сен-Пьер (1658-1743) трансформировал учение о Царстве Божьем в идею прогресса.

74 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 45. С. 414.

Жан-Жак Руссо (1712—1778) в трактате «Общественный договор» опре­делял христианство как «религию всецело духовную» и считал, что она ни­когда не должна быть государственной. «Иисус, — писал он, — пришел ус­тановить на земле царство духа». В идеальном обществе должно быть две религии: личная — «без храмов, без алтарей, без обрядов, ограниченная чи­сто внутреннею верою во всевышнего Бога и вечными обязанностями мо­рали, — это чистая и простая религия Евангелия, истинный теизм и то, что можно назвать естественным, божественным правом». Другая религия — гражданская, род деизма, построенный на национальных и государственных традициях. В 1825 г. вышла книга французского социального реформатора

Анри Сен-Симона (1760— 1825) «Новое христианство» (рус. пер.: Собр. соч. М.;Пп, 1923). В отличие от Руссо, Сен-Симон считал, что если христианство будет возвращено к своим истокам, к Евангелию, оно «будет направлять об­щество к великой цели наискорейшего улучшения участи беднейшего клас­са». Немецкий утопист, деятель немецкого рабочего движения Вильгельм Вейтлинг (1808—1871) выпустил книгу «Евангелие бедного грешника» (1845; рус.пер.: СПб., 1907). В ней он привел множество цитат из Писания, кото­рые должны были подтвердить, что Христос был революционером, пропо­ведовавшим всеобщность труда и коммунизацию собственности75.

Маркс, говоривший о религии как о «вздохе угнетенной твари, сердце бессердечного мира» {Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 1. С. 414-415), тесно связывал раннее христианство с движением беднейших слоев населения Римской империи. В работе «К истории первоначального хрис­тианства» (1894-1895; рус.пер.: СПб., 1906) Фридрих Энгельс (1820-1895) писал: «В истории первоначального христианства имеются достойные вни­мания точки соприкосновения с современным рабочим движением. Как и последнее, христианство возникло как движение угнетенных: оно выступа­ло сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправ­ных, покоренных или рассеянных Римом народов. И христианство и рабо­чий социализм проповедуют грядущее избавление от рабства и нищеты; христианство ищет этого избавления в посмертной потусторонней жизни на небе, социализм же — в этом мире, в переустройстве общества».

Из марксистских авторов конца XIX и начала XX в. наибольшее внимание социальной интерпретации Библии уделяли Карл Каутский (1854—1938), Макс Мауренбрехер (1874-1930) и Н.М. Никольский (1877-1959). В своей книге о «Происхождении христианства» (1908) Каутский с помощью исторического материализма пытается доказать, что христианство первоначально было не чем иным, как движением пролетарских масс. Позднее имущие классы поста­вили это движение на службу своим интересам, соответственно изменив его догмы и этику. Схожие воззрения представлял Мауренбрехер76, пытавшийся выводить христианство из психологии пролетарских масс. Автор исходил из идеи односторонней зависимости религии от положения классов в хозяйствен­ной системе: сущность религии является отражением положения классов.

73 Подробнее см.: Мень А. Библиологический словарь: В 3 т. М., 2002. Т. III. 76 Мауренбрехер М. Пророки: Пер. с нем. Пг., 1919.

Социальную интерпретацию Библии можно обнаружить еше у русских революционеров-декабристов. В России священник Г.С. Петров (1868—1924) в книге «Евангелие как основа жизни» (1898) утверждал, что в Евангелии содержатся фундаментальные принципы для построения справедливого строя. Аналогичную позицию занимал архимандрит Михаил (Семенов) (1874—1916), исходивший из убеждения, что революция должна иметь религиозное обоснование77. Историк античности Р.Ю. Виппер (1859-1954), автор книги «Возникновение христианства» (1918), полагал, что раннехри­стианская литература вышла из «зажиточных, деловых, промышленных сло­ев общества», создавших церковную организацию.

Русский историк и филолог Н.М. Никольский занимался изучением ис­тории Древнего Востока, библеистикой («Царь Давид и псалмы», 1908; «Древний Израиль», 1911), проблемами происхождения христианства и формирования книг Нового завета («Раннее христианство», 1908; «Иисус и первые христианские общины», 1918), историей православия, старообряд­чества и сектантства (многотомная «Русская история с древнейших времен», 1909—1912, «История русской церкви», 1930). Старообрядчество рассмот­рено Н.М. Никольским как социально-религиозный феномен, развившийся в самостоятельную деноминацию и базировавшийся на росте торгового ка­питала. Его работы специалисты рассматривают как аналог веберовского исследования роли «протестантской этики» в развитии капитализма в Запад­ной Европе. Так, русский историк указывает, что уже в середине XVIII в. старообрядческая буржуазия обладала «великими промыслами и торгами». Интерес представляет также анализ вопроса об отношении православной церкви к капиталистическому накоплению78.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 442. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия