Студопедия — Религиозность иллюзорная и подлин­ная
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Религиозность иллюзорная и подлин­ная






Иллюзорная религиозность — отнюдь не синоним чего-то недействительного или тем более ложно­го. Она реальна в той же мере, в какой реальны и неизбежны миражи, галлюцинации, ошибки и заблуждения.

Иллюзорная религиозность может быть уподобле­на сну и сопровождающим его, более или менее яр­ким видениям. Ее основное свойство — опосредо-ванность и вторичность. Человеку кажется, что он имеет дело с самим Богом, у него создается иллю­зия непосредственного общения с Ним. На деле же он общается с созданными им же самим знаками, символами Божества. Верующий прибегает к по­средникам (ангелы, пророки, апостолы, мессия, богочеловек), которых он помещает между собой и Богом. Наконец, и сам юсподь наделяется чис­то человеческими, земными чертами. Иллюзорная религиозность глубоко демократич­на, она есть по преимуществу религиозность на­родных масс. В повседневной жизни это проявля­ется в различных скоплениях верующих — молит­венных собраниях, шествиях, процессиях, паломничествах. В коллективной спаянности — сила иллюзорной религиозности. Иллюзорная религиозность — явление прежде всего общественное. Разумеется, личностные


мотивы здесь также играют существенную роль, но все же эта роль является подчиненной. Как явление общественное, иллюзорная религиоз­ность нуждается в своей социальной организа­ции. Только в Москве насчитывается около 2 000 различных религиозных общин и сект. Отсюда

проистекают: ревниво-агрессивное отношение к «территории», занятой «своими», единоверцами; нетерпимость к инаковерию и инакомыслию; син­дром планетарного лидерства («мы — первые», «мы — лучше и выше всех», «мы — единствен­ные, владеющие божественной истиной»). Обыватель — стержень и главная опора иллюзор­ной религиозности; она позволяет ему хотя бы временами уходить в иной мир от повседневных житейских забот и обязанностей, вносит в его жизнь разнообразие.

Человек, религиозный в подлинном смысле, мыс­лит и чувствует себя не вне Бога, а внутри Него, как Его органическую часть. Поэтому подлинная

взрослого населения, и, по итогам переписи 1937 г., оказалось, что 57% отве­тивших, т.е. большинство населения, назвали себя верующими. Атеизм имел распространение в основном среди мужчин молодого возраста (до 30 лет), грамотных и проживавших в городах. У мусульман, католиков и лютеран про­цент верующих среди молодежи был особенно высок. И это при том, что ис­тинные оценки религиозности респондентам приходилось скрывать30. Но из истории известно, что в моменты кризисного состояния общества растет вли­яние религии на общественную и личную жизнь людей, при этом расширя­ется спектр их религиозных и нерелигиозных верований31.

В 2001 г. исследовательская фирма «Ромир» опросила 2 тыс. человек по всей России и установила, что верующими себя считают 79,6% респонден­тов, а атеистами — только 18%. В октябре 2001 г. ученые НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ (рук. проф. В.Е. Семенов) провели иссле­дование общественного мнения петербуржцев (телефонный опрос, 842 че­ловека). На этот раз цифры получились иные: 50,7 и 43,4% соответственно32. Но сравним другие цифры: 57% верующих среди неграмотных и полуграмот­ных россиян в переписи населения 1937 г. и 50,7% верующих среди высоко­образованной городской интеллигенции Санкт-Петербурга 2001 г.

Не лучше обстоят дела и в европейских странах. К примеру, в Чехии су­ществование оккультных явлений допускают 42,6% респондентов. К хрис­тианству однозначно отнесли себя 10,8%респондентов, а к оккультизму — 9,5%33. Специалисты Социологического института Чешской академии наук

религиозность — и в этом состоит ее самое фун­даментальное отличие от религиозности иллю­зорной — не нуждается ни в каких «посредни­ках» между человеком и Богом. Человек непо­средственно — всей своей жизнью от рождения до смерти — познает Бога внутри себя и откры­вает его вокруг себя. Если человеку на этом пути сопутствует удача — значит, он обрел счастье, даже если он бедствует и живет в нищете. Если этого не происходит — он несчастлив, хотя может жить в довольстве и роскоши. Из сказанного понятно, почему подлинная рели­гиозность по природе своей принципиально вне-конфессиональна. Ей неведомы и чужды «кон­фессионально ориентированные» религии и ре­лигиозные течения, общины, секты с их культами, обрядами, символикой, традициями. Религиозность — существеннейшее и необходи­мейшее свойство личности. Человек, ставший лич­ностью, не может быть безрелигиозным, хотя сво­ей религиозности он может субъективно и не осоз­навать. Человек может стоять вне конфессий и


вообще быть равнодушным к «религиозной жиз­ни» как таковой, но «убежать» от собственной религиозности он не в силах. Подлинная религи­озность стремится к уединению, она чуждается «народности» — собраний, празднеств, коллек­тивных молебствий. По-своему она эгоистична и эгоцентрична.

Как правило, в лоно иллюзорной религиозности человек не приходит сам — его туда приводят. Происходит это или в раннем детстве или в бо­лее позднем возрасте, но тогда, когда человек по большей части еще не успел стать личностью. Искусство — важнейшая сфера единства и вза­имного проникновения религиозности иллюзор­ной и подлинной, та область, где грань между ними стирается полностью либо становится несу­щественной. При этом питающее подлинную ре­лигиозность светское искусство также оказыва­ет влияние на искусство религиозное. Сокращено по источнику: Мочалов И.И. Размыш­ления о религиозности иллюзорной и подлинной (http://atheismru.narod.ru)

0 Жиромская В. Религиозность российского населения в период демографических катастроф 1930-х
годов (www.demoscope.ru).

1 Кулаков П.А. Учащаяся молодежь и религия // Социс. 1995. № 11. С. 91—99.

Голубев Е. Ценности, авторитеты, общественное настроение // СПбУ, 2001 № 31 (3585). 3 Гамплова Д. Программа социальных исследований — 1999 // Соц. ис, 2002. № 7. С. 80-81.

в рамках сравнительного проекта Международной программы социальных исследований «International Social Survey Programm (ISSP)» доказали, что чеш­ские респонденты скорее отрицали традиционные религиозные системы и организованные религии, нежели сверхъестественное вообще. Двоеверие — вера в людей, символы христианства и языческие культы (включая магию, оккультизм, гностицизм, волшебство, каббалу, алхимию и неоплатонизм) — черта не только «славянской души», как пытаются убедить нас некоторые исследователи, но и западной цивилизации в целом. Христианство в чеш­ском исследовании проявило себя скорее как духовная ориентация мень­шинства. Как считает Д. Гамплова, смешение христианства и оккультизма неудивительно, так как в массовом, так называемом народном христианстве, оба типа религиозности всегда традиционно были достаточно прочно свя­заны34. В истинность положений традиционного христианского вероучения верили, согласно исследованию, лишь две пятых католиков, четверть рес­пондентов склонялись как к христианству, так и к оккультизму. Интерес к оккультизму проявляли чаще молодые респонденты, а к христианству скло­нялись, скорее, люди постарше. В существование Бога как личности, по данным того же исследования, верили только 27% респондентов католичес­кого вероисповедания.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 409. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия