Студопедия — Как часто вы обычно посещаете храм?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Как часто вы обычно посещаете храм?






Источник: Фонд «Общественное мнение»: Религиозность и воцерковленность (http://bd.fom.ru)

Религиозность человека — высокая, средняя или низкая — может выра­жаться в частом или редком посещении храма и богослужений, участии в деятельности церковных организаций, в экстремизме и фанатизме, пресле­довании иноверцев и др.

Среди верующих северян, жителей Архангельской области, в 1972 г. мо­лились дома 10% верующих, причем ежедневно — 3,6%, и 6,4% — иногда.

1 Голубев Е. Ценности, авторитеты, общественное настроение // СПбУ. 2001. № 31 (3585). Мчедлов М.П. и др. Рост религиозности в России // Социс.1995. № 5. С. 8-13.

В 1999 г. эти показатели возросли до 54%, 25% — ежедневно и 29% — иног­да. Посещали храмы в 1972 г. 20% верующих, причем 19,3% делали это ред­ко (1—2 раза в год). В 1999 г. храмы посещали 49% верующих, причем регу­лярно (раз в неделю) 8%, раз в месяц 11%, редко (1-2 раза в год) 30%". Со­гласно данным российско-финского исследования64, в 1999 г. в России часто молятся — 15%, иногда — 12, очень редко — 9, только в критических ситуа­циях — 16%; посещают церковь раз в неделю — 3%, раз в месяц — 4, несколь­ко раз в год — 19, раз в год —11, реже, чем раз в год, — 18%; принимали Святое причастие меньше месяца назад — 2%, месяц назад — 2, меньше года назад —4, год назад — 5, несколько лет назад — 12, когда-то в детстве — 17%. Только 1% опрошенных (и только 3% верующих) сказали в 1999 г., что они часто общаются со священником, 1 % (3%) — что они общаются с ним иног­да, 4% (7%) — очень редко, 13% (24%) — в особых ситуациях, таких как по­хороны, крещение и т.д., и 79% (61%) — никогда. В нашей стране один из самых низких уровней посещаемости церкви в Европе65.

На взгляд свящ. Вл. Вигилянского, это достаточно высокие показатели воцерквления: четко выделяется группа людей, имеющая опыт общения через молитву с Живым Богом, — таких 52% наших соотечественников. Среди них 26% так или иначе сознательно посещают церковь. Половина от этого числа причащаются с той или иной степенью периодичности. Они, эти 13%, являются церковными людьми и составляют многочисленную (более 18 млн человек) армию соотечественников, свидетельствующую о религи­озном возрождении в стране66. В табл. 18 приведен уровень религиозности населения за ряд лет.

Таблица 18 Уровень религиозности населения (по самооценке) (РФ, % от числа опрошенных)

 

  1993 (1064) 1995 (1430) 1996 (1612) 1997 (1601) 1998 (1621) 2000 (1312)
Неверующие            
Православные            
Мусульмане            
Принадлежат к другим конфессиям            
Верят в существование сверхъестественных сил, но ни к одной из конфессий не принадлежат            

Источник: Покосов В.В. Динамика уровня религиозности населения // Наука. Политика. Предпри­нимательство. 2001. № 1—2 (7—8).

Таким образом, многое зависит не от самих цифр, а от того, как их ин­терпретировать: те, кто собирал данные, надеялся доказать низкий уровень

63 Гудим-Левкович Г.Е. Религиозная ситуация в Архангельской области в конце XX века (www.rlinfo.ru).

64 Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред.
К. Каариайнена, Д. Фурмана. М.; СПб., 2000.

65 Каариайнен К., Фурман Д. Е. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности) //
Вопросы философии. 1997. № 6. С. 37-38.

66 Свящ. Вигилянский. Вл. Новое исследование по старым рецептам // Новый мир. 2001. № 4.

религиозности в России, а те, кто их заново истолковал, руководствуясь иными критериями, быть может, более аутентичными для православия, по­казал высокий уровень воцерковления.

Анализируя ответы респондентов на прямые вопросы социологической анкеты, судить о степени их религиозности можно, лишь учитывая ситуа­тивные факторы: настроение, уровень информированности людей, степень подверженности влиянию средств массовой информации и многое другое67. Субъективные показатели — оценка собственной религиозности — име­ют как положительные, так и отрицательные стороны. Во-первых, никто не знает лучше, чем сам человек, религиозен он или нет. Даже если он чужд внеш­ней атрибутики, например регулярно не посещает храм, внутренне он может быть глубоко верующим человеком.

Для социологов один из способов оценки религиозности — прямой во­прос респондентам о том, считают ли они себя религиозными людьми. Этот показатель основывается на личной самооценке и не может считаться пол­ностью объективным. Кроме того, воз­никают сложности в связи с тем, что критерии религиозности у каждого человека глубоко индивидуальные. Одни респонденты могут умолчать о своей религиозности лишь потому, что счи­тают ее недостаточно высокой в сравнении с неким эталоном, хотя на фоне общей массы людей они могут выделяться в лучшую сторону. Другие, напро­тив, сходив два-три раза в храм спешат объявить о своей глубокой религи­озности.

На бытовом уровне верующим в России считает себя каждый второй. А уж православным назовет себя каждый третий. И что совершенно парадоксаль­но, по опросам, православных в России даже больше, чем верующих68. Но как определяется принадлежность к церкви? Изредка зайти в храм, поста­вить свечку, принять крещение или окрестить на всякий случай детей? Если обратиться к строгой аналитике, православных в стране всего 2%, т.е. тех, кто регулярно посещает храмы и участвует в таинствах. В чем же причина того, что люди, ищущие духовной жизни, в большинстве своем проходят через храмы, как через проходной двор? На эти вопросы пытаются найти ответ социологи, проводя массовые опросы и научные наблюдения.

Индекс доверия к церкви, религиозным организациям — это субъектив­ная оценка населения, показывающая уровень предпочтения различных социальных институтов как социальных партнеров в гражданском обществе. Как правило, индекс доверия у церкви среди россиян либо самый высокий, либо один из высоких наряду с армией и институтом президентства. Он из­меряется на альтернативно-списочной основе, когда респонденту предла­гают перечень социальных институтов (обычно их более 5) и ранговую шкалу (линейку закрытий), например: полностью доверяю, скорее доверяю, чем

67 Фролов В.А. Станет ли религия духовным пастырем российского солдата? // Социс. 1993. № 12.
С. 83-88.

68 Алешина Т. Какой быть церкви сегодня // Независимая газета. 2003.20.08.

7Б1

не доверяю, затрудняюсь сказать, полностью не доверяю, скорее не доверяю, чем доверяю. Другой метод измерения предлагает выбрать институты, ко­торым респондент доверяет (не доверяет) в наибольшей мере. Исследование, проведенное в 1990 г. Институтом социологии Академии наук совместно с Хьюстонским университетом (США), показало, что из всех социальных институтов наибольшим доверием в России пользуется церковь. На нее на­деются 66,4% опрошенных. Рейтинг церкви может сравниться разве что с рейтингом движения «зеленых» (59,8 %)69.

Можно рассматривать и такой показатель религиозности, как посещаемость церкви или принятие причащения. Но можно ли считать его в достаточной мере надежным? Некоторые люди ходят в церковь потому, что глубоко верят в Бога, а другие посещают ее по обязанности или лишь ради того, чтобы полюбовать­ся архитектурой, внутренним убранством храма, соблюсти традицию и обычай. В то же самое время найдется немалое количество глубоко верующих людей, которые не посещают церковь. Вот почему посещение храма нельзя считать единственно возможным или основополагающим критерием.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 436. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия