Развитие искусства в среде русской эмиграции
При всем разнообразии политических убеждений, социального положения и возможностей среди эмигрантов великая русская культура как основа исторической памяти и национальной самоидентификации продолжала быть объединяющим и сплачивающим разбросанное по всему миру уникальное экстерриториальное государство «Русское Зарубежье» звеном. В эмигрантских центрах, как правило, столицах принявших их государств – воссоздавалась атмосфера старой России: устраивалось коллективное празднование традиционных праздников, благотворительные вечера и балы. Открывались повсюду русские столовые и рестораны, часто с цыганским хором. По мере угасания надежды на возвращение усиливалось понимание необходимости сохранить русскую национальную традицию. В Русском Зарубежье развился культ А.С. Пушкина. День рождения великого поэта с 1925 года стал отмечаться как общеэмигрантский "День русской культуры" вплоть до начала Второй мировой войны. В этот день русская эмиграция, по выражению писателя Е.Н. Чирикова, "олицетворяла себя с Ноевым Ковчегом во время потопа": устраивались балы, выпускались альманахи, специальные журналы, проводились конференции, ставились спектакли. В эмиграции оказались многие известные писатели дореволюционной России: А.И. Куприн, И.А. Бунин, Б.К. Зайцев, Е.Н. Чириков, И.С. Шмелев. Продолжая лучшие традиции русского реализма за рубежом, они создали прекрасные образцы высокой литературы. Тоска по Родине, ностальгия предопределили особую силу эмоциональной передачи глубокого осмысления не только революционных событий в России, но и смысла человеческого существования в их произведениях. Общемировым признанием реалистической школы русской прозы стало решение Нобелевского комитета о награждении в 1933 г. писателя И.А. Бунина за роман «Жизнь Арсеньева». Следует отметить, что в числе кандидатов были также писатель-эмигрант Д.С. Мережковский, поклонник фашизма, воспевавший в своих произведениях альтернативные формы сексуальности, и не признаваемый им всемирно известный писатель из Советской России А.М. Горький с выдающимся романом «Жизнь Клима Самгина». Представители Серебряного века русской культуры талантливые русские поэты и прозаики также внесли свою лепту в сокровищницу отечественной и мировой культур. Б.К. Зайцева, И.С. Шмелева, Д.С. Мережковского переводили и издавали на многих языках. Как и в предреволюционные годы, большой популярностью у эмигрантов пользовался знаменитый юмористическим писатель А.Т. Аверченко, чей сборник язвительных памфлетов «Дюжина ножей в спину революции» привлёк внимание В.И. Ленина, который признал книгу «озлобленного до умопомрачения белогвардейца» «высокоталантливой». Большой популяностью также пользовались сатирики Саша Черный (А.М. Гликберг) и Дон Аминадо (А.П. Шполянский). Произведения бывших сатириконцев, напоминавшие о прежней жизни, были не менее дороги русским изгнанникам, чем большие романы знаменитых писателей.
Ветерок с Бульвар-Мишеля Сладострастно дует в грудь... За квартиру он не платит, — Отчего ж ему не дуть.
У французского народа Чтой-то русское в крови: По-французски — запеканка, А по-русски — «о-де-ви». (Саша Черный «Парижские частушки», 1930) За рубежом развивалась и поэзия Серебряного века, благодаря творчеству К.Д. Бальмонта, И. Северянина, З.Н. Гиппиус, М.И. Цветаевой. В эмиграции дебютировали молодые таланты: В.Ф. Ходасевич, И.В. Одоевцева, Г.В. Иванов, Е.Л. Таубер и А.П. Дураков. Оживление в литературную жизнь русской эмиграции внесли Н.Н. Берберова и, конечно же, В.В. Набоков (Сирин). Глубинный анализ эмоционально состояния персонажей в сочетании с увлекательным сюжетом сделал его произведения: «Машенька», «Защита Лужина», «Приглашение на казнь», «Дар», всемирно известными и любимыми. Эмигрантская пресса также продолжала традиции старой России. С 1918 по начало 1930-х гг. на русском языке выходило более тысячи периодических изданий. Одними из самых популярных газет эмиграции являлись "Последние новости" (Париж), редактором которой был П.Н. Милюков; "Возрождение" (Париж) (первым редактором был П.Б. Струве), "Руль" (Берлин), "Заря" (Харбин). Выходившие издания были всех политических оттенков и направлений. Среди журналов Русского Зарубежья большим авторитетом пользовались посвящённые проблемам русской культуры "Современные записки". Они стали сокровищницей высочайшего творчества литературной элиты зарубежного русского мира. В них печатались публицисты, писатели и поэты, произведения которых вошли в золотой фонд мировой культуры: А.Н. Толстой, А. Белый, В.В. Набоков. И.А. Бунин, М.А. Алданов, И.С. Шмелев, А.М. Ремизов, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский, В.А. Маклаков и Б.Э. Нольде, М.И. Цветаева, В.Ф. Ходасевич, Г.В. Иванов. Журнал являлся публицистической площадкой и для религиозных философов: Л.И. Шестова, С.Л. Франка, Г.В. Флоровского и других. Литературные пристрастия эмигрантской молодёжи тяготели к авангарду и экспериментам. Ностальгические настроения старшего поколения предопределили спрос на русскую литературную классику, который полностью удовлетворялся эмигрантскими издательствами. Музыкальное и изобразительное искусство эмигрантской России легко интегрировалось в международную художественную среду, так как не было ограничено языковым барьером и было хорошо известно ещё в дореволюционные времена. Ещё в 1906 году С.П. Дягилев привёз в Париж выставку русских художников. А с 1908 года на всю Европу, а потом и весь мир прогремели знаменитые дягилевские «Русские сезоны» — гастрольные выступления русских артистов балета и оперы. Многие артисты русского балета после событий 1917 года так и остались за границей: А.П. Павлова, Т.П. Карсавина, М.Ф. Кшесинская, В.А. Коралли, О.И. Преображенская и А.Д. Данилова. После смерти С.П. Дягилева в 1929 году его дело продолжил С.М. Лифарь. Он возглавлял Национальный балет Франции. Русский балет за границей внёс огромный вклад в мировую хореографию. За рубежом получило развитие творчество художников Серебряного века. Многие из них сотрудничали с «Русскими сезонами», делая декорации и эскизы костюмов оперных и балетных спектаклей. Среди них стоит выделить знаменитых «мирискуссников»: А.Н. Бенуа, Л.Н. Бакста, Н.С. Гончарову. На Западе получили признание художники К.А. Коровин, З.Е. Серебрякова, в том числе, и как декораторы. В искусстве оформления книг проявили себя художники-иллюстраторы И.Я. Билибин, М.В. Добужинский и Л.В. Зак. Особый вклад в развитие авангардной живописи внесли один из основоположников абстракционизма В.В. Кандинский и «сюрнатуралист» М.З. Шагал.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова (урожденная Лансере) (1884 – 1967) — одна из первых художниц, вошедших в историю мировой живописи. Родилась под Харьковом. Имеет дворянское происхождение. З.Е. Серебрякова родилась в творческой семье. Её дядя по линии матери был известный художник и основатель объединения «Мир искусства» А. Бенуа. Мать была художником, отец - скульптором. В 1900 г. Зинаида Серебрякова поступила в художественную школу княгини М. К. Тенишевой. Её учителем был знаменитый художник О.Э. Браз. В 1905 -1906 гг. она занималась в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже. Уже в её ранних работах – портретах и пейзажах выявился особый «серебряковский» стиль. Успех приходит к молодой художнице в 1910 году, когда на выставке русских художников в Москве Третьяковская галерея приобрела её работы: автопортрет «За туалетом» и «Зеленя осенью». В 1914—1917 гг. Зинаида Серебрякова пишет картины, посвященные русской деревне и крестьянскому труду:«Крестьяне», «Спящая крестьянка», «Беление холста». Создаёт серию автопортретов. В 1916г. А. Бенуа привлек Зинаиду и её брата художника Евгения Лансере, а также художников-«мир-искуссников» к работе над росписью Казанского вокзала в Москве. Серебрякова аллегорически представила тему Востока, изобразив Индию, Японию, Сиам и Турцию в виде красавиц. В годы гражданской войны от тифа умер её муж, и Зинаида Сергеевна с детьми перебралась в Петроград, в квартиру деда – известного архитектора Н. Бенуа. Дочь Серебряковой начала заниматься балетом. Посещение Мариинского театра, общение с балеринами оказало влияние на творчество художницы, что выразилось в появлении ряда замечательных картин на сюжеты театральной жизни: «Портрет А.Д. Даниловой в театральном костюме», «Снежинки», «В балетной уборной Большие балерины». В 1924 году на выставке русского изобразительного искусства в Америке работы Серебряковой были по достоинству оценены. Этот успех сподвиг художницу на поездку в этом же году в Париж для получения новых заказов. Однако из Франции она так и не вернулась. В эмиграции З.Серебрякова пишет выразительные портреты, среди них стоит выделить портреты Р.З убовой, Б.Е. Поповой, М. Бутаковой. В конце 1920-х гг. она едет в Африку, создает серию работ, посвящённых марокканской природе, пишет портреты арабских женщин и африканцев в ярких тюрбанах. В начале 1930-х гг. Серебрякова пишет картины, посвящённые рыбакам Бретани. Во времена хрущёвской «оттепели» советские власти разрешают контакты с Серебряковой. В 1965 году в Москве, а через год в Ленинграде и Киеве были устроены выставки её работ, которые принесли Зинаиде Серебряковой настоящую славу и зрительскую любовь на Родине. Её творчество в СССР было оценено по достоинству и поставлено на один уровень с Ренуаром. Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась в Париже в 1967 г.
Творчество талантливых русских композиторов на Западе вызвало всеобщее признание и любовь, способствовало пропаганде национальной музыкальной культуры. Композиторы И.Ф. Стравинский, С.А. Кусевицкий, С.С. Прокофьев за рубежом создали одни из самых лучших своих творений. Самый русский по духу своей музыки композитор и виртуозный пианист С.В. Рахманинов, оказавшись в эмиграции, продолжал развивать классические традиции отечественной культуры. Признание за рубежом получили и российские певцы. Среди которых следует выделить уникального русского баса Ф.И. Шаляпина и настоящих кумиров эмигрантской эстрады М.И. Вавича и В.А. Козина. Духовное состояние и настроение русской эмиграции, её ностальгию, тоску по Родине передал в своём творчестве А.Н. Вертинский.
Проплываем океаны, Бороздим материки И несем в чужие страны Чувство русское тоски.
И никак понять не можем, Что в сочувствии чужом Только раны мы тревожим, А покоя не найдем. (А. Вертинский «О нас и Родине», 1935 г.)
Песни о судьбах забытых и потерянных людей, которые он часто пел в образе печального «субтильного Пьеро» принесли Вертинскому славу выразителя духа Русского Зарубежья. Это было, было и прошло. Все прошло, и вьюгой замело. Оттого так пусто и светло… Вы, слова залетные, куда?! Тут живут чужие господа И чужая радость и беда. И мы для них чужие навсегда! (А. Вертинский «Чужие города», 1932 г.) В эмиграции оказалась также большая группа русских актеров и театральных деятелей. В 1920-е годы выступали перед русскоязычной аудиторией "Пражская группа" артистов Московского художественного театра и труппа М.А. Чехова. Выносили на суд зрителя свои спектакли артисты "Русского романтического театра" (Берлин), "Зарубежного камерного театра" и "Театра драмы и комедии" (оба в Париже), драматической студии В.И. Томского (Харбин). Однако в 1930-ые годы гастроли из-за экономических проблем прекратились, а труппы распались. Поэтому драматическое искусство Зарубежья было не так широко известно на Западе, как, например, русский балет. Русское Зарубежье 1920-1930-х годов сохранило и обогатило культурное наследие дореволюционной России. Благодаря деятельности русских эмигрантов отечественная и мировая культура пополнилась новыми шедеврами искусства и научными открытиями, был накоплен мощный идейный потенциал, который начинает осмысливаться в современной России. Наблюдая за событиями в России со стороны, многие эмигранты изменили своё отношение к советской власти. Увидев, что белое движение сотрудничает с рвущим на части тело бывшей Российской империи антантовцами, а большевики под интернациональными лозунгами воссоединяют его, они решили вернуться. Ощущение перерождения советской власти витало в идейной атмосфере эмиграции. Выход в 1921 году сборника «Смена вех» дал мощный толчок к возвращению эмигрантов на Родину. В 1923 году в Советскую Россию вернулся А.Н. Толстой, который за год до этого в открытом письме Н.В. Чайковскому выразил чаяния эмигрантов- «сменовеховцев»: «Совесть меня зовёт не лезть в подвал, а ехать в Россию и хоть гвоздик свой собственный, — но вколотить в истрёпанный бурями русский корабль. По примеру Петра»[27]. Последовавшие вскоре в 1924 году декреты ВЦИК и СНК об амнистии участников белого движения ещё больше всколыхнули волну движение «возвращенцев». После прихода к власти Гитлера в Германии и становившейся все более очевидной нависшей над Россией опасности, многие творцы отечественной культуры и научные деятели, переживая за судьбу Родины, вернулись ещё до начала Великой Отечественной войны из эмиграции в СССР. Среди них были: писатель А.И. Куприн, поэтесса М.И. Цветаева, композитор С. Прокофьев, артист, певец и композитор А.Н Вертинский. Они продолжили творить на родной земле, приумножая отечественную и мировую культуру.
|