Революция в камне: советская архитектура
Советская архитектура 1920-х годов развивалась в ключе двух авангардных стилей: конструктивизма и рационализма. Первое направление основывалось на приоритете функционального назначения зданий, которое чётко выразил основоположник данного стиля французский архитектор Ш. Ле Корбюзье: «Дом — машина для жилья». Оно отрицало какие-либо декоративные элементы. Форма здания должна была соответствовать функции, поэтому для данного стиля были характерны совмещение цельных плоскостей с большими застекленными поверхностями, сочетание разных по композиции объемов. Конструктивизм нашёл отражение в творчестве членов ОСА (Объединение советских архитекторов), основанного в 1926 г. тремя братьями: А.А. Весниным, В.А. Весниным, Л.А. Весниным и М.Я. Гинзбургом. Он широко использовался в строительстве общественных и производственных зданий: московских Домов культуры (например, Дворца культуры Московского автозавода, 1930–1934 гг., архитекторы – братья Веснины), фабрик-кухонь, театров, здания Московского телеграфа, а также жилых домов – так называемых «домов-коммун» (общежитие-коммуна Текстильного института на улице Орджоникидзе в Москве) и даже школ. Особая «пролетарская» эстетика отразилась в проекте братьев Весниных здания Дворца Труда в Москве. Для близкого конструктивизму архитектурного рационализма было приоритетно восприятие пространства человеком. В 1923 году приверженцы этого направления объединились в Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА), в которую вошли Н.А. Ладовский, Н.В. Докучаев, В.Ф. Кринский и другие. Примером рационализма в архитектуре может служить жилой комплекс на Шаболовке (проект группы архитекторов под руководством Н.Н. Травина). Однако оторванный от насущных практических потребностей строящегося государства полёт фантазии архитекторов данного направления (что выражалось, например, в появлении проектов «летающих городов» Г.Т. Крутикова) стал поводом для обвинения его представителей в формализме. Одним из шедевров советской архитектуры является напоминающий шумерский зиккурат Мавзолей В.И. Ленина архитектора А.В. Щусева. Изначально он был выполнен из дерева, а к 1930 г. был заменен гранитным. Выбор в качестве основы проекта Мавзолея образцов древних храмов Месопотамии был обусловлен увлечением Щусева модными в то время оккультными науками. При создании этого символа советской цивилизации, архитектору удалось решить сложнейшую залачу – не нарушить гармонию с историко-архитектурным ансамблем Красной площади и в то же время передать глубокую идейность в монументальном надгробии Вождя новой эпохи. В 1930-е годы конструктивизм постепенно уступает место новому стилю – постконструктивизму или ар-деко. В отличие от конструктивизма 1920-х гг. с присущим ему архитектурным «аскетизмом», постконструктивизм 1930-х был богаче. В качестве украшений использовались углубленные своды арок, открытые обходные лоджии с колоннами на верхнем этаже, безордерные колонны, настенные изображения ярких цветов. Для постконструктивизма типично тяготение к горизонталям. Образцами данного стиля могут служить «Дом на набережной» в Москве (архитектор Б.М. Иофан), школа № 518 в Замоскворечье (архитектор И.А. Звездин), а также не сохранившийся до нашего времени жилой дом на шоссе Энтузиастов (архитекторы Г.С. Гурьев-Гуревич, А.М. Зальцман) и др. Во второй половине 1930-х годов постконструктивизм уступил место советскому монументальному классицизму или «советскому неоклассицизму». Во многом развитие данного стиля было связано с эстетическими пристрастиями Сталина, который ценил классику с её ориентацией на вечность и полагал, что именно это направление сможет наиболее выразительно, ярко и монументально передать дух эпохи. Особенностями данного стиля являются тяготение к ансамблю, богатый декор, колоннада, ордер, штукатурные фасады с лепниной и скульптурой. В советском неоклассицизме преобладала подчёркнутая вертикаль, здания вытянуты и обращены ввысь. При всей монументальности и торжественности архитектура 1930-х годов была человечна и свободолюбива, продолжая традиции дореволюционные русской архитектуры. Основоположниками советского неоклассицизма по праву считаются архитекторы И.В. Жолтовский и И.А, Фомин. Принципы неоклассицизма нашли свое отражение в Генеральном плане реконструкции Москвы (1935 г.), воплотились в жилом доме на Моховой (архитектор И.В. Жолтовский), в здании Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ, сегодня Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ (ГТУ)), (архитекторы С.Е. Чернышев и А.М. Алхазов). В период с 1931 г. по 1955 г. в стиле неоклассицизма были значительно перестроены большие транспортные магистрали: улица Горького (Тверская), Новодорогомиловская улица (Кутузовский проспект), Большая Калужская улица (Ленинский проспект), Ленинградский проспект и Садовое кольцо. Важно отметить, что при расширении магистралей в Москве дома, представлявшие историко-культурную ценность не сносили, а передвигали при помощи специальных технологий вглубь жилых массивов. В 1933 г. была создана Академия архитектуры СССР, которая занималась фундаментальными исследованиями по истории и теории отечественного и мирового зодчества. Социалистический реализм, провозглашенный в 1937 г. на Первом Всесоюзном съезде советских архитекторов как основополагающий принцип нового зодчества, предполагал развитие в многонациональной советской стране архитектуры, как тогда формулировали, «социалистической по содержанию и национальной по форме». Было найдено интересное решение, воплощенное в стилистическом синтезе традиций русской архитектурной классики и национальных мотивов зодчества народов СССР. Примером такой эклектики может служить здание Института истории партии при ЦК КП Грузии, возведенное по проекту А.В. Щусева, или здания по проектам А.И. Таманяна в Ереване. Особое значение в 1930-е годы приобрело развитие градостроительства. В первую очередь отстраивалась столица. В Москве в 1935 году открылась первая линия метрополитена имени Л.М. Кагановича (от «Сокольников» до «Парка Культуры»). Перед архитекторами стояла сложная задача - создать максимально удобное, оснащённое современной вентиляцией и эскалаторами, и в то же время самое красивое метро в мире для трудящегося народа. Главный архитектор Метропроекта С.М. Кравец пределил поставленную задачу: «Мы индивидуализируем все свои станции так, чтобы каждой придать особое, ей одной свойственное лицо. Мы осветим эти станции так, чтобы пространство равномерно заливалось светом, не беспокоящим глаза станций уральским и крымским мрамором»[16]. В результате были созданы красивейшие станции-дворцы, которые стремились ввысь, преодолевая «чувство прдземности». Все станции 1930-х гдов были глубокого залегания, что впоследствии позволило их использовать в качестве надёжных бомобоубежищ во время Великой Отечественной вйны. В Москве также появились новые мосты, набережные. Был создан знаменитый Центральный парк культуры и отдыха им. Горького (ЦПКиО; архитетор А.В. Власов) Велось экспериментальное строительство из крупных блоков по всей стране. С 1940 г. жилищное строительство проводилось в основном по проектам типовых секций.
|