Развитие скульптуры
14 апреля 1918 года в «Известиях» ВЦИК был опубликован отвечавший чаяниям большинства народа декрет Совета Народных Комиссаров «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработка проектов памятников Российской социалистической революции». СНК постановил воздвигнуть на месте памятников царям, которые напоминали о бесправии и угнетении народа, памятники выдающимся представителям российской культуры и науки, а также революционерам. Это соответствовало ленинскому плану «монументальной пропаганды». В течение трёх лет его осуществления в Москве было установлено 25 памятников, в Петрограде — более 15. Конкурсные модели проектов памятников выставлялись «на суд масс». Если памятник не нравился жителям города, то его сносили. Так было с памятником М.А. Бакунину скульптора-кубиста Б.Д. Королева, который по требованию москвичей убрали с Мясницких ворот. В советской монументальной скульптуре утвердился особый стиль: героический и в то же время простой и человечный. В реализации плана «монументальной пропаганды» приняли участие талантливые скульпторы, многие из которых проявили себя ещё в дореволюционные времена. Так, Н.А. Андреев создал памятник клятве Герцена и Огарёва на Воробьёвых горах, символ Малого театра – памятник А.Н. Островскому, памятник Дантону, знаменитую скульптуру «Рабочий»; Л.В. Шервуд – памятники Радищеву и Герцену; М.Г. Манизер – памятник Д.И. Менделееву, барельеф «Рабочий» на здании Петровского пассажа в Москве; С.Д. Меркуров – памятник Ф.М. Достоевскому, установленный на Цветном бульваре; А.Т. Матвеев – памятник Карлу Марксу; С.Т. Коненков – памятник Степану Разину. Здесь же впервые проявила себя и выдающийся мастер В.И. Мухина, впоследствии создавшая всемирно известный монумент «Рабочий и колхозница», который был установлен для советского павильона на Международной выставке в Париже 1937 года. Этот символ советской цивилизации отражал в новой форме «монумента-призыва» передовые идеи советского народа. Мухиной также принадлежит авторство красивейших памятников столицы: А.М. Горькому (в его создании принимал участие также И. Шадр) у Белорусского вокзала, П.И. Чайковскому у здания Московской консерватории и многих других. Народная тематика нашла отражение в работах талантливого скульптора И.Д. Шадра, который создал ряд шедевров, являвшихся символами советской культуры 1920-1930–х годов. Среди них монументальные бюсты «Рабочего», «Сеятеля», «Красноармейца», «Крестьянина». Они были созданы по заказу Госзнака и являлись оригиналами для рисунков, воспроизводимых на банкнотах и других ценных бумагах, выпускаемых Гознаком, а также на марках. За это в обиходе эти работы получили название «денежных мужиков». Тема революции являлась стержневой в творческих исканиях скульпторов, за десятилетие приобрела новое продуманное и часто аллегорчиное звучание. В 1927 г. И.Д. Шадр создал шедевр реалистического искусства, получивший всемирную известность «Булыжник-оружие пролетариата, 1905 год», А.Т. Матвеев – знаменитую композицию «Октябрь». Важное, символически-эпохальное место в советской монументальной скульптуре принадлежит «Лениниане». Выдающемуся советскому ваятелю Н.А. Андрееву удалось предать образ «Великого вождя революции» и одновременно, «самого человечного человека» в более ста скульптурных портретах. К образу Владимира Ильича обращались крупнейшие скульпторы Советского Союза: И.Д. Шадр, С.Д. Меркуров, В.В. Козлов Героический пафос социалистических преобразований и достижений 1930-х годов также нашел отражение в памятниках монументальной скульптуры. В это время оформляются грандиозные архитектурные ансамбли, вестибюли и станции Московского метрополитена, павильоны Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (впоследствии Выставка достижений народного хозяйства – ВДНХ). Принимая участие в их оформлении, советские ваятели смогли по-новому передать соотношения между скульптурным монументом, окружающим пространством и архитектурой. Пространство или интерьер подчёркивали в их произведениях глубину идейно-образного содержания и динамику форм и становились неотъемлемым элементом скульптуры. Например, один из самых красивых, высокохудожественных памятников В. И. Ленину работы И. Шадра, установленный на ЗАГЭС смотрится настолько органично, что его сложно представить в другом месте. Самым естественным образом смотрятся бронзовые скульптуры-образы советского народа (скульпторы М.Г. Манизер, А.А. Пликайс, Л.К. Жданов, В.А. Пузеревский, А.И. Денисов) в отведенных для них нишах-арках на станции московского метро «Площадь Революции». Эти шедевры камерной скульптуры по праву можно отнести к жанру портрета, поскольку прообразами всех 76-ти статуй являлись реальные люди. В этом жанре ярко проявила себя С.Д. Лебедева, которая создала в реалистической манере серию замечательных образов: «Портрет Дзержинского», «Портрет Чкалова», «Портрет «Портрет С. М. Михоэлса», 1939; «Портрет Мухиной». В 1930-е годы в СССР утвердился культ спорта, физкультуры, правильного образа жизни, позитивного настроения, что нашло отражение в серии скульптур, которые устанавливались в парках культуры и отдыха. Обращаясь к классическому наследию древней Греции и античного Рима, передающему совершенство пропорций тела атлетов, советские ваятели наполнили его новым - соцреалистическим содержанием. Символами советской эстетики здорового, физически развитого и нравственно совершенного человека стали: серия работ «Девушка с веслом» скульпторов И.Д. Шадра и Р.Р. Иодко; «Дискобол» и «Штангист», «Борцы» М.Г. Манизера; «Бег», «Пловчиха» и «Дискобол» А.Н. Самохвалова; «Серафим Знаменский», «Девочка с бабочкой» С.Д. Лебедевой. В 1939 г. на Всемирной выставке в Нью-Йорке была выставлена монументальная скульптура И.М. Чайкова «Футболисты», произведшая колоссальное впечатление на зрителей - советский скульптор смог передать в бронзе полёт: один спортсмен композиции завис в падении, а второй застыл в прыжке. Вся композиция держалась на одной точке опоры.
|