Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Русский монастырь





На Руси, где епархий всегда было гораздо мень­ше, чем требовалось, роль духовных центров ча­сто переходила к монастырям. Русский монастырь, игравший роль духовного центра, основанный в провинции, вдали от круп­ных городов, нередко вскоре становился ядром нового города, выполняющим роль соборного и административного центра. Таковы Макарьев-Желтоводский монастырь на Волге, Борисоглеб­ский монастырь под Ростовом, и конечно «вели­кие государевы крепости»:Троице-Сергиева лав­ра, Кирилло-Белоозерский монастырь, Соловки. Пригородные монастыри, расположенные непо­далеку от городов, становились ядрами подмона-стырских слобод, тянувшихся вдоль дороги меж­ду городом и монастырем. Интересно, что приго­родный монастырь всегда был повернут своим главным фасадом, той стеной, где были Святые ворота с надвратной церковью, лицом к городу или к дороге, ведущей в город. Также и дальние монастыри были обращены лицом к транспортной коммуникации, ведущей в другие города: к боль­шой дороге, большой реке, озеру, морю.


Монастыри, как и епископские дворы, были на Руси не только чисто религиозными, но и обще­культурными центрами, где велось летописание, писались иконы и переписывались книги. При мо­настырях были больницы, действовали школы,

иногда даже высшие школы-протоуниверситеты, например Григорьевский затвор в Ростове. Так русская христианская культура создавала город — русское национальной достояние, скла­дывающее и воспроизводящее русский характер, русскую традицию.

Сокращено по источнику: Махнач В.Л., Мароч-кин С.Н. Русский город и русский дом (http:// olmer1.newmail.ru)

Б

Соловки «Голгофой нашей Святой Церкви». Именно здесь, на Соловках, содержалось около 30 тыс. заключенных более 60 национальностей, значи­тельную часть которых составляли бывшие офицеры, дворяне, интеллиген­ция, члены политических партий, пытавшихся создать оппозицию больше­визму — анархисты, меньшевики и эсеры, а также представители духовен­ства. Соловки использовались как место ссылки многих известных политических и религиозных деятелей с середины XVI в. Одним из первых узников был последователь известного публициста и философа Максима Грека, сторонник нестяжательного движения Сильван (умер в монастыре в конце 1520-х). Позже на Соловки были сосланы Авраамий Палицын (в ми­ру — Аверкий), крупный публицист и политический деятель, «птенцы гнезда петрова» — Петр Толстой и Василий Долгоруков, последний кошевой Запо­ рожской Сечи Петр Кальнишевский, дядя А.С. Пушкина — Павел Ганнибал, декабрист Александр Горожанский и многие др. Если за 400 лет существо­вания соловецкой тюрьмы в ней побывало чуть более 300 человек (в 1903 г. она была упразднена), то за 20 лет советской власти (с 1920 по 1939 г.), здесь находилось более 300 тыс. узников: в 1920 на территории монастыря распо­лагался лагерь принудительных работ; в 1923 на Соловках создается новое карательное учреждение — Соловецкие лагеря особого назначения (СЛОН), которые в 1927 г. преобразованы в Соловецкую тюрьму особого назначе­ния (СТОН). Среди знаменитых узников были: выдающийся философ П.А. Флоренский; историки — В.П. Никольский, Н.П. Анциферов, В.В. Бах­тин, М.О. Гордон; этнографы Н.И. Виноградов, А.А. Евневич, П.К. Казари-нов; поэты и писатели — Б.Н. Ширяев, Л.М. Могилянский, В. Камецкой, О.В. Волков; художники — О.Э. Браза, К.Н. Половцев; профессор Москов­ской консерватории Н.Я. Выгодский; крупнейший исследовательдревнерус-ской литературы Д.С. Лихачев и др. Не многие из них пережили соловецкую ссылку. Погибшие погребены в безымянных братских могилах, разбросан­ных по островам. В память о заключенных СЛОНа сегодня воздвигнут вось­миконечный православный поминальный крест. В 1991 г. Соловецкий мо­настырь возвращен Русской православной церкви.

В 1965 г. в Соловецком кремле начались реставрационные работы. Сегод­ня уже многие объекты приняли свой прежний облик, утраченный в начале XX в.; изучается его история, строится поселок у стен древнего монастыря, взяты под охрану государства все многочисленные культовые, хозяйствен­ные, жилые и инженерные сооружения островов, их уникальная природа. В 1967 г. здесь создан музей-заповедник, в состав которого входит около 170 памятников археологии, истории и архитектуры. В 1974 г. он преобра­зуется в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природ­ный музей-заповедник.

Тысячи паломников со всех концов страны ежегодно приезжают на Со­ловки, чтобы собственными глазами увидеть один из самых чтимых монас­тырей, поклониться известным русским святым, познакомиться с одним из древнейших, а в свое время — и богатейших монастырей русского Севера. В 1988—1989 на Соловки приезжали 25—30 тыс. туристов, однако в настоя­щее время их число не превышает 6 тыс.

Так выглядел Соловецкий монастырь до революции

Монашествующих здесь в XVII в. было от 370 до 450, в XIX в. — 230, в XXI в. — не более 40. Сейчас живут на Соловках и восстанавливают оби­тель 30 иноков во главе с наместником Соловецкого монастыря — архи­мандритом Иосифом (Братищевым). В 1989 г. Соловки включены в пред­варительный список мирового наследия ЮНЕСКО. В 1995 г. Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповед­ник включен в Свод особо ценных объектов культурного наследия наро­дов РФ.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 476. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия