Студопедия — Считаете ли вы себя верующим человеком, и если да, то к какому вероиспо­веданию (конфессии) вы себя относите?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Считаете ли вы себя верующим человеком, и если да, то к какому вероиспо­веданию (конфессии) вы себя относите?






Источник: Фонд «Общественное мнение»: Религиозность и воцерковленность (http://bd.fom.ru)

Уровни религиозности можно определять и описывать по привычной пятибалльной шкале: очень высокий; высокий; средний; низкий; очень низкий.

Религиозность населения можно измерять не только по количеству веру­ющих в той или иной конфессии, например на основе социологических оп­росов, выяснив у респондентов конфессиональную самоидентификацию, но также глубину и устойчивость религиозных верований, иными словами, рас­сматривая религиозность как феномен массового сознания. Р.А. Лопаткин предлагает измерять рост уровня религиозности по доле верующих в общем составе населения и повышением степени религиозности, т.е. глубиной веры, интенсивностью религиозных переживаний и культовых действий40.

Социально-экономические перемены, произошедшие в России в 1990-е гг., не могли не отразиться на религиозном сознании и его показателе — уровне религиозности населения. Резко возросла религиозность. Согласно исследо­ваниям середины 1980-х гг., к верующим относили себя около 10% взрослых,

38 Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред.
К. Каариайнена, Д. Фурмана. М.; СПб., 2000.

39 Свящ. Вигилянскии Вл. Новое исследование по старым рецептам // Новый мир. 2001. № 4.

40 Лопаткин Р.А. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной
ситуации (www.religare.ru).

в середине 1990-х гг. — уже 40%. При этом православные до перестройки 1985 г., по одним данным, составляли 6—8%, по другим в 1989 г. их было око­ло '/з, в 1990 - 46%, в 1993 - около '/2, в 1994 - 57%, в 1995 - 42%, в 1996 -около 43% от всего населения. В 1997 г. были получены четыре разных резуль­тата по доле православных: 45, 49, 50 и 55,6% населения. Более высоких по­казателей зафиксировано не было: в 1998 г. 51%, в 1999-м — 54% москвичей41. Иными словами, до перестройки каждый 20-й идентифицировал себя с пра­вославием, к началу 2000-х гг. — примерно каждый второй42.

Согласно общероссийскому опросу Института социологического анализа, в 1997 г. 49% жителей России старше 18 лет считали себя православными, 37,4% — не считали себя верующими, 8,3% затруднились ответить, 3,2% на­звали себя мусульманами, лишь 0,8% — приверженцами протестантских деноминаций, 0,2% —католиками, 0,2% —буд­дистами, 0,1% — иудаистами, еще 0,8% делят между собой остальные религии43. Согласно этносоциологическим исследованиям в Татарстане (бывшей Татарской АССР) в начале 1970-х гг. среди татар доля религиозности была выше, чем среди русских. Это относится как в целом к татарам и русским, так и ко всем социально-профессиональным, возрастным и половым груп­пам44. Религиозность больше была присуща старшему поколению. Среди опрошенных татар в возрасте 50—59 лет верующими назвали себя 57%, отмечающими религиозные праздники — 58%. Среди 18—22-летних опро­шенных верующими назвали себя 6%, отмечающими религиозные праздни­ки — 13%. По социально-профессиональному признаку менее всего рели­гиозными были следующие категории населения (в порядке уменьшения атеистичности): интеллигенция (40,4% атеистов), служащие (19,3%), меха­низаторы (12,1%), разнорабочие и другие работники ручного физического труда (4,5%)45. Новейшие исследования в этой области дают следующие ре­зультаты: верующими называют себя 86% татар — жителей села и 67% горо­жан46. Уровень религиозности для представителей различных возрастных групп следующий: среди лиц 60 лет и старше — 84% верующих, 30—39 лет — 65%, 18—24 года — 53%)47. Уровень образования больше не оказывает опре­деляющего влияния на уровень религиозности, как это было совсем недавно. Однако входе исследования Е.С. Элбакян и СВ. Медведко48, охватившего все регионы России и все конфессии, обнаружилось явно выраженное чис-

41 Пейкова З.И. Отношение к Церкви в России и других странах//Исторический вестник. 2000. №9—10.

42 Возможно, произошла стабилизация процесса самоидентификации.

Зубов А.Б. Православная вера, национальная психология и политика // Полития. Вести, фонда «Российский общественно—политический центр». М., 1997—1998. № 4 (6). С. 28.

44 Социальное и национальное. Опыт этносоциальных исследований по материалам Татарской АССР.
М., 1973. С. 136-137.

45 Там же. С. 137-138.

Гузенкова Т.С, Коростелев А.Д. Этнокультурная ситуация в республиках Российской Федерации. М., 1994.

Возрождение культурных ценностей Ислама в национальном движении и повседневном поведе­нии татар (www.mtss.ru).

Элбакян Е.С, Медведко СВ. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения рос­сиян.//Социс, 2001, №8.

ленное превосходство верующих над неверующими среди старшего поколе­ния и обратное соотношение среди молодежи и лиц среднего возраста. Ве­роятно, с возрастом люди больше задумываются над проблемами жизни и смерти, а возможно, что скрывавшие в советское время свои религиозные убеждения пожилые люди сегодня смогли открыто о них заявить. По кри­терию грамотности неверующие в целом являются более образованными, чем верующие, которые преобладают только в группе людей, не имеющих законченного среднего образования. Имеют ученую степень, высшее, сред­нее образование и не имеют среднего образования среди верующих, соот­ветственно, 2, 21, 65 и 12%; среди неверующих — 3, 23, 68 и 6%. В соотно­шении верующих и неверующих среди мужчин и женщин в России суще­ствует четкая связь между полом и верой: среди верующих преобладают женщины, составляя примерно 60% общего числа верующих, в то время как среди неверующих женщины составляют примерно 35—40%. Социологи пришли к важному выводу: социально-демографические характеристики контингента верующих и неверующих в России не изменились со времен советской власти: среди верующих в качестве большинства оказываются женщины, пожилые люди и люди с невысоким уровнем образования. Среди неверующих, напротив, преобладают мужчины, относительно молодые, с высоким уровнем образования. Исследования, проводимые в 1960—1980-е гг. в Советском Союзе подтверждают те же тенденции49. Верующие как тогда, так и теперь относятся к малодоходным группам населения, а неверующие — к более обеспеченным (табл. 16).

Таблица 16

Распределение верующих и неверующих на группы в соответствии со среднемесячным доходом на одного члена семьи (в %)

 

Среднемесячный доход руб./человек Верующие Неверующие Общее
До 600 48,0 34,7 42,9
От 601 до 1200 37,1 45,6 40,3
От 1201 до 2400 11,2 14,9 12,6
От 2401 до 4 800 2,7 4,0 3,2
От4801 и выше 1,0 0,9 1,0
Итого 100,0 100,0 100,0

Источник: Элбакян Е.С., Медведко СВ. Влияние религиозных ценностей на экономические пред­почтения россиян. // Социс. 2001. № 8.

Уровень религиозности варьируется в разных возрастных группах в зави­симости от того, в какие годы проходила ее активная социализация. По резуль­татам социологического исследования, проведенного в 2002 г. аналитическим управлением департамента информационной политики Тюмени (2 500 опро­шенных) в городах и районах Тюменской области, верующими себя назвали 54,7%50. Во всех возрастных категориях процент людей, считающих себя ве­рующими, выше процента людей, считающих себя неверующими. Возраст­ная динамика верующих выглядит таким образом: с 61% число верующих в

49 Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979; УгриновичД.М. Введение в религиоведение. М., 1985.

50 Информация о религиозной ситуации в Тюменской области (http://ta.trtc.ru).

первой возрастной группе — 18—26 лет — снижается до 54%, во второй груп­пе — 27--36 лет — и достигает своей нижней отметки (48%), в третьей возра­стной группе — 37—45 лет. В следующей, четвертой группе — 46—54 года — количество верующих поднимается на 2%, в пятой — еще на 2% (55—63 лет), в шестой поднимается на 5% (64—73 года), снижается на 6% в седьмой группе (74-82 года) и резко взлетает до 80% в восьмой группе — старше 83 лет.

Падение числа людей, считающих себя верующими, в возрастном проме­жутке первых трех возрастных категорий с 61% до 48% может быть объясне­но особенностями социализации, проходившей в разные исторические эпо­хи. Так, социализация тех, кому сейчас 18—26 лет (годы рождения 1984-1976), протекала с 1986 по 1991 г. — период горбачевской перестройки; возрастная

группа 27—36 лет (1975—1966) вступила в полосу активной социализации в 1976—1985 гг. — брежневско-горбачевс- кий период. А вот третью группу — 37— 45 лет — составляют «чистые брежнев-цы», которым к 1991 г. было по 30 лет. Начиная с 20 лет, их активная социали­зация прошла под флагом атеизма.

Некоторые авторы, в частности Г.Е.Гудим-Левкович51, определяет уро­вень религиозности как количественный показатель наличия и масштабов распространения влияния религии, устанавливаемый через процентное со­отношение респондентов, обладающих признаками религиозности, ко всей выборочной совокупности. Оценка этого зависит от степени религиозности — количественно-качественного показателя, фиксирующего интенсивность проявления признаков религиозности на исследуемом объекте. Комплекс­ным показателем религиозности, раскрывающим ее конфессиональные, национальные, региональные и исторические особенности, выступает ха­рактер религиозности. Обобщающим понятием, охватывающим все парамет­ры исследуемого объекта, т.е. уровень, степень и характер религиозности, должно быть «состояние религиозности».

Как считает священник М. Мальцев52, характер религиозности опреде­ляется ее содержанием, носителем, преобладающим признаком, направлен­ностью и другими факторами. В этой связи можно различать религиозность:

♦ истинную и мнимую (ложную, псевдорелигиозность);

♦ индивидуальную и массовую, личную, семейную, групповую, народ­ную (народа в целом) или общественную;

♦ сокровенную и открытую, тайную и явно манифестационную;

 

♦ глубокую и поверхностную;

♦ развитую и неразвитую;

♦ конфессионально ориентированную или неконфессиональную (на­пример, политического, литературного характера и т. д.).

Конкретные показатели религиозности, по его мнению, зависят от той сферы православной жизни, которую рассматривает исследователь: подвиж­ничество, почитание святых и святынь, паломничество, русский православ­ный фольклор и песнетворчество, храмоздательство (забота о благосостоя­нии храмов), благотворительность.

Гудим-Левкович Г.Е. Религиозная ситуация в Архангельской области в конце XX века (www.rlinfo.ru). Свящ. Мальцев М. О русской православной религиозности (www.samara.orthodoxy.ru).

Другим претендентом на роль обобщающего показателя выступает понятие «религиозная ситуация». Основное ее содержание определяется состоянием ре­лигиозности, которое рассматривается в двух аспектах, или на двух уровнях: массового сознания и институциональном. В первом случае — это характерис­тики религиозности населения, во втором — характеристики деятельности ре­лигиозных организаций. По мнению Р.А. Лопаткина53, «религиозная ситуа­ция» — это обобщающая характеристика всего комплекса религиозных прояв­лений на конкретном исследуемом объекте (поселенческая, производственная, административная или территориальная единица) в определенный момент времени, в их взаимосвязи между собой и с социальной целостностью (социу­мом, другими сферами и сторонами общественной жизни). Религиозная ситу­ация характеризуется наличием, типом (характером) и интенсивностью рели­гиозных проявлений, динамикой и направленностью их изменений, характе­ром и степенью их воздействия на общество или исследуемый объект.

«Благословение-Развитие религиозной ситуации в России К. Каариайнен и Д. Фурман54 представляют как движение «духовного маятника», который раскачивается между религиозностью и атеизмом на протяжении истории российского общества. По их мнению, общий низкий уровень религиозности сочетает­ся сегодня с высоким уровнем общественно-политического внимания к религии. Дело в том, что именно в религии многие политики и обществен­ные деятели ищут источник «национальной идеи»55. В Эстонии русское и русскоязычное население, используя усиление православия как средство противодействия ассимиляционным тенденциям, демонстрирует гораздо более высокий уровень религиозности, чем население России56.

Уровень религиозности у некоторых народов является элементом этни­ческого самосознания. Правда, в современных условиях он ведет себя дос­таточно противоречиво. Так, если проанализировать результаты опросов

53 Лопаткин Р.А. Религиозная ситуация (www.religare.ru).

54 Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред.
К. Каариайнена, Д. Фурмана. М; СПб., 2000.

55 Там же. С. 242.

56 Там же. С. 244.

городского и сельского населения Татарстана в 1994 г., то с одной стороны, на вопрос «что роднит Вас с людьми Вашей национальности?», на первом месте у горожан-татар назван язык (76,9%), на втором — культура, обычаи, обряды (66,7%), далее — черты характера, психология (50,8%), историчес­кие судьбы, прошлое (33,5%), общая государственность (21,7%), и лишь на последнем месте — религия (21,4%). С другой стороны, среди условий, не­обходимых сейчас более всего для возрождения народа, поддержка религии была названа 48,8% сельских жителей и 30,7% горожан57.

Методологические трудности в работе с показателем «уровень религиоз­ности», который кажется на первый взгляд совершенно ясным и точно из­меряемым, возникают всякий раз, ког­да социолог ставит вопрос: а кого счи­тать религиозным человеком? Так, в 1993 г. уровень религиозности (количе­ ство верующих в Бога и соблюдающих религиозные обряды) составил по Рос­сии 10%, в Архангельской области 5%. Такие данные вступают в противо­речие с общепризнанной статистикой, отмечавшей всплеск религиозности в стране именно в этот период, когда по разным сведениям уровень ее коле­бался от 40 до 80%. Такая ситуация вполне объяснима, поскольку в первом случае, эти цифры отражали количество верующих в Бога и соблюдающих религиозные обряды, а во втором — количество верующих в Бога. В одном случае люди сами идентифицировали себя с религией, а в другом — за ними наблюдали со стороны и фиксировали, как часто они соблюдают обряды.

Многие социологические исследования основаны на самоидентификации (самооценка, самоопределение, самозачисление) респондента, наличной, субъективной оценке уровня своей религиозности. В связи с этим нужно помнить, что может происходить некоторое искажение объективной реаль­ности в сторону завышения или занижения оценки степени собственной религиозности, причем отчасти такое происходит непроизвольно. Завыше­ние религиозной самооценки случается чаще всего в силу неопытности в религиозной жизни, когда любой уровень религиозного опыта, даже самый небольшой, кажется человеку достаточным или значительным. И субъектив­но он в этом прав. Занижение уровня религиозности присуще индивидам с максимально большим опытом духовной жизни. Гипертрофированная кри­тичность по отношению к себе происходит в силу особенностей православ­ного самосознания. Трудно судить о степени искажения самооценки в ту или иную сторону, но в любом случае самоинденфикация является показателем значимости религиозных ценностей для человека58. В табл. 17 приведена динамика уровня религиозности населения за 1988—1992 гг.

Весной 2000 г. Российским независимым институтом социальных и на­циональных проблем проведено социологическое исследование по репре­зентативной всероссийской выборке (опрошено 2050 человек)59. Для выде-

7 Возрождение культурных ценностей Ислама в национальном движении и повседневном поведе­
нии татар (www.mtss.ru).

8 Журавлева И.В., Пейкова З.И. Религиозность российских и финских подростков // Социс. 1998.
№ 10. С. 138.

Элбакян Е.С., Медведко СВ. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения рос­сиян.//Социс. 2001. № 8.

ления групп верующих выбран критерий самоопределения (самоидентифи­кации). В выборке оказалось 42% верующих и 28% неверующих, 30% колеб­лющихся. Анализируя проблемы самоидентификации респондентов, ученые обратили внимание на то, что в массовых опросах существует довольно се­рьезное несовпадение общего числа верующих с общим количеством при­верженцев конкретных конфессий (69,5%), т.е. при мировоззренческой са­моидентификации часть респондентов не определяет себя как верующих, но в то же время, отвечая на вопрос «Если Вы верующий, то к какой конфес­сии себя относите?», считают себя приверженцам тех или иных, чаще всего традиционных конфессий. Подобное явление объясняется идентификаци­ей ими «православия» или «ислама» с национальным образом жизни, с той культурой, типом цивилизации, принадлежность к которым для данных респондентов естественна.

Таблица 17 Динамика уровня религиозности населения (по самооценке) (РСФСР, РФ, % от числа опрошенных)

 

Признали себя        
Нерелигиозными (атеистами)        
Православными        
Верующими других конфессий        
Затруднились ответить или не дали ответ        

Источник: Чеснакова В.Ф. Процесс воцерковления населения в современной России. М., 1994. С. 3.

По результатам исследований ВЦИОМ, если в 1989 г. только 30% опро­шенных считали себя православными, то в 2002 г. эта цифра выросла до 57%. При этом всплеск числа верующих наблюдался чаще всего в нестабильные с экономической точки зрения годы — 1993, 1994 и 1999 г. (соответственно 50, 56 и 54%). Пока неясно, чем объяснить рекорд религиозности 2002 г. — самого стабильного, по уверениям экономистов, за последние 10 лет. Как заявляли социологи ВЦИОМа, последнее время наблюдается явная тенден­ция роста числа верующих в стране60.

Однако в 2003—2005 гг. рост религиозности населения замедлился, он уже не носил взрывного характера, как десять лет назад. Религиозные органи­зации, как правило, уже вобрали в себя определенное количество привер­женцев. Нынешняя ситуация характеризуется не столько внутренними ре­лигиозными процессами, сколько внешними. Речь идет о влиянии религи­озных объединений на общественную жизнь и государственную политику.

Правда, первым сообщил о новой тенденции — замедлении темпа роста религиозности населения — Санкт-Петербург, который, как правило, рань­ше других улавливает тенденции изменения общественного сознания. В 1995 г. в Санкт-Петербурге был максимум верующих (61,3%), затем шло постепенное уменьшение (60% в 1999 г., 58,6% в 2000 г.). Меньше всего ате­истов было тоже в 1995 г. (34,8%), постепенно их число увеличивается (37% в 1999 г., 37,3% в 2000 г.). Если по стране число верующих растет, то в Пе-

50 Известия.Ru. 25.04.2003.

тербурге — обратная тенденция: их количество падает. Это связано и с тем, что некоторые разуверились в церкви, а также с процессами, происходящи­ми внутри самой церкви, и с гедонистическими устремлениями, все проч­нее уживающимися в жизни современных россиян61. Если же учесть, что Пе­тербург всегда был городом опережающих тенденций, то можно сказать, что подобные же процессы будут постепенно охватывать и всю страну.

В целом религиозная активность населения и раньше была невелика. К примеру, посещает храм ежедневно 1 % верующих, в неделю не менее трех раз — 2%, один раз — 7%, только по религиозным праздникам — 11%, «из­редка, когда есть время» — 39%. Вовсе не бывают на богослужениях — 23%. Что же касается соблюдения религиозной обрядности, то ее можно считать относительно высокой. Регулярно исполняют обряды 10%, частично —47%, не исполняют совсем — 31%. По систематичности отправления религиоз­ных обрядов высшую ступень занимают пенсионеры (31%), вслед за ними идут 16-17-летние (14%)62.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 608. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия