Православная монашеская республика
Даже рекомендательное письмо, которое молодой человек спешно протягивает разгневанному монаху-стражнику, утратило сегодня свою силу: шорты и длинные волосы посетителя оскорбляют достоинство Святой горы, и потому ему запрещен въезд в автономную православную монашескую республику Афон на полуострове с тем же названием в Северной Греции. Никакие убеждения не действуют, а монах на службе выглядит столь же неприступным, сколь и фасады горного монастыря, напоминающего крепость, где за стенами столетиями правят свои законы. Вход только для мужчин Тот, кто хочет посетить АО монастырей на Agion Oros (Святой горе), должен и сегодня беспрекословно повиноваться монастырским предписаниям: туда допускаются только те мужчины старше 18 лет, кому удалось заранее в посольстве или в Министерстве внутренних дел Греции добиться разрешения на въезд. Только 10 посетителей иных конфессий может стерпеть за день этот полуостров, растянувшийся на 45 км. Через 4 дня и они обязаны покинуть монастыри, где жили и разделяли трапезу с благочестивыми мужами. Под покровительством императоров Хотя богатая традициями монашеская республика с 1926 г. стала частью греческого государства, афинские власти оставляют неприкосновенной ее конституцию и подчинение «священному кино-ту», в который входят представители 20 ныне обитаемых афонских монастырей. Поросший лесом и покрытый зарослями полуостров с самой высокой горой Греции (2 033 м) остается уединенным миром со строгими правилами: их выработали сами монахи в течение столетий. Соборный храм в честь святого великомученика и целителя Пантелеймона в Русском на Афоне Свято-Пантелеймоновом монастыре Первые поселенцы появились на крайней оконечности восточного из трех отрогов широкого Хал-кидонского полуострова в Эгейском море в середине IX в. После того как Святой Афанасий осно- монастыре Святого Павла. Их тайно перенесли сюда из Константинополя после падения византийской столицы в 1453 г. В отличие от Европы, где возникновение монастырей было обусловлено потребностями церкви и возглавлялось религиозными деятелями, в Древней Руси первые монастыри появились в XI—XIII вв. и основывались, как правило, князьями или местной боярской аристократией. Это сразу же предопределило их включенность в систему государственного управления. Монастыри прежде всего были центрами идеологической жизни Руси. Здесь составлялись житии, писались летописи, интерпретировались в нужном ключе важнейшие исторические события. Так, Александр Невский был причислен к лику святых во многом благодаря трактовке его деяний в «Житии», приписываемом митрополиту Кириллу, которое зачастую не совпадало с реальной исторической канвой событий, но зато отвечало потребностям упрочения авторитета великокняжеской власти23. Важной идеологической функцией монастырей являлась подготовка высших церковных администраторов. Наконец, с идеологической деятельностью монастырей связаны и их политические акции — под- вал в 963 г. первый монастырь, здесь один за другим быстро выросли следующие монастыри, которые вместе с поселениями внутри и вокруг поддерживались по мере возможности византийскими императорами. В церковном отношении Афон всегда был подчинен юрисдикции константинопольского патриарха. Грузины, русские, болгары и сербы охотно селились на полуострове, и в XV-XVI вв. Святая гора пережила свой расцвет: здесь было около 35 тыс. монахов в 40 больших и высокопочитаемых монастырях, со временем скопивших немалые богатства. Об этом свидетельствуют и сегодня византийские иконы, македонские и критские мозаики, фрески, а также средневековые рукописи — как, например, в лавре, где главная увенчанная куполами церковь хранит переполненную сокровищницу. Самый большой и богатый монастырь — Ватопедиу; у него великолепные бронзовые двери и украшенный мозаикой портал, а также прекрасная библиотека, где хранятся императорские грамоты, в частности, содержащие сведения об основании монастыря. Рядом с монастырями (для защиты от набегов они часто превращались в вооруженные крепости) благочестивые мужи строили скиты (кельи для отшельников) или обживали пещеры высоко на скальных утесах — в неустанных поисках высших форм духовной жизни на земле.
|