Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вы соблюдаете или не соблюдаете церковные посты? если да, то какие именно посты вы стараетесь соблюдать?





Источник: Фонд «Общественное мнение»: Религиозность и воцерковленность (http://bd.fom.ru)

Как выяснили ученые, ныне сохраняются две тенденции: 1) с ростом образовательного уровня снижается степень религиозности; 2) нетрадици­онная ее форма увлекает по преимуществу людей достаточно образованных. В группе с начальным образованием верующих в Бога 89%, в группе с 7— 8-классным образованием — 66%, в группах с общим средним и специаль­ным средним образованием — соответственно — 47 и 38%, в группах с не­законченным высшим и высшим образованием — 29%. Нетрадиционные ве­рования исповедуют 10% респондентов— прежде всего молодежь и интеллигенция. Неверующими назвались 11%, атеистами — немногим бо­лее 3%. Атеистов больше всего среди военнослужащих (21%), учителей (11%) и работников культуры (9%). Их нет среди колхозников, служащих, бизнес­менов и молодежи17.

Если подходить к религиозности комплексно и со строгих социологичес­ких позиций, то ее придется представлять не как одну единственную пере­менную, которую легко операционализировать, преобразовать в один или несколько анкетных вопросов и получить информацию у респондентов либо

17 Мчедлов М.П. и др. Рост религиозности в России // Социс.1995. № 5. С. 8-13.

обратиться к официальной статистике, которая измеряет ее количественны­ми показателями, например, число верующих в той или иной конфессии.

Религиозность — многомерное и сложно структурированное образова­ние, включающее как минимум три модуса существования: 1) вербальный, т.е. то, что говорит респондент о своей религиозности; 2) эмоциональный, включающий религиозный опыт, религиозные переживания, отношение к Богу и др.; 3) поведенческий, выявляемый по участию индивида в деятельно­сти религиозных организаций, движений, общин, коллективных меропри­ятиях, агитационных или протестных действиях и т.п.

Религиозные чувства — это прежде всего эмоциональное отношение ве­рующих к признаваемому объекту (Богу), ко всему, что связано с ним: ме­стам, действиям, связям, друг к другу и к миру в целом. Религиозные чув­ства взаимосвязаны с религиозными представлениями, мифами, взгляда­ ми, идеалом, верой, поэтому они име­ют определенную направленность, смысл и значение. У верующего человека религиозные чувства являются объектом духовной потребности и стремления к их переживанию, они эмоционально насыщены и могут быть легко ранимы.

Религиозность как компонент религиозного сознания (а не только действия или чувства) выступает в виде представлений, иллюзий, настроений, при­вычек, традиций. Концептуальный уровень религиозного сознания — это систематизируемая совокупность понятий, принципов, суждений, аргумен­тов, в которую включено учение о Боге, природе, обществе, человеке. Ре­лигиозным можно считать человека, который верит в Бога в силу традиции, воспитания в семье или общине, в подражание другим, а также и того, кто сознательно формулирует свои религиозные убеждения, обладает целостной системой взглядов и способен их аргументировано защищать.

Религиозная вера составляет основу религиозного мировоззрения, тенден­ции изменения которого у современных россиян изучаются в ходе социо­логических исследований. По мнению З.И. Пейковой18, основным социо­логическим критерием религиозности выступает вера в Бога. По этому при­знаку религиозность населения возросла с 7—12% в 1970—1980-е гг. до 49—50% в 1997 г. При нынешней глобальной тенденции к секуляризации Россия является едва ли не единственной страной, где число религиозных людей растет. Однако не все, кто верит в Бога, называют себя верующими. В конце 1980-х гг. так называли себя лишь 10% россиян, в 1990-м — уже 27— 29, в 1992-м - 40, в 1995-м - 50,5, в 1997-м - 55,4, в 1998-м - 58%. Значи­тельно опередила все население молодежь — еще в 1994 г. показатель рели­гиозности составлял 64%.

Другие показателем религиозности можно считать мировоззренческий, а именно оценку опрашиваемым места и роли религии, которое она зани­мает в его жизни или должна занимать в обществе. И здесь прослеживаются сходные тенденции. Так, в 1993 г. 32% молодых россиян и 39% москвичей (16—25 лет) ответили, что роль религии в их жизни значительна. К 1997 г. этот уровень вырос до 46,4%.

Пейкова З.И. Отношение к Церкви в России и других странах// Исторический вестник. 2000. № 9-10.

В отечественной литературе была предложена система общих признаков религиозности, включающая два основных ряда:

1. Признаки религиозного сознания (показатели — содержание и интен­сивность религиозной веры, степень религиозной информированности).

2. Признаки религиозного поведения (показатели — содержание и интен­сивность культового и внекультового поведения).

В качестве дополнительных признаков выделяются:

4 конфессиональная принадлежность (получает выражение как в рели­гиозном сознании, так и в религиозном поведении);

«уровень религиозной мотивации поведения (отражает внутренние свя­зи между религиозным сознанием и религиозным (и внерелигиозным) поведением);

«состояние и характер общественного мнения по отношению к религии (фиксирует оценочные суждения о религии и ее социальной роли)19.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 446. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия