Лион Фейхтвангер. Москва 1937. Отчет о поездке для моих друзей. / Пер. с немецкого. – М., 1937. С.8.
С радостной жадностью эти пролетарии и крестьяне с молодыми и свежими мозгами принимаются за изучение новых для них наук, глотают и переваривают их, и непосредственность, с которой их юные глаза впитывают накопленные тремя тысячелетиями знания, с которой они открывают в них новые, неожиданные стороны, подбодряет того, кто после всего пережитого со времени войны был уже готов отчаяться в будущем человеческой цивилизации. Глупы и самонадеянны? Андре Жид рассказывает о самомнении этого молодого поколения. Он описывает, как его спрашивали о том, имеется ли и в Париже метро, как ему не хотели верить, что во Франции русские фильмы допущены к демонстрации, как ему надменно и пренебрежительно заявили, что совершенно излишне утруждать себя изучением иностранных языков, потому что все равно у заграницы учиться больше нечему. Так как советские газеты очень часто, говоря о московском метро, сравнивают его с заграничными, так как они постоянно выражают свою радость по поводу успеха советских фильмов именно во Франции, то очевидно, что Андре Жид имел дело с несколькими глупыми и дерзкими юнцами, представляющими в своей среде исключение. Мне, во всяком случае, такие вопросы никогда не задавались, хотя я провёл с советской молодёжью очень большое количество бесед. Я был приятно удивлён, увидев, сколько студентов знают немецкий, английский или французский языки или даже два и три из этих языков. Советский читатель Писателю доставляет истинную радость сознание того, что его книги находятся в библиотеках этих молодых советских людей. Почти во всех странах мира имеются заинтересованные читатели, обращающиеся с любознательными вопросами к автору. Однако на Западе в большинстве случаев книги являются только культурным времяпрепровождением, роскошью. Но для читателя Советского Союза как будто не существует границ между действительностью, в которой он живёт, и миром его книг. Он относится к персонажам своих книг, как к живым людям, окружающим его, спорит с ними, отчитывает их, видит реальность в событиях книги и в ее людях. Я неоднократно имел возможность обсуждать на фабриках с коллективами читателей свои книги. Там были инженеры, рабочие, служащие. Они прекрасно знали мои книги, некоторые места даже лучше, чем я сам. Отвечать им было не всегда легко. Они, эти молодые крестьянские и рабочие интеллигенты, задают весьма неожиданные вопросы, защищают свою точку зрения почтительно, но упорно и решительно. Они лишают автора возможности спрятаться за законы эстетики и рассуждений о литературной технике и поэтической свободе. Автор создал своих людей, он за них отвечает, и если он на вежливые, но решительные возражения и сомнения своих молодых читателей даёт не вполне правдивые ответы, то читатели немедленно дают ему почувствовать своё неудовольствие. Очень полезно беседовать с такой аудиторией. Заражающее счастье Да, эта молодёжь распространяет вокруг себя заражающее чувство силы и счастья. Глядя на неё, понимаешь веру советских граждан в свое будущее, веру, которая помогает им не замечать недостатков настоящего.
Вопрос: Выдающийся немецкий писатель Лион Фейхтвангер, побывав в СССР в 1937 году пускается в заочную полемику с побывавшим на год ранее в Москве известным французским прозаиком Андре Жидом. Как Вы думаете, чем можно объяснить восторженные слова о всеобщем заражающем счастье в СССР в это время? Источники: 1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. 2. Парчевский К.К. По русским углам. – М., 2002. 3. Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России. — М., 1992. 4. Русское зарубежье: Хроника научной, культурной и общественной жизни. М., 1997. 5. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры: Первая половина ХХ века. – М., 2003.
Литература: 1. Бибикова И., Володина Т., Иникова С., Каганович М., Пронина И., Хандурина Е. Художественная жизнь Советской России. 1917-1932: события, факты, комментарии: сборник материалов и документов. – М., 2010. 2. Дашкова Т. Телесность - Идеология - Кинематограф. Визуальный канон и советская повседневность. – М., 2013. 3. Куляпин А., Скубач О. Мифология советской повседневности в литературе и культуре сталинской эпохи. – М., 2013. 4. Манин В. Искусство и власть. Борьба течений в советском изобразительном искусстве 1917-1941 годов. – СПб., 2008. 5. Прохоренко А. Очерки по истории и философии культуры русского зарубежья. – СПб., 2010. 6. Соскин В.Л. Российская советская культура. 1917-1927. Очерки социальной истории. – М., 2004.
[1] Ленин В.И. Полное собрание сочиненийв 55 тт. – М., 1960 – 1975 гг. – Т.35. – С. 289. [2] Ленин В.И. Полное собрание сочиненийв 55 тт. – М., 1960 – 1975 гг. – Т.36. – С. 53. [3] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения (2-е издание). – М., 1955-1981 гг. - Т. 46. - Ч. II. - С. 221. [4] Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения (2-е издание). – М., 1955-1981 гг. - Т.10. - С.123. [5] «Литературная газета», 1934, №1, 5 января. [6] Маяковский В.В. Полное собрание сочинений в 13-и томах. – Т.1. – М. 1955. [7] В.И. Ленин. Полн. Собр. Соч. -Т. 38. - С. 142; В.И. Ленин. Полн. Собр. Соч. - Т. 40. - С. 102. [8] Ленин В. И. О пролетарской культуре. // Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т. 41. - С. 337. [9] Материалы Первой Московской Конференции пролетарских писателей. (М., 1923. – С. 198.)// http://www.ruthenia.ru/sovlit/j/3027.html [10] Переписка Максима Горького и Иосифа Сталина // Новый мир. – 1997. - №9. – С.13. [11] Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т. 45, с. 401. [12] Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т. 41. - С. 304. [13] Декрет Совета Народных Комиссаров о регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений. // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР М. - 1942. С. 1008. [14] В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. Беседы о советских художниках. М.-Л., 1964. [15] Цеткин К. Воспоминания о Ленине. – М.: Политиздат, 1976. – С. 15. [16] Кравец С. Метро на Западе (путевые заметки) // Архитектура СССР. – 1934. – № 4. – С. 62. [17] Болтянский Г.М. Ленин и кино. М.- Л., 1925. - С. 19. [18] Ленин В.И. Полн. собр. соч. – Т.27. – С. 219. [19] Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука. 1988. - С. 409–410. [20]Кольцов Н.К. Улучшение человеческой породы // Русский евгенический журнал 1922. - Т.1. - Вып.1. - С.3—27. [21] Цит. по: Ш. Шампетье. В СССР ланировали создание сверх-человека //Потенное. –Вып. I. – СПб, 2004 // http://refdb.ru/look/1308095-pall.html
[22] Цит. по: Ярошевский М.Г. Сталинизм и судьбы советской науки // Репрессированная наука / Под ред. М.Г. Ярошевского. - М., 1991. - С.77.
[23] ГАРФ. Ф. 7279, ОП. 7. Д. 18. Л. 132. [24] Документы КПСС о Ленинском комсомоле и пионерии. – М., 1987. – С. 32. [25] Пешехонов А.В. Почему я не эмигрировал. – Берлин, 1923. – С. 5. [26] Парчевский К.К. По русским углам. – М., 2002. – С. 104. [27] Цит. по: Ю. А. Крестинский. А. Н. Толстой. Жизнь и творчество (Краткий очерк), - М., 1960. - С.61.
|