Студопедия — КРИТЕРИИ РЕЛИГИОЗНОСТИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КРИТЕРИИ РЕЛИГИОЗНОСТИ






Попытка определить критерии и степень религиозности наталкивается на ряд теоретических и методологических трудностей. Религиозное чувство, или религиозность, далеко не сразу поддается измерению, так как не суще­ствует единого критерия. К примеру, социологи, юристы и психологи по­нимают религиозность — в соответствии с нормами своей науки — совер­шенно по-разному. Юридическая наука понимает религиозность как право граждан исповедовать религию индивидуально или совместно с другими. Психологи сводят ее к состоянию сознания и чувствам, а социологи стремят­ся увидеть за ней массовые общественные явления.

Споры вокруг точного определения религиозности, возникшие много веков назад в кругу средневековых философов и схоластов, не утихают до сих пор. Так, в «Энциклопедическом словаре религии»1 приводятся три значе-

Encyclopedic dictionary of religion. 3 vols. / P. К. Meagher., T.C. O'Brien, M.A. Consuelo (eds.)Washington, DC; Philadelphia, 1979.

ния термина «религиозность»: 1) чрезмерная вовлеченность человека в ре­лигиозную проблематику; 2) возможность для человека вступать во взаимо­отношения с Богом; и 3) стремление индивида выйти за пределы материаль­ной действительности и приобщиться к высшей духовности в сообществе одинаково с ним мыслящих людей. Однако большинство авторов связыва­ют религиозность с проявлением своих верований или веры, совокупности религиозных взглядов и убеждений, наконец, с идентификацией себя с оп­ределенной конфессией.

Под религиозностью Г. Е. Гудим-Левкович2 предлагает понимать опреде­ленное состояние индивидов и социальных групп, отличительной чертой которого является вера в сверхъестественное (священное, сакральное) и поклонение ему, приверженность религии, принятие ее предписаний и по­ложений вероучения, направленность личности на определенную систему ценностей, имеющую сверхъестественную основу. Понятие «религиозность» не совпадает с понятием «церковность», под которым понимается соответ­ствие духовно-нравственных качеств, умонастроения, поведения индивида или группы канонам и предписаниям религиозной организации (церкви), живая связь с церковью через религиозную общину. Таким образом, «рели­гиозность» значительно шире «церковности», поскольку включает в себя и неинституционализированные религиозные верования и практики.

По мнению священника М. Мальцева3, религиозность — это определен­ный тип духовно-нравственного состояния человека, людских сообществ или народа в целом, выражающий особенности, содержание, направлен­ность, глубину и масштаб религиозной веры и всю полноту ее жизненных проявлений. Она включает в себя существенные черты духовно-душевного склада человека или народа, которые образуют и выявляют их неповтори­мое своеобразие или нравственно-религиозный портрет. Ее можно опреде­лить и как свойство личности и народа, выражающее в той или иной мере отношение последних к Богу и Божественному. Это некий духовный центр, влияющий на развитие и направление других онтологических способностей человека: ум, волю, чувства. Религиозность присутствует в каждом челове­ке, в той или иной степени выраженности. Ее нельзя истребить или унич­тожить. Она продолжает свое бытие подчас в самых невероятных формах, выявляя главную и непреодолимую человеческую потребность — верить. Структура религиозности включает в себя: религиозный идеал; религиозные принципы, нормы; религиозную направленность (цель); религиозные цен­ности, этику; религиозный опыт; религиозные традиции; религиозные на­выки, обычаи; религиозный способ общения; религиозную символику; ре­лигиозный язык; религиозную практику; религиозное самосознание; рели­гиозное самочувствие и др.

Религиозность имеет множество сторон, граней и уровней. Совершенно точно, что в ней надо выделять объективный и субъективный модусы суще­ствования, индивидуальный и институциональный уровни, количественные и качественные показатели измерения, критерий демаркации, разграничи­вающий религию и нерелигиозные явления, и многое другое. Так, Дж. Фре­зер заметил, что верующие ждут от сверхъестественных сил и существ бла-

2 Гудим-Левкович Г.Е. Религиозная ситуация в Архангельской области в конце XX века (www.rlinfo.ru).

3 Свящ. Мальцев М. О русской православной религиозности (www.samara.orthodoxy.ru).

годеяний и провозгласил это основным и единственным критерием рели­гии. Исходя из этого, исключил из религии все магические действия, по­скольку в них верующие не ждут от сверхъестественного благодеяния, а при­нуждают сверхъестественное действовать в желаемом для верующих направ­лении. Эмиль Дюркгейм кроме магии исключил из религии остатки умерших религиозных культов, все суеверия, поскольку обязательным критерием религии он считал наличие церковной организации. Известнейший немец­кий исследователь религии Рудольф Отто специфику религии усматривал в чувстве «Святого» (Heilige), еврейский философ и раввин Мартин Бубер — в отношении со сверхъестественным в контакте «Я» с «Ты».

Деятели Русской православной церк­ви считают, что главным в религиозно­сти нашего общества является вопрос о вере в Бога4. «Под религиозным "пра-феноменом", — писал русский право­славный мыслитель И.А. Ильин, — я понимаю концентрированное выраже­ние веры, которое, как живой узел, вби­ рает в себя и испускает из себя все нити веры и религиозной жизни. Иногда этот прафеномен обнаруживает себя в слове, иногда — в душевном состоянии, иногда внешне — в ритуальном обычае. Исследователь должен "ухватить" его, вникнуть, прочувствовать, увидеть сердцем, проследить так, как если бы он находился в этой тончайшей ткани, откуда все основательное в данной религии покажется ему естественным, ясным и понятным, как если бы он сам перенял ее веру. Только тогда он может считать, что "до него дошло"»5. Если мы поставим самый общий вопрос — о чем свидетельствует рели­гиозность отдельного человека или общества в целом?., то получим множе­ство самых разных, порой неожиданных ответов. К примеру, религиозность показывает степень пронизанности общества религиозным духом и религи­озными устремлениями, готовность государства поддерживать высокий уро­вень религиозности в обществе или противостоять ему. Религиозность сви­детельствует об особом состоянии сознания человека, но вместе с тем вы­ражает практику бытования религии в обществе, ее традиции и обряды, ритуалы и миссионерскую деятельность. Так, к элементам повседневной религиозности у российских татар относятся: «джаназа» (похоронный об­ряд), «никах» (венчание), «азан», или «исем кушу» (имянаречение), «суннят» (обрезание), а также «хадж» и «умра» (паломничество и малое паломниче­ство к святым местам).

У православных России к этому комплексу относятся посещение церк­ви, крещение, венчание, отмечание православных праздников, в том числе Пасхи и Родительской субботы. Крещены были, к примеру, в 1994 г. 61% молодежи Новосибирска и собирались креститься еще 12%, а в 1999 г. кре­щеными были 76% москвичей. Среди считающих себя верующими креще­ными были к 1989 г. - 60%, к 1992-му - 70-75%, к 1997-му - 94%. Ходили

Свящ. Вигилянский Вл. Новое исследование по старым рецептам // Новый мир. 2001. № 4.

Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры. Три размышления: Собр. соч.: В Ют. М.,

1996. Т. 6. Кн. II. С. 468.

в церковь раз в месяц и чаще в 1991 г. лишь 5% населения. К 1997 г. это чис­ло увеличилось до 7—9 %. Даже среди верующих такую частоту выдержива­ют лишь 28,6 % (1995). Для сравнения: в Италии этот показатель среди мо­лодежи достигает 42,7% (24% посещают мессу каждую неделю и еще 18,7 — хотя бы раз в месяц (1994). Напротив, никогда не ходили в церковь 65% в 1991-м и 27-в 1997 г.6

Религиозностьэто свойство личности, выражающее ее отношение к Богу и Божественному

Наряду с обрядами важнейшими торжествами ислама являются религи­озные праздники: Ураза-байрам (по окончании месяца поста — Рамазана) и Курбан-байрам (по окончании хаджа). По данным социологических ис­следований, Курбан-байрам и Рамазан-байрам отмечали в Татарстане 43,5% респондентов в 1980 г. и 51,5% — в 1989 г. В Казани религиозные праздни­ки отмечают 60% опрошенных7. Религиозная церемония, сопровождающая вступление в брак, была отмечена у 81,8% татар по данным опроса 1989 г. Для мусульман обязательным критерием религиозности является соблюде­ние пяти основных принципов: признание символа веры — шахада; ежед­невная пятикратная молитва — намаз; пост ураза в месяц Рамазан; обяза­тельный налог — закят и добровольная милостыня — садака; паломничество в Мекку — хадж (тем, кто имеет такую возможность). Результаты опросов, проведенных в 1989 г. в селах и в 1990 г. в Казани, свидетельствуют о том, что не более 4% верующих в первом случае и 8,3% — во втором посещают мечети, а 29,5% и соответственно 13,9% — молятся дома, 66,7% верующих в

6 Пейкова З.И. Отношение к Церкви в России и других странах // Исторический вестник. 2000. № 9—10.

7 Мусина Р.Н. К вопросу о месте и роли религии в жизни современных татар (по материалам этносо-
циологических исследований в Татарстане) // Современные национальные процессы в Республи­
ке Татарстан. Казань, 1992. Вып. I. С.52, 54.

селах и 77,8% в Казани не посещают культовых учреждений, не совершают другие акты богослужения, но внутренне считают себя мусульманами8. Ре­лигиозность татар проявляется и в так называемом «неофициальном», или «народном» исламе, корни которого лежат в суфизме (мусульманский мис­тицизм).

Более жесткими критериями религиозности надо считать для правосла­вия соблюдение религиозных таинств. Они затрагивают очень незначитель­ную часть населения. К началу 1990-х гг. подавляющее большинство насе­ления России не причащалось ни разу в жизни: в 1990 г. лишь 7% причасти­лись хоть однажды, в 1992-м — 10%. Раз в месяц приступал к таинству

причастия в 1993 г. уже 1% населения, а в 1996-м — 4—5% назвавших себя православными. В 1999 г. соблюдали религиозные таинства 8% военнослу­жащих. Никогда не причащаются 2/3 на­звавших себя православными, 64% — прихожан вообще, 26% тех, кто посе­щает богослужение не реже одного раза в месяц, и 56% тех, кто посещает бого­служение реже одного раза в месяц (1996). Считают религиозные таинства необходимыми для спасения души лишь60% верующих(1999). Поделить­ся с духовником своими самыми со­кровенными мыслями могли бы лишь 3,4% молодежи (1997). Однако среди верующих военнослужащих 40% обра­щаются к священнику за поддержкой в укреплении своей веры (1999)9. Считается, что к категории активно верующих, участвующих в жизни ре­лигиозной общины, принадлежит около 4—5% населения современного ев­ропейского государства. Поданным, полученным в результате проведенного исследования в декабре 2001 г., эта доля на юге Тюменской области равна 6,7%, т.е. за 3 года (с 1998 г.) возросла на 2%10. Число «воцерковленных» пра­вославных остается небольшим. Лишь 3,6% регулярно, т.е. раз в неделю и чаще, посещают храм. Причем среди них абсолютное большинство — пожи­лые женщины. Около 5,8% бывают в церкви раз в месяц, 20,3% — по боль­шим религиозным праздникам и 23,3% — раз в год и реже. Около полови­ны (43,3%) людей, назвавших себя православными, храм не посещает прак­тически никогда".

Религиозность в том числе проявляется в следовании правилам религи­озного этикета, например, поведение человека в мечети или церкви, зна-

Мусина Р.Н. К вопросу о месте и роли религии в жизни современных татар (по материалам этносо-циологических исследований в Татарстане) // Современные национальные процессы в Республи­ке Татарстан. Вып. I. Казань, 1992. С.52, 59.

ПейковаЗ.И. Отношение к Церкви в России и других странах// Исторический вестник. 2000. №9-10. Информация о религиозной ситуации в Тюменской области (http://ta.trtc.ru/area). Рыжов Ю. Социологи не виноваты: Критерии религиозности не разработаны до сих пор // НГ-Религии. 2003. 2 апр.

нии церковных традиций и обычаев. Расширение знаний о родной религии входит составной частью в общий процесс инкулыпурации населения и слу­жит важным показателем роста церковной культуры. Так, одним из первых признаков религиозного возрождения в 1990-е гг. явилось как раз повыше­ние церковной культуры населения. Теперь уже просвещенные православ­ные христиане знают, что посещать кладбища следует не на Пасху, а на Радо-ницу, так называемую Пасху мертвых. По данным ГУВД г. Москвы, число москвичей, посетивших кладбища в Пасхальное воскресенье, в 1998 г. со­ставляло 2 014 500 человек, в 1999 г. оно сократилось в 2,6 раза — 774 300 че­ловек. В то же время возрос интерес к пасхальным службам — во время литургии в храмах присутствовали 77 148, а на прилегающих территориях расположились еще 66 436 человек (в 1998 г. эти цифры составляли 71 095 и 39 538 человек соответственно)12.

Не только рядовые верующие, но и российская элита приобщается к православию прежде всего через его внешнюю, этикетно-ритуальную фор­му. По мнению преподобного Л. Кишковского из экуменического отдела Православной церкви в Америке, президент В.В. Путин демонстрирует «глубокое знание» церковной службы и ритуала в отличие от многих пост­советских лидеров, включая бывшего президента Б. Ельцина, который, находясь в церкви, часто выглядел растерянным. Глядя на фотографии напряженных российских политиков, судорожно вцепившихся в свечки во время службы, россияне называют этих людей «подсвечниками». На рели­гиозных лидеров, встречавшихся с российским президентом, он произвел «впечатление настоящего православного». Это первый открыто верующий глава государства, который помогает определить место религии в постсо­ветском пространстве13.

Общественно-личное измерение религиозности заметно и в других сфе­рах. Путин и его супруга регулярно бывают на церковных службах, сам Пу­тин часто посещает церкви и монастыри во время поездок по стране. Рос­сийская пресса публикует статьи о том, что президентская чета, следуя клас­сической российской традиции, обращается за советом и наставлением к монахам. Советником президента часто называют архимандрита Сретен­ского монастыря в Москве Тихона Шевкунова, а супруга президента поддер­живает давние отношения со своей «духовной матерью» Людмилой из Свя-тогорского монастыря.

Отношение Путина к собственной религиозности оказывается привле­кательным для широких слоев населения, которых можно назвать «верую­щими в Путина»: эти люди считают себя православными, имеют представ­ление об учении и обрядах, но при этом комфортно чувствуют себя в свет­ской России. Их устраивает согласие между Церковью и государством, придание православной церкви значимой роли в социальных преобразова­ниях, но они не хотели бы, чтобы церковь, как это было до революции, вновь стала государственной. Иными словами, они одобряют то, что столовая в Го­сударственной Думе сегодня предлагает постное меню, но не хотят, чтобы оно было обязательным14.

12 Московский Комсомолец. 1999. 13 апр.

13 The Washington Times. 2004.02.27.

14 Источник: Newsru.Com. 2004.02.27.

Закономерность массового религиозного сознания заключается в том, что наступающая религиозность очень быстро, ускоренными темпами, превра­щается в чистую формальность. Социологические данные показывают, что сама религия подавляющим большинством, в том числе и православных верующих, понимается «не религиозно», а социально-утилитарно — как средство поддержания культуры и морали. Большинство новых верующих называют себя верующими не столько потому, что они действительно верят в Бога и в неотделимые от веры в Бога основные положения религиозного мировоззрения, а потому что считают, что религия — полезна для общества, быть верующим — хорошо. Посещение церкви, соблюдение постов и т.д.

практически не растут и остановились на довольно низком уровне. Ради мо­литвы в церковь ходят только 18% ве­рующих, ради проповеди — 9%. Таким образом, у громадного числа лиц, даже идентифицирующих себя как верую­щие, вера практически не наполнена никаким конкретным содержанием15. Наряду с внешним этикетом (риту­ально-церемониальная сторона религи­озности) элементом религиозности надо считать следование этическим принципам вероисповедания, напри­мер таким, как сострадание ближним, не прелюбодеяние, соблюдение запове­ди «Не суди и не судим будешь» и др. Основные черты русской православной религиозности, по мнению священни­ка М. Мальцева16, включают в себя: жертвенность, мученичество, исповед-ничество (стояние в вере), жажда подвига; исповедальность; бесконечное тер­пение (долготерпение); покорность Промыслу Божию; избранничество (мес­сианство); верность, достоинство, сосредоточенность, проникновенность, простодушие, мудрость, смирение, поэтичность, непосредственность, откро­венность, братскость в вере; аскетизм; живое чувство всеединства; всепроще­ние; душевность, сердечность, доверительность, человечность, всепоглоща­ющая любовь, сострадательность; тяга к вечному; готовность к сверхчелове­ческому страданию; желание духовно-нравственного совершенства; дар покаяния; совестливость; свободное повиновение, служение не за страх, а на совесть; чувство непрестанного предстояния пред Богом; подвижничество; готовность умереть за идеал. Высшим выражением русской православной религиозности является феномен святости. Святые лучше и полнее, чем кто-либо выразили многообразие русского православного религиозного опыта. Такие нравственные качества, характеризующие русскую религиозность, формировались на протяжение целого тысячелетия. Их невозможно изме-

Воронцова Л.М., Филатов СБ., Фурман Д.Е. Религия в современном массовом сознании // Со-

цис.1995. № 11. С. 81-91.

Свящ. Мальцев М.. О русской православной религиозности (www.samara.orthodoxy.ru).

рить в одном социологическом исследовании или опросе, направленном на изучение массового сознания. Нравственный аспект религиозности прояв­ляет себя в избранных, а не в массовых ситуациях. За всю историю русского православия найдется немало случаев проявления героизма, святости или подвижничества. Тем не менее они не выступают повседневной практикой и не встречаются на бытовом уровне. Подвижнические черты национального характера — итог многовековой истории страны, которая дала целую гале­рею культурных героев: старцы, праведники, блаженные, милостивцы, дол-гострадальцы, утешители, странники, отшельники, благочестивые пасты­ри и монашествующие.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 671. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия